Еще раз оговорюсь, что я не агитирую, как у блоггеров принято, а делюсь идеями и предлагаю направление для самостоятельных поисков информации.
По поводу низов мы
уже прошлись, перейдем к оставшимся двум признакам революционной ситуации. Начнем с объективного:
невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство, ситуация, когда верхи не могут править по-старому
Надеюсь не требует дальнейших пояснений дальнейший переход на особенности современного российского государства, как монополиста всякого организованного насилия на этой территории. И тут опять придется рассмотреть переходный процесс от государственного аппарата позднего СССР к госаппарату РФ. Остановлюсь на важной к.м.к. стадии этого процесса - фактической ликвидации партийного руководства. Однако рассмотреть этот процесс предлагаю со стороны именно аппарата. Кроме подробно обсосанной обществоведами идеологической функции партийное руководство осуществляло еще 2 не менее важных:
1. Обеспечивало горизональные связи и оперативность управления.
2. Решало вопрос подготовки и расстановки кадров.
Понятно, что эти функции были далеки от идеальных, однако они были ликвидированы и не скомпенсированы никаким и другими механизмами. При этом хозяйственный аппарат СССР дошел до наших дней в более-менее неизменном виде (естественно с поправкой на господствующий способ производства).
К каким последствиям это привело:
1. Система государственной власти получилась абсолютно негибкой. Т.е. например теория о том, что любой конфликт следует решать в суде автоматически откладывает его решение на полгода и более.
2. Фактически утратилась обратная связь с управляемым объектом (поскольку единственная сохранившаяся в РФ оценка эффективности действий органов власти - финансовый результат, управление выглядит все более и более абстрактным).
И наконец самое интересное из последствий - кадровые проблемы. Вся история молодой российской государственности - просто освоение "кадрового ресурса" СССР. Никаких собственных специалистов по государственному управлению система образования РФ родить не смогла. Существа, имеющие соответствующую запись в дипломах в советское время по своим деловым качествам не годились бы даже в письмоводители. Т.е. нынешних государственных управленцев заменят "специалисты", рассматривающие процесс управления как некий эквивалент абстрактного труда, принятый в базисе. Однако в надстройке абстрактный труд практически не применим, т.к. отсутствует естественная для базиса система оперативной оценки принимаемых решений - через расчет ожидаемой прибыли. С учетом первых двух последствий, с обновлением кадрового состава государственных органов нас ждут весьма интересные времена.