В День учителя многие информагентства в нашей стране поздравляли с профессиональным праздником не только школьных педагогов, но и частных репетиторов и публиковали статистические сведения об этом рынке услуг.
Рамблер.Финансы приводит
результаты сентябрьских опросов фонда «Общественное мнение», согласно которым к услугам репетиторов прибегают более 60% российских школьников. Лишь 37% родителей
выпускников школ ответили, что их дети не пользовались услугами репетиторов в последние два года обучения. Для сравнения, в 2012 и 2014 годах 58% и 55% родителей заявляли соответственно, что не нанимали своим детям частных учителей.
Причем основная причина, по которой родители детей нанимают репетиторов, - подготовка к сдаче ЕГЭ. Такой ответ дали 56% респондентов. При этом только 11% родителей школьников пользуются услугами репетиторов, чтобы дети лучше усваивали школьную программу.
Рынок репетиторских услуг только по подготовке к сдаче единого госэкзамена в стране оценивается сегодня в 15 млрд рублей. Более точные оценки дать сложно, поскольку значительная часть репетиторов работает в "серой зоне".
А согласно
результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения более половины россиян (54%) считают, что для успешной сдачи ЕГЭ объема школьных знаний недостаточно, необходимы дополнительные занятия с репетитором.
Почему так складывается ситуация?
В значительной степени это определяется именно родительским восприятием ЕГЭ как архисложного экзамена, экзамена судьбоносного, который определяет всю дальнейшую судьбу ребенка. Сдать экзамен нужно, чтобы ребенок поступил в вуз попрестижнее и поперспективнее. Ведь сейчас без высшего образования даже "уборщицей никуда не возьмут". А с заветной "корочкой" любимое чадо можно будет пристроить в теплое спокойное местечко, хорошо бы, чтобы зарплата побольше, а ответственности поменьше.
Ажиотаж вокруг ЕГЭ создается представлением, что конечная цель высшего и среднего образования - устройство ребенка на работу, а для этого заботливым родителям нужно платить "дрессировщикам", которые помогут ребенку перешагнуть через это препятствие. Сдать, отмучится и забыть. И лучше бы не перетруждаться.
И если все сводится к этой цели, то цели воспитания цельной личности, гармонично развитого человека, способного к активной трудовой, творческой, преобразовательной деятельности, по сути, отбрасываются (хотя именно эти цели согласно широкому опросу общественного мнения
АКСИО-6 были определены как основополагающие 80% населения). Тогда и ценность самого института школьного образования ставится под сомнение.
Недавно стал случайным свидетелем разговора двух подруг-старшеклассниц. Привлекла внимание реплика одной из них: "А мне репетитор сказала, что на русский в школу можно не ходить. Что потребуется к экзамену, мы и так разберем". Вот и юные стратеги - пятиклассники рассуждают: "да не буду я сейчас ничего учить, вот будет экзамен - с репетитором позанимаемся".
Желая продлить любимому чаду детство ("отдыхай, пока можешь, потом будет работа, постоянные проблемы"), родители отказывают ребенку в возможности роста, взросления, принятии ответственности на себя, самостоятельного решения задач и достижения целей. Высшая степень заботы - обеспечить ребенку возможность оставаться, по сути, ребенком всю жизнь.