Метаморфозы "Рабкора"

Apr 11, 2012 18:22

Рабкор, похоже. начал избавляться от возможности комментировать, ранее предоставлявшейся читателям ( Read more... )

Leave a comment

Re: Рабкор sashaklain April 16 2012, 20:04:35 UTC
\\\\\Потому что крестное знамение - традиционный культурный стереотип. Это просто воспоминание о Христе, о наработанных веками смыслах и образах.\\\\\

Вся религия основана на стереотипах. А вера в Бога это не сверхъестественное, или он есть? )) Одно дело - читать в детстве сказки, повзрослев понять, что это выдумка, и дело другое - религия - выдумка, но взрослые в неё охотно верят.

\\\\\Религиозность же, по идее, есть вера в сверхъестественное.\\\\\\
Вот Шубину бы разобраться в чем тут дело и нам глупым объяснить, а он в вере признается, более того, делает совсем гадкую вещь, отделяет Бога от церкви. Церковь - плохо, а вера в Бога - это неплохо. Кто же тогда канонизировал и материализовал все образы и атрибуты, в которые «ученый» Шубин верит («Праздник святого Йоргена»)?

\\\\Крестясь, вряд ли человек осознает бытие потусторонних сил - он просто совершает стереотипное действие. \\\\\\
Ага и это стереотипное действие вдруг массово "воскресло" в перестройку, даже в среде патентованных коммунистов.
Я наоборот считаю, что те, кто крестится, уж точно верят в Бога (за исключениями) и уж точно это не Аллах. )

Reply

Re: Рабкор romdorn April 17 2012, 06:19:00 UTC
//Вся религия основана на стереотипах. А вера в Бога это не сверхъестественное, или он есть? ))//

Вся культура основана на стереотипах. А значит, религиозная специфика тут не главное. Жена моя тоже не согласилась со мной. Мы пришли к выводу, что крестное знамение - разновидность магизма, а магизм есть ПРЕДрелигиозное состояние.
С другой стороны, она подвергла мои взгляды на религию критике - у меня вышло, что религиозными можно назвать только грамотных людей, осмысленно верующих)).
Ну да - иначе придется в религиозных включить всех плюющих через левое плечо (например, советских офицеров-летчиков из сталинского фильма "Небесный тихоход")) в верующие)). И всех, кто не бреется перед дальней дорогой, кто избегает черных кошек, кто избегает числа 13 и т.п.
К какой религии относятся все эти страхи?

Полагаю, что простейшие магические действия помогают людям упорядочивать свою жизнь. Аналог - регулярная стрижка. Если мытье головы или рук имеют научное обоснование в виде понятия гигиены, то "аккуратная стрижка" является чисто культурным, оформляющим феноменом. От того, какой длины у Вас височки и как побрит Ваш затылок, никому ни жарко, ни холодно.
Но это некая ТРАДИЦИЯ, ТАК ПРИНЯТО. Вот и некоторые действия как бы религиозного характера носят такой характер традиции - как в советское время стало традицией отмечать 7 ноября дружеским застольем, так нынче стало возрожденной традицией отмечать Пасху и т.п.
Думаете, сплошь сознательные коммунисты-ленинцы бухали на годовщину Октябрьской революции?))

А насчет Бога - его бытие не доказано, конечно, и с научной точки зрения его нет. Но тут надо понимать конвенциональность положений науки. "Что сейчас не доказано, то относится к области гипотез и оперировать этим в каких-то построениях нельзя" - вот что говорит наука.
Но такой подход ничего не говорит нам о фактическом бытии-небытии Бога: "одни верят, что Он есть, другие, что Его не существует. И то, и другое недоказуемо" - вполне грамотно формулировал незабвенный пастор из "Берегись автомобиля".

//Одно дело - читать в детстве сказки, повзрослев понять, что это выдумка, и дело другое - религия - выдумка, но взрослые в неё охотно верят.//

Если быть последовательным, надо и сказки запретить. Вот Крупская запретила их в свое время и приказала изъять из библиотек. Вопрос в том, не станет ли культура запредельно плоской и скучной при столь тотально рационалистическом подходе?
Поэтому сказки быстренько вернули)).

И религия не выдумка, а форма общественного сознания, которая до развития науки была вполне себе эффективным способом упорядочивать действительность в сознании людей.
Сейчас она уже имеет шаткие позиции, но сохранила она свои позиции исключительно в гуманитарной сфере (!), что лишний раз доказывает ее ненаучность на сегодняшний день. Ведь вот самые махровые верующие вряд ли станут утверждать о физических явлениях религиозные представления: что Земля плоская, что над нами небесная ТВЕРДЬ, что Бог создал все за 6 дней в нашем календарном понимании. Начнутся уклончивые рассказы про символизм и аллегории)).
А вот в сфере общественного бытия мы вполне себе руководствуемся представлениями талиона, единобрачием, декалогом и т.п.

Reply

Религия romdorn April 17 2012, 06:19:18 UTC

//Я наоборот считаю, что те, кто крестится, уж точно верят в Бога (за исключениями) и уж точно это не Аллах. ) //

Ох, Сашхен, что ж Вам Аллах покоя не дает. Из чего Вы заключили, что христианский Бог и Аллах - разные существа? Аллах - это специфическое обозначение единого Бога. Специальное слово понадобилось мусульманам, чтобы исключить возможность уменьшительного (божок) и множественного словоупотребления (боги).
Аллах=Бог, только по-арабски, и более строго, потому что и Гермес какой-то там бог. Так что арабы недаром математику развивали - они и в определении Бога приблизились к терминологичности словоупотребления.
Я тоже долго не мог понять, зачем мусульманам специальное слово, и в Стамбуле в Айя-София, кажется, взял брошюру на русском про ислам, где вот этот момент был растолкован.

Вера вере рознь. Из подлинной религиозной веры должны вытекать действия по утверждению особого миропорядка, а если человек не исключает существования некой первоматерии и т.п. - то это вопрос дискуссионный, но в целом не мешающий коммунистическим идеалам.

Коммунисты не равны ж марксистам, претендующим на особый материализм и все такое. Коммунистом был и святой Томас Мор.

Reply

Re: Религия romdorn April 17 2012, 06:36:19 UTC
//Вот Шубину бы разобраться в чем тут дело и нам глупым объяснить, а он в вере признается, более того, делает совсем гадкую вещь, отделяет Бога от церкви. Церковь - плохо, а вера в Бога - это неплохо. Кто же тогда канонизировал и материализовал все образы и атрибуты, в которые «ученый» Шубин верит («Праздник святого Йоргена»)? //

Я так понял Шубина, что он критически относится к реальной, актуальной Церкви, а не церковному институту вообще.
Без Церкви вера быстро превратится в самодеятельность, как и научная деятельность у себя на кухне дальше алхимии не пойдет)).
А критиковать Церковь никому не возбраняется. По тем же Пусси Райот мнения церковников разделились.
Но так как Церковь, как любая организация, иерархична, мнение какого Кураева маловажно - важна позиция Гундяева, Чаплина и тех, кто вообще сильно не светится - ведь Чаплин и Смирнов или Вигилянский - они ж мелкие сошки - не митрополиты, не архиепископы, не иерархи. Вот их там сколько: http://www.patriarchia.ru/db/persons/

Это просто пресс-секретари и пиарщики, а не люди, принимающие решения. Но свое мнение они иметь могут - просто в силу служебной дисциплины не должны его высказывать публично.
Мирянам же негоже афишировать сомнения в институтах организации, куда они ходят в надежде спасти свою душу - сиди тогда дома и спасайся кустарно - но это противоречит вероучению.

РПЦ - это хорошо структурированная, развитая общественная организация с многовековыми традициями. Вот их Устав: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/

Он очень грамотно и продуманно составлен, что говорит об уровне юристов, работающих на РПЦ. Всякие там правозащитники и т.п. и рядом не стоят - самодеятельность какая-то.

Но сами сомнения возможны. Для того духовники и есть - с ним по душам поговори и выскажи, что думаешь. Эдакий религиозный психоанализ)). И у священника обычно есть свой духовник - другой священник.

А то, что Шубин верит в Бога - ну так кому от этого хуже? Пусть себе верит на здоровье. А если формулирует туманно - так то не со зла, а по причине недоразвитости общественных наук.

Reply

Re: Религия sashaklain April 17 2012, 12:17:04 UTC

\\\\\Ох, Сашхен, что ж Вам Аллах покоя не дает. Из чего Вы заключили, что христианский Бог и Аллах - разные существа \\\\\

Мне лично вообще на все эти божества с большой колокольни ))

Я к тому, что разные обряды, названия и все прочее

Reply

Re: Рабкор sashaklain April 17 2012, 10:06:49 UTC
\\\\\Мы пришли к выводу, что крестное знамение - разновидность магизма, а магизм есть ПРЕДрелигиозное состояние.\\\\\\

Да, ну. Крестное знамение, во-первых, отличается, у православных одно, у католиков другое. Я и пишу, что мусульмане себя крестом не осеняют, а падают на коленки. Никакого магизма я здесь не вижу, самая настоящая религиозная традиция, причем церковь точно говорит, как надо правильно креститься.

\\\\\\К какой религии относятся все эти страхи?\\\\\

Вооот! Тогда должны говорить о психологии человека,происхождении его страхов на тот или иной счет. А не заявлять, что вера в Бога это гуд!

\\\\\Полагаю, что простейшие магические действия помогают людям упорядочивать свою жизнь.\\\\\\

Опять же помогают, или на самом деле мешают, зависит от взгляда на предмет. Когда человек видит, черную кошку перешедшую ему дорогу, а потом плюет на право и налево или вовсе идет другой дорогой, это самая настоящая фобия, или тревожное расстройство. Но, человек через самовнушение (проделав некоторое действие), считает, что оно ему помогло, но он уже обречен по жизни быть зависимым в этой постоянной тревоге, которая по определению мешает жить.

Reply

Re: Рабкор sashaklain April 17 2012, 10:30:11 UTC

Так вот продолжу мысль. Если стереотипное мышление навязанное ребенку в детстве взрослыми (заразили подобными стереотипными страхами), скорей всего повзрослев, он будет копировать (повторять) все эти же самые ошибки.
Значит, мы говорим, что вера в Бога это пережиток (а прогневать Бога, ни кому из верующих не хочется, в том числе и потому ,что люди боятся смерти, и хотят жить после нее в раю), поэтому, сама вера в сверхъестественное или непознанное, есть штука вредная (чаще всего для самого субъекта), основанная на непостижимом, на страхе. Так как человек свое бытие воспринимает менее адекватно, значит он будет не только креститься, но и много чего ещё. Искоренение религиозных стереотипов надо поощрять, только на смену ему должна прийти другая культура, куда более развитая.

Reply

Религия, крестное знамение и проч. romdorn April 17 2012, 13:46:34 UTC
//Крестное знамение, во-первых, отличается, у православных одно, у католиков другое. Я и пишу, что мусульмане себя крестом не осеняют, а падают на коленки. Никакого магизма я здесь не вижу, самая настоящая религиозная традиция, причем церковь точно говорит, как надо правильно креститься. //

Не пойму, что это доказывает. Я и сам говорю: многие века религия была ОСНОВНОЙ формой гуманитарной культуры, оказывала решающее влияние на право, историю, литературу и философию.
Ясное дело, что искоренить влияние религии махом до основанья невозможно, а психологически, полагаю, и вредно - потому что соорудить столь же сложно культурное здание в сознании людей не удастся в ограниченные сроки.
Антирелигиозная деятельность большевиков оказалась ошибочной, как мы можем судить уже с позиций сегодняшнего дня: пользы от нее негусто, а вреда в виде репутационных потерь просто немеряно.
А ошибка как раз и коренилась в скороспелости - подавай им коммунизм немедля - вот и сидим теперь вдали от всякого даже намека на коммунизм)).

Так вот - раз традиции различаются - католическая, исламская и православная, скажем, то неудивительно, что люди, воспитанные в некой культурной парадигме, наследуют часть традиций своей культурной парадигмы (или понравившейся им наиболее). В частности, меня агитировали покреститься где-то с 1993 года. Я возражал: почему именно в православие? Говорят: это наша религия.
Отвечаю: так надо ж не "по крови" воспринимать, а по духу, по рассуждению.
В итоге я колебался до 1999 года, когда совершил ряд неблаговидных поступков, испугался сам себя, порешил, что в меня вселились демоны, и принял решение о крещении.
В середине 90-х я рассматривал вариант принятия ислама, но он отвратил меня слишком строгим подходом к вере. Выход из ислама - смерть, на фига мне это надо?
В 1999 я стал ходить в разные церкви - потому что книжные доктрины - это одно, а живое впечатление от службы - другое.
Я убедился, что самый мягкий вариант веры как раз и есть православие - в силу чего на Рабкоре резко возражал Колташову, изображавшему РПЦ как нечто дремуче-злобное.
И 25.12.1999 я принял крещение в Измайловском соборе)).

//должны говорить о психологии человека,происхождении его страхов на тот или иной счет. А не заявлять, что вера в Бога это гуд! //

Сначала давайте определимся, что есть вера в Бога. Предлагаю создать отдельную ветку обсуждения.

//\\\\Полагаю, что простейшие магические действия помогают людям упорядочивать свою жизнь.\\\\\\

Опять же помогают, или на самом деле мешают, зависит от взгляда на предмет. Когда человек видит, черную кошку перешедшую ему дорогу, а потом плюет на право и налево или вовсе идет другой дорогой, это самая настоящая фобия, или тревожное расстройство. Но, человек через самовнушение (проделав некоторое действие), считает, что оно ему помогло, но он уже обречен по жизни быть зависимым в этой постоянной тревоге, которая по определению мешает жить.//

Жизнь есть смертельная болезнь с летальным исходом - так что никакая жизнь не будет полна радости без конца)). Однако верующие дали так много прекрасных творческих достижений, что странно звучит про какую-то их обреченность.

Reply

Re: Религия, крестное знамение и проч. v_vodokachkin April 17 2012, 15:28:09 UTC
//колебался до 1999 года, когда совершил ряд неблаговидных поступков, испугался сам себя, порешил, что в меня вселились демоны, и принял решение о крещении//
- эпическая сила! Это что ж надо натворить, чтоб так плющило! Применительно к себе могу представить разве лишь то, что непонятно с чего зажарю и съем любимую собаку. Ну, или вдруг со мной добровольно произойдет то, что, согласно одной из старых песен "Ленинграда", "самое страшное, что может случиться"(с):)

Reply

Re: Религия, крестное знамение и проч. v_vodokachkin April 17 2012, 15:39:18 UTC
//Антирелигиозная деятельность большевиков оказалась ошибочной, как мы можем судить уже с позиций сегодняшнего дня: пользы от нее негусто, а вреда в виде репутационных потерь просто немеряно//
- скорее уж, можно сказать, что она была непоследовательной, поверхностной и крайне бестолково организованной. Ну, так а фиг ли ждать в стране с диким уровнем неграмотности вообще и среди правящей партии тех самых большевиков в частности (небось, тов. Макар Нагульнов изображен практически с натуры, и заметьте, не каким-нибудь злобным антисоветским автором). Опять же, и свернута она была явно преждевременно. А далее разразилась "оттепель", и интеллигенция ради эпатажу ударилась в околорелигиозные игры ("в церкву едут поутру все интеллигенты"(с)Башлачев). Широкие же слои населения, привыкшие данную самопровозглашенную интеллектуальную элиту воспринимать как властителей дум и все такое, глядя на них, ряззявили рты - вот же ж, бляха-муха, писатели с режиссерами про боженьку намекают...

Reply

Насчет бытия б-га v_vodokachkin April 17 2012, 15:17:35 UTC
//Но такой подход ничего не говорит нам о фактическом бытии-небытии Бога: "одни верят, что Он есть, другие, что Его не существует. И то, и другое недоказуемо" - вполне грамотно формулировал незабвенный пастор из "Берегись автомобиля"//
- помнится, на обычно аполитичной Ганзе, где время от времени всплывают разные верующие деятели, был бурный диспут, если не сказать - срач, посвященный вопросу как раз бытия-небытия. И было сформулировано положение, которое я обожаю при случае цитировать: "Утверждать, что верующие верят в существование бога, а атеисты верят в то, что его не существует - равнозначно утверждению, что курящие курят табак, а некурящие курят его отсутствие". Доказывать его небытие нет никакого смысла, ибо кто постулирует наличие, тот пусть и доказывает. Атеизм же попросту "не нуждается в этой гипотезе"(с)Лаплас.

Reply


Leave a comment

Up