Начало
здесь В Москве нас пугали тем, что за Иркутском начнется "дикое поле", и останавливаться вообще будет нельзя. "Там у всех есть оружие - что медведя завалить, что человека - никакой разницы", - говорили нам. Останавливаться советовали только у постов ДПС: "Они тоже бандиты, но они хотя бы бандиты в рамках, поэтому позитив от наличия милиции начинает появляться именно с Иркутска". Мы, признаться, особенно не верили этим рассказам, считая их снобистской выдумкой москвичей. Однако, в голове они все равно вертелись, и мы даже несколько обрадовались, выяснив, что в этот раз получится доехать только до Новосиба. "Ну и хрен с ним, с этим Иркутском, даже и хорошо так," - думали мы с облегчением. Поэтому, увидев эту табличку на вьезде в Свердловскую область, мы поняли, что москвичи нас обманули - дикое поле началось уже с Урала...
В Екатеринбурге у нас была встреча с Евгением Фатеевым и несколькими художниками, работающими в стрит-арте. Евгений является в некотором смысле арт-куратором в этой сфере, организовывает фестиваль стрит-арта и делает массу других вещей:
Нам показали некоторые обьекты в городе, которые, по мнению Евгения, делают Екатеринбург столицей стрит-арта в России. В частности, Аполлон ниже - Аполлон как бы смотрит на рабочий район внизу с гаражными кооперативами, маргиналами, иммигрантами, шиномонтажами и т.д. Т.е. вносит некоторое разнообразие в картинку этой части города:
Один из ржавых баков во дворе многоэтажек был раскрашен под знаменитый
томатный суп Уорхола:
Ну а это уже российская классика - сгущенка:
Фантомас - согласован с муниципалитетом:
А это Саша из арт-группы "Злые". Они стали известными после акции "Иисус на Пасху". Предыстория ее такова: один из знакомых пошел в церковь крестить новорожденного, но там ему обьявили, что услуга платная. Для оплаты не хватало 200 рублей, а на предложение доплатить потом, батюшко закричал что-то в духе "С ума сошли что ле??! это церковь, а не базар, услуга платная! Иди заработай, сначала добейся и т.д.." В Екатеринбурге, как и в большинстве других городов РФ есть свой парадный храм - что-то там на крови. С парковками, ВИП-входом, лифтами, ложей для прессы, блэк-джеком и шлюхами. Ну есть само собой и старая церковь - с темными иконами и старушками. Так вот в ночь на Пасху напротив входа в "на крови" был вывешен Иисус - точная копия знаменитого Иисуса из Рио, благословляющего город. Только этот Иисус показывал факи заходящим в церковь в ночь великого праздника. Разумеется, на ребят обрушились потоки ненависти хоругвеносцев и прочих ветеранов. Впрочем, сейчас все в порядке - мозг арт-группы и главного затейника срочно забрали в армию, а Саша предпочитает теперь политических тем не касаться, потому что это "не так интересно":
Слава ПТРК - сделал уличную инсталляцию под названием "Потеря прочности": профиль Путина из кусочков белого пенопласта, которые можно снять, а на их обороте написаны известные фразы - типа "она утонула", "замочим в сортире" и т.д.. когда белого Путина полностью разбираешь, под ним оказывается черный Путин тоже из пенопласта, которого в свою очередь можно разобрать, под последним Путиным просто череп. Он же сделал трафарет с изображением патриарха Кирилла в виде свиньи-копилки, в которую опускают рубль. С ним профилалктическую беседу вел полковник из управления "Э":
А это уже Новосибирск - наукоград и вообще инновационный центр. Одной из тем была российская инновация, только настоящая, а не
"первый российский самртфон". После долгих поисков я наконец нашел искомое - специальные инновационные печи. Это была действительно инновация (я так думал), поскольку никто нигде в мире ничего похожего не производил. На фото производственная площадка инновации - цех 1972 года:
Печи - не инновационные, а вполне обычные, делаются вручную сварщиками в этих кабинках:
Немецкие же станки стоят, покрытые слоем пыли. Человек на фото специально подошел, чтобы сыграть сцену "станок за работой":
Большая часть работы на штамповочных прессах делается вот такими женщинами вручную: положил деталь--закрепил-нажал на кнопку-достал-положил деталь. И так 8 часов в день. Зарплата, как сказали, хорошая по новосибирским меркам - 20 тысяч рублей:
Сама же инновация, о которой должна была быть статья, оказалась, мягко говоря, недоработанной. Оказалось, что эту технологию вполне себе использовала компания Филипс еще в 80-х годах, но потом отказалась от нее, а ни одного нормально работающего экземпляра инновации не существует...
Ну а затем мы поехали в Институт стволовой генетики в Академгородке (спасибо,
dyadyastepa , за организацию экскурсии по лаборатории, пропуска мы так и не нашли:)
Академгородок - уникальный для России пример кампуса, отделенного от Новосибирска и особенно его левого берега 30 километрами. В Академгородке дух Стругацких и вообще 60-х - институты и лаборатории в соснах, приятные и умные люди вокруг, курилки с продавленными диванами в коридорах и даже вахтерша на входе (невероятный случай!) адекватно разговаривает и смешно шутит.На фото - место, где кормят дрозофил (мы в ответе за тех, кого приручили, да):
Собственно, сами дрозофилы:
Последний пункт программы в Новосибе - показ документального фильма
"Нефть в обмен на ничего". Слева направо - Александр Бадаев, Дмитрий Марголин и известный художник, автор акции
"Монстрация", Артем Лоскутов - авторы фильма. Основной посыл: развитие Сибири идет по колониальному типу, Москва вывозит ресурсы, взамен не оставляя ничего. Основное требование - перераспределение ресурсов и финансовых потоков в пользу регионов. Главный вывод фильма: Сибирь может прожить без России:
Для любителей позитивчика - Пермь, самый позитивный город из тех, где мы были. Там мы встречались с пресс-секретарями гельмановского музея современного искусства в Перми. На фото - Екатерина Троепольская (спасибо ей огромное, что, несмотря на наш приезд в 10 вечера, ругалась с охраной и все-таки показала нам уже закрытый музей):
Ее муж - поэт Андрей Родионов на пермской премьере своего спектакля:
Марат Гельман под прикрытием губернатора края Чиркунова разогнал местных живописцев доярок и прочих пейзажей, просто привезя с собой из Москвы людей, которые знают, как сделать правильно. Пермский музей современного искусства был, пожалуй, единственным местом такого рода в провинции, выполненным на хорошем европейском уровне. Гигантский речной вокзал сталинской постройки с пафосной колоннадой и прочей монументалистикой как нельзя лучше подходил для гельмановских выставок. В частности, когда мы там были, в музее была выставка "Родина". Вдоль стены огромная фреска с артефактами, выловленными в мутных водах российского информационного потока:
Еще один фрагмент:
Очень позитивно и смешно, хотя у музея масса ненавистников в городе. Иконостас из колбас:
Пожалуй, гвоздь выставки - "Голубые города". Если не видно, на наполовину наполненные граненые стаканы надеты клизмы в форме маковок церквей. Нам рассказывали, что есть в городе такая газета "Звезда", которая периодически жжет глаголом по поводу музея, а клизмы довели их до такого бешенства, что они выпустили статью с названием "Разогнать блядское гнездо!", именно так, без ханжеских многоточий...
Чучело герба:
Приехавший московский десант занялся не только музеем, но и массой других проектов - инсталляциями на городских улицах, фестивалями, open-airами и т.д.. За короткое время Пермь превратилась в настоящий центр современного искусства в России. Проект уникальный в том смысле, что совершенно безликий промышленный город, наполненный гопниками, типовой застройкой 70-х и заводами, вдруг стал получать свое лицо и как будто начал чуть-чуть верить в будущее. При этом преображается и городская среда - самые красивые и стильные трамваи - именно в Перми. Я очень рад за москвичей, которым выпала возможность участвовать в преобразовании города. Правда, Тема Лебедев как промышленный дизайнер оказался не на высоте - знаменитые остановки выглядят хуже стандартных советских, да и буква П так себе. В любом случае - гопники с заводских районов перед сценой "Молот" - это было почему-то очень смешно и как-то трогательно.
Инно, Нано, Техно:
Еще одна соль на раны, вызвавшая волну возмущенных писем из "районов области и ветеранских организаций" - карта России, сшитая из половых тряпок (в углу ведро):
В рабочее время бегущая строка показывает всякие крылатые фразы, например, про детскую болезнь левизны и т.д.:
Ну и, собственно, сам губернатор Чиркунов, который все это сделал возможным, - пожалуй, один из последних ярких губернаторов в России. Открытость его поражает - идея интервью с ним возникла за сутки до приезда в Пермь. С мыслью "почему бы не попробовать" я, особо ни на что не надеясь, написал ему е-мэйл. Ответ я получил от него самого через 2 часа в духе, что он попробует втиснуть в свое расписание. У любого другого российского губернатора такое согласование заняло бы месяца два с неопределенным результатом. Чиркунов одним из первых завел ЖЖ, где писал сам и даже отвечал на комментарии. Разрабатывая мастер-план Перми, разогнал советских архитекторов, изуродовавших большинство городов России, и опять пригласил тех, кто может, - швейцарских студентов с факультета архитектуры, предложив им построить город. Они сделали мастер-план Перми, который был выложен в ЖЖ и стал предметом вполне открытого и демократичного обсуждения. Мне кажется, что это очень круто, несмотря на кэгэбэшное прошлое Чиркунова (а может, и благодаря ему - он много лет работал внешнеторговым представителем СССР в Швейцарии, оттуда по всей видимости его понимание важности городского пространства). Жаль, что по всей видимости все это закончится, как только Чиркунов уйдет. Московская тусовка уедет, а речной вокзал заполнят выставки фотографий местных фотографов и отдел "Природа":
Пока же в городе могут появляться такие вещи, как красные человечки на мэрии, или вот это яблоко перед областной библиотекой. Пока Пермь - действительно открытое пространство, где административное давление, благодаря связям Гельмана и прикрытию Чиркунова, сведено до минимума. Жаль только, что ненадолго...