Leave a comment

magnus_ff December 6 2015, 10:00:38 UTC
Разница в методах и мировоззрениях.

Существует несколько типов мировоззрения - философское, научное, бытовое, мировоззрение искусства, мифологическое и религиозное. Последнее время пытаются добавлять еще идеологическое мировоззрение - взгляд на мир сквозь призму идеологии, но я не вижу смысла отделять его от бытового.
Все эти типы мировоззрений разнятся, если угодно, геометрическим градусом, под которым человек смотрит на мир. Все они изучают мир определенным способом, создали определенный инструментарий, преследуют разные цели.
Наука изучает законы природы, первый «постулат», основа парадигмы науки - «законы природы существуют». Научное мировоззрение даёт возможность человеку изучать мир посредствам науки. Это «мощный» и глубокий взгляд на мир.
Мифологичное мировоззрение познает мир чувственно и сверхчувственно, аллегорично; как и научное предполагает закономерности, законы по которым существует мир, хотя такие закономерности часто имеют под собой меньшие основания чем научные. Мифология даёт некоторое объяснение, доказательство - солнце следует по небу в колеснице Ра. Паутинки, летящие по ветру - семя великого австралийского духа. Такие доказательства преподаются как постулаты, как и в науке. При распутывание цепочки доказательств, как и в науке, человек упирается в базовую посылку, принимаемую на веру.
Религиозное мировоззрение основано на вере, а не на следствиях. Если в науке и мифологии базовая посылка скрыта и вся масса «данных» основана на ней, но самым главным является именно эта масса «данных», то в религии наоборот. Самым главным является вера, Бог. Христианин точно знает, во что верит, а всё остальное иногда можно разумом вывести из объектов веры.

Есть многие вопросы, которые могут рассматриваться только изнутри одного мировоззрения. Кварки невозможно исследовать через миф, нибелунгов невозможно вплести в этнографию, Бог стоит за пределами методологии науки.
Повестование о нибелунгах можно изучать, это будет лингвистика, но не нибелунгов. Религии можно изучать - это будет религиоведение, но не Бога. В веру можно вплести миф, это частный вопрос сделает одновременно и религиозным, и мифологичным; например, построить космологическую теорию, основанную на Библии. То есть, есть и вопросы, познавать которые можно с разных сторон.

Долгое время наука, миф, философия, религия и мистика не были отделены друг от друга. Философия, может быть, была отделена от религии, но и она не до конца, а всё остальные переплеталось и было жестко сцеплено. Постепенно, эти аспекты разделились, разделились качественно и даже получили формальные приметы. Мировоззрения же, конечно, как сочетались в каждом человеке, так и сочетаются. Нельзя смотреть на чашку и видеть в ней атомную структуру, чашка - это чашка, из неё пьют чай - это бытовой взгляд на чашку. Но можно и атомную структуру изучить чашки, когда этого захочется.
Человек сочетает в себе несколько мировоззрений, разные вещи постигает разным инструментарием. Универсально-всеобщей системы не бывает.

Reply

sores2204 December 6 2015, 11:33:38 UTC
Универсального подхода, конечно, нет, но есть доминирующий.
И сейчас фиговым листочком "наука доказала" можно прикрыть любую бредятину (часто с наукой никак не связанной).
Авторитет науки высок и этим многие пользуются

Reply

magnus_ff December 6 2015, 11:43:34 UTC
Всё же мифа о науке. Авторитет, в смысле.

Reply


Leave a comment

Up