Набрел на любопытную точку зрения относительно исторических перспектив ЗАО РПЦ:) -
http://chaotickgood.livejournal.com/77248.html#cutid1). Полагаю, будет нелишним "перетереть" данный аспект в нашем узком и страшно далеком от народа кругу, особенно в связи с тем,
(
Read more... )
Эта роль вполне соответствует его официальной должности - он же представитель Патриархии по связям с общественностью. Вот патриархия, в его лице, и проверяет, какие связи она может себе позволить, а от каких пока стоит воздержаться.
Что до исторических перспектив РПЦ, то, думаю, тут всё ясно. РПЦ обрела большую экономическую власть благодаря конъюктуре девяностых и ряду удачных коммерческих вложений (привет господину Гундяеву, до интронизации щеголявшего кличкой "табачный митрополит", вместо панагии). Но эта позиция крупной государственной корпорации, беспошлинно торгующей табаком и водкой и узурпирующей выгодные землеоотводы под смехотворными лозунгами реституции - не подкреплена силой. У них просто нет людей, нет штата. И никакого пополнения не предвидится - единственный имевший место рост численности прихожан имел место сразу по окончанию перестройки и был очень недолговечен. Как инструмент государственной пропаганды РПЦ тоже не сможет предложить никаких услуг - её пастырям просто нечего сказать гражданам предельно урбанизированной, индустриальной страны.
Разумеется, диспропорция между влиятельностью церкви, как института, и её физической силой - исчисляемой по головам прихожан - будет расти вместе у упадком численности последних, и роль РПЦ сойдёт на нет лет за двадцать-тридцать, она станет чисто-декоративной, возможно паразитируя на известных мемориальных предрассудках, отпеваниях и т.д. Поголовно православного чиновничества и губернаторов на молебнах не будет точно - уже сегодняшней Церкви нечего предложить даже менее знатным людям.
Reply
В условиях крайней мелкобуржуазности социального поля пропаганда религиозности имеет все шансы на развитие.
Вообще, РФ постоянно ищет параллели в США - вот последние дебаты по защите "своего жилища, семьи и собственности" в связи с армянским ножевиком из Тульской области показывают, что позиция россиян не европейская, а околоамериканская.
А американское общество по любому поводу поминает Господа и его силу. В этом плане, как писал консервативный Хантингтон, Европа с ее упадком религиозности демонстрирует совершенно нетипичный подход в мировой практике.
Повсеместно околорелигиозность, квазирелигиозность получила немалую силу.
Это любопытный и не до конца понятый феномен. Думаю, Вы мыслите в духе теорий 1950-1970-х, а не 1980-х-2010-х.
Reply
Leave a comment