Притча

Apr 08, 2014 11:10

Оригинал взят у berlong в Притча
И сказал Бог: да будет Свет, и стал свет… Бытие.1:2.
Господь Бог есть Огонь всепоядающий… Втор.4:24.

И символ миросозерцания всех атеистов мира сюда же вставлю:
«Мир не создан никем из людей и богов. Он является тем вечным Огнем, который закономерно вспыхивает закономерно угасает, согласно неизменным законам природы…» Гераклит Эфесск.

Проникновение в тайну постижения божественного

Еще в начале своего служения в Кременчуге, мне на глаза попалась дивная повесть, в которой говорится, что разные люди по разному веруют, но под одним Богом ходят. Говорят, что эта повесть принадлежит Льву Толстому, а Лев Толстой говорил, что взял ее, в свою очередь, у другого писателя (Бернарден де Сен-Пьера), а он всего лишь несколько изменил ее и расширил. Ясно, что повесть сия универсальна. И гласит, о той великой истине, что нет бога иудейского, христианского, исламского… Есть один Бог! А все остальное, всего лишь ступени нашего познания. Подражая великим, многое из того, что читал в ней, я изложу, так как есть, но многое и себе изменю и добавлю и рассказ этот, как он запечатлелся в памяти и сложился в моем воображении, есть такой:

Была в индийском городе Сурате кофейная, и сходились туда из разных земель проезжие гости иностранцы отдыхали, пили чай, кофе и естественно, как в таких случаях бывает, много беседовали.
Заходит туда раз персидский ученый, богослов. Он всю жизнь изучал сущность Божества, читал и писал о том книги. Долго думал он, читал и писал о Боге и в конце концов зашел у него ум за разум, спуталось у него все в голове и дошел он до того что вообще перестал верить в Бога. Так то всю свою жизнь рассуждая о первой причине, запутался несчастный богослов и вместо того, что бы понять, что у него самого уже не стало больше разума, стал думать, что не стало высшего Разума - Бога управляющего вселенной.

Был у этого богослова раб африканец, ходивший за им повсюду. Когда разуверившийся богослов вошел в кофейную, раб африканец остался на дворе за дверью, и сел на припеке солнца отгоняя от себя мух, а сам богослов лег на диване кофейной, повелев подать себе чашку чая. Когда чай стал расшевеливать его мозг, он позвал своего раба и обратился к нему во всеуслышание с таким вопросом:

-Что, раб презренный, скажи мне сейчас, как ты думаешь, есть ли Бог или нет?
-Разумеется, есть! - сказал горячо и уверенно раб, и тотчас достал из за пояса маленького божка-идола, - вот мой бог, который хранит меня с тех пор как я живу на свете. Бог этот сделан из сучка священного дерева, которому все поклоняются в моей стране.
Услыхав этот разговор между богословом и рабом бывшие в кофейной гости и удивились. Удивительным им показался вопрос господина и еще более удивительным ответ раба. Один брамин, индийский жрец, обратился к рабу и сказал:

-Несчастный безумец! Разве можно думать, что бы Бог мог находиться за поясом у человека? Послушай меня, вот я расскажу, что такое Бог. Бог есть один - Брама и этот Брама больше всего мира, так как он сотворил весь мир. Брама есть единый, великий и истинный бог, тот бог, которому построены множество храмов на берегах священных рек Инда и Ганга, тот бог, которому служат его единственные в мире и истинные жрецы - брамины. Одни только эти жрецы знают истинного бога. Прошло уже почти двадцать тысяч лет как существует наша вера и сколько ни было переворотов в мире, вера наша остается такой же, потому, что Брама есть единый, великий и истинный бог!
Так заключил брамин, думая и всех остальных убедить в своей вере. Однако бывший тут еврей вскочил и возразил ему:

-Нет, - сказал еврей, - храм истинного Бога не в Индии! И Бог не покровительствует касте браминов. Истинный Бог есть бог не браминов, но Бог Авраама, Исаака и Иакова и покровительствует истинный Бог только одному единственному своему народу израильскому. Бог, с начала мира не переставая любил и любит один только наш народ. И если теперь и рассеян наш народ по земле, то это только испытание, а Бог, как и обещал, опять соберет народ свой в Иерусалим дабы восстановить чудо древности - иерусалимский храм и поставить Израиля правителем над всеми народами!

Так сказал еврей и заплакал от волнения. Он хотел продолжать речь, но бывший тут итальянец перебил его:

-Неправду вы говорите, - сказал итальянец еврею, - рассуждая так, вы приписываете Богу величайшую несправедливость. Бог не может любить один народ больше других. Напротив если Он раньше и покровительствовал прежде Израилю, то вот уже почти две тысячи лет прошло с тех пор как Бог разгневался на Израиля и в знак Своего гнева рассеял этот народ по земле, так, что вера ваша не только не распространяется, но лишь кое где остается. Бог не оказывает предпочтения никакому народу, а призывает всех тех, которые хотят спастись в лоно единой истинной римско-католической церкви и веры, вне которой нет, и не может быть спасения!

Так заключил итальянец. Но, бывший тут протестантский пастор поднялся, и крайне вознегодовав, сказал католическому миссионеру:

-Как смеете вы говорить такое?! Каким правом вы можете утверждать, что спасение возможно только в вашем исповедании? Знайте же - спасутся только те, которые по Евангелию будут жить и служить Богу в духе и истине по закону Иисуса Христа!
Тут подскочил турок, служащий в кофейной и страстно желая обратить в свою веру гостей, не заговорил, но закричал к ним:

-Напрасно вы так уверены в истинности вашей римской веры! Ваша вера в 622 году отменена и заменена истинною верою Магомета. И как вы сами видите, истинная вера магометанская все больше и больше распространяется в Европе, Азии, Америке и даже в самом Китае. Вы сами признаете, что евреи отвержены Богом и доказательством тому приводите, что они в рассеянии и вера их не распространяется. Признайте же истинность веры Магомета, так как она находится в величии и постоянно распространяется.. Но оговорюсь, что спасутся в ней только последователи Омара, а не Али, так как последователи Али уже неверные. (Это у мусульман раскол, что то вроде у нас на католиков и православных).

При этих словах магометанский муфтий, принадлежащий к секте Али хотел, что то возразить, но в кофейной в это время поднялся великий спор, шум, гам, крики между бывшими тут иностранцами разных вер и исповеданий. Были здесь и буддийские ламы, китайские конфуцианцы, исмаилиты, и огнепоклонники Зороастра. Все спорили о сущности Бога, как правильно почитать Его.

Один только бывший тут путешествующий православный монах сидел смирно в углу кофейной и не встревал в спор. Он, сосредоточенно молясь, перебирал четки, пил чай временами, сосредоточенно слушал о чем говорили, но сам молчал.

Католик с протестантом, заметив его посреди яростного спора, обратились к нему:

-Поддержи же хоть ты нас, ты ведь тоже как и мы веруешь и живешь по Евангелию, христианин именуешься. Скажи, что ты думаешь о Боге?
-Да, да. Скажи, что ты думаешь о Нем, - обратились к нему и все остальные посетители кофейной.
Монах закрыл глаза, подумал, затем открыл их. Воцарилась всеобщая тишина, и он в это время заговорил тихим и спокойным голосом:

-Братие, - сказал он, - мне кажется, что самолюбие людей, гордость сатанинская более всего другого мешает их согласию в деле веры. Если потрудитесь меня выслушать, я объясню вам все это примером.

-Слушаем, - сказали притихшие гости.

-Я выплыл из Афона в Сурат на английском пароходе, обошедшем вокруг света. По пути мы пристали к восточному берегу острова Суматры, что бы набрать воды. В полдень мы сошли на землю и вошли в кофейную, стоящую в тени кокосовых пальм. Нас собралось там десяток человек гостей из разных земель. Пока мы сидели, к нам подошел слепой со своим рабом. Человек этот ослеп, как мы позже узнали, от того, что слишком долго и упорно смотрел на солнце. А смотрел он так долго и упорно от того, что захотел узнать, что такое солнце. Он хотел это узнать, что бы завладеть светом солнца. Бился он долго, пускал в ход все науки, ему хотелось захватить несколько лучей солнца и закупорить их в бутылку, для дальнейших исследований.

Долго он бился и все смотрел на солнце и ничего не мог сделать, а сделалось с ним только то, что от солнца у него заболели глаза и он ослеп. Тогда сказал он себе: Свет солнечный не жидкость, потому что если бы он был жидкостью, его можно было бы переливать и он колебался бы от ветра. Свет солнечный тоже не огонь, так как если бы это был огонь, он бы тух в воде. Свет солнечный не тоже не дух, потому что виден и не тело, ибо им нельзя двигать. А так как свет солнечный не жидкость, не твердое, не дух, не материя - то свет солнечный ничто! Когда же он стал совершенно слеп, тогда с уверенностью сказал, что солнца в природе нет и следовательно быть не может.
Подошедший со слепцом раб, посадил своего слепого господина в тени кокосового дерева. Пока раб что то приготовлял к дальнейшей дороге, слепой вздохнув спросил его:

-Ну что раб, правду я тебе говорил, что солнца нет? Видишь как темно вокруг. А говорят солнце, солнце. Да что оно такое? Кто его видел когда, обладал им или хотя бы держал в руках?
-Я малограмотен и посему не знаю что такое солнце, - сказал раб, - а вот что такое свет - знаю, - и при этих словах он вытащил маленький глиняный светильничек-ночник. - Вот мое солнце! Мне от него светло и тебе могу им службу оказать и все найти в нашем шалаше.

Тут же рядом сидел хромой с костылем. Услыхав такие странные речи, он засмеялся.
-Ты видно от рождения слеп, - сказал он слепцу, - что не знаешь, что такое солнце? Я тебе сейчас расскажу, что оно такое: солнце огромный шар, причем огненный шар и этот шар каждый день выходит из моря и каждый вечер садится в горах нашего острова. Это мы все видим и ты бы видел ежели бы был зрячий.

Рыбак сидевший рядом возразил хромому:

-Нет, неправда! Солнце не садится в горах вашего острова. Видно ты не был нигде далее своего острова, Если бы ты не был хром, да поплавал по морю, то видел бы, что солнце как выходит утром из моря, так вечером и обратно садится в море. И говорю верно, и утверждаю истинно, потому что каждый день вижу это своими глазами.

Услыхал это египтянин и себе включился в спор.

-Неправду, вы рыбак, говорите! Удивляюсь, как может взрослый, умный человек говорить такие глупости! Разве можно, что бы огненный шар опускался в воду и не потухал. Если бы вы былина моей великой родине, Египте, то воочию убедились бы в том, что солнце утром встает из сыпучих песков Аравии, а вечером садится в жарких песках африканской Сахары. Только такие невежественные люди как вы, не бывавшие нигде дальше своего острова и своего моря, можете воображать себе, что солнце светит только на ваш остров или на ваше море.

Тут, потеряв спокойствие и равнодушие, подскакивает хозяин японского корабля. Нет! - Сказал он, и это неправда. Солнце не встает из египетских песков и не ходит округ Индии и ее горы. Я много плавал по морям и океанам, бывал на берегах Аравии, на Филиппинах и на Мадагаскаре, то узнал и понял, что солнце освещает все земли без исключения. Оно встает у островов Японии и потому острова те называются «Япан», что значит рождение солнца. Садится же оно далеко, далеко за островами Англии. Я это хорошо знаю, потому что и сам видел много и слышал от деда, а дед мой мореплаватель плавал до самих краев моря.

Он хотел еще что то сказать, но английский матрос нашего корабля перебил его:

-Нет земли кроме Англии! - Среди яростного спора закричал он. - В Англии, королеве морей, лучше всех знают, как правильно ходит солнце. Как знают ученые Англии, солнце вообще нигде не встает и нигде не ложится, а ходит непрестанно вокруг земли. Мы это хорошо знаем, потому что сами обошли вокруг света и нигде не наткнулись на солнце. Везде оно, как и здесь утром показывается, а вечером скрывается…

Англичанин взял палку и хотел на земле начертить круг, но в это время между гостями иностранцами поднялся такой неистовый спор, шум, гам, что невозможно было ничего говорить. Все кричали, махали руками и доказывали, что только из их земли правильно и истинно видно как ходит и как ведет себя солнце.

Тогда англичанин посреди этого страшного шума обращается к кормчему своего корабля:

-Поддержи же хоть ты меня, что ты молчишь?! Растолкуй им, ведь ты учен более меня.
-Да, да, растолкуй, обратились к нему и все остальные гости кофейной.

Кормчий был человек разумный и слушал разговор молча, не встревая в спор до тех пор, пока его не спросили. Но теперь, когда все обратились к нему, он начал говорить и сказал:

-Все вы обманываетесь и обманываете друг друга. Солнце не вертится вокруг земли, ее гор, морей и островов, а наоборот земля вертится вокруг солнца и сама еще к тому вертится вокруг своей оси поворачивая в продолжении 24х часов Японию, Индию, Египет и Филиппины, с Суматрой, на которой мы сейчас и сидим и еще множество других, подобных земель.

Солнце светит не для одной горы, не для одного острова, не для одного моря и даже не одной нашей планеты, но и для множества других планет подобных нашей земле. Все это каждый из вас мог бы понять, если бы смотрел вверх на небо, а не себе под ноги и не думал бы, что солнце светит только для него одного или его родины.
Так сказал мудрый кормчий, много ездивший по свету и много обращавший свой взор на небо.

-Да, заблуждения и несогласия людей от самолюбия, - продолжал мудрый старец-монах. - Что с солнцем, то же и с Богом. Каждому народу, даже каждому человеку хочется, дабы у него был свой собственный, личный Бог. Или, по крайней мере Бог его родной земли. Каждый народ хочет запереть, заключить Бога в своем храме, Того - кого не может объять весь мир.
В Библии, в видении пророку Исаии Господь говорит: «Небо есть престол Мой и земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня и где место селения Моего? Ибо все это создала рука Моя и все это было» 66 глава.

И может ли какой храм сравниться с тем, который сам Бог построил (небо и землю) для того, что бы в нем соединить всех людей для счастья и блаженства?

Все человеческие храмы сделаны по образцу этого вселенского храма - мира Божия. Во всех храмах есть купола, своды, светильники, образа, надписи, книги законов, алтари и жертвы. В каком храме найдется такой купол и свод, каков свод небесный? Где на земле найдутся такие светильники, лампады, каковы солнце, луна и звезды? И такие образа-иконы, каковы живые, любящие, помогающие друг другу люди? Где писания, книги законов, столь ясные и доступные каждому, как та истина написана самим Творцом в сердце человека: Не делай другому того, чего не желаешь себе? Где жертвы, подобные тем жертвам - любви и самоотречения, которые любящие люди приносят своим ближним? И где алтарь, подобный сердцу доброго человека, на котором сам Бог принимает его жертву?

Чем выше человек будет понимать Бога, тем лучше будет знать его. А чем лучше будет знать он Бога, тем больше будет он любить людей, будет добрее, сочувственнее и понятливее.

И потому, пусть тот, кто видит весь Свет - Бога, наполняющий мир, пусть не осуждает того суеверного и примитивного раба, который в своем божке-идоле видит только один луч, отблеск Великого Света. Пусть не презирает также и того неверующего, который, силясь познать, ослеп и не видит того же Света Божия.
Так заключил мудрый монах и все бывшие в кофейной гости замолчали и не спорили от том, чья вера лучше.

Архимандрит Аввакум

чтиво, духовность, притча, 2014, мысли

Previous post Next post
Up