В предыдущем посте было высказано предположение, что в английской культурной традиции есть предпосылки для возникновения произведений типа «Гарри Поттер». Интересно в связи с этим было бы обратить внимание на группу Инклингов (англ. inkling - намёк (на что-л.), лёгкое подозрение (of )), которые были основоположниками стиля фэнтэзи.
В группу входили представители Оксфорда, близкие к литературным кругам. Ядром группы были Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис. Также туда входили О. Барфилд, Ч. Уильямс и еще около 20 человек. Сами по себе интересны личности членов группы: Толкин - профессор Оксфорда, убежденный католик; Льюис - литературовед, профессор Оксфорда и Кембриджа, сначала агностик, а потом англиканин; Барфилд - писатель, филолог, антропософ (религиозно-мистическое, оккультное учение, выделившееся из теософии); Ч. Уильямс - просто журналист, работник издательства, увлекшийся мистической литературой.
После первой мировой войны в английской литературе появились произведения, в которых преобладали ирония, цинизм и отрицание всех авторитетов. Такие настроения во многом определялись тем, что это был период распада Британской империи. В интерпретации специалиста по древнеанглийской литературе, фэнтэзи и фантастике
Т. Шипи ситуация в английской литературе выглядела следующим образом. Английский критик и эссеист Мартин Грин в своей книге "Дети Солнца: история английского декаданса после 1918 года" утверждает, что после Первой мировой войны ведущие позиции в английской литературе захватили «Дети Солнца» ("Sonnenkinder", так они себя называли). Это были, по большей части, молодые люди, выходцы из элиты, часто гомосексуалисты и, в основном, выпускники Итона. Они с глубоким презрением относились к старшему поколению, оттесняя его на задний план не только в литературе, - «Дети солнца» брали под свой контроль науку, образование, лезли во власть. Грин полагает, что люди эти оказали самое разрушительное влияние как на литературу, так и на жизнь общества в целом: по его мнению, именно по их вине литература и нация пришли в упадок. Толкин и Льюис, опираясь на литературные круги Оксфорда, решили
переломить тенденцию.
"Все, что делали Инклинги, свидетельствует о том, что христианство и культура для них были неразрывны. И видя, что общество становится постхристианским, они пытались напоминать о том, что есть Свет Евангельский. Напоминать, обращаясь к западноевропейской мифологии, которая оказывается чем-то гораздо более глубоким, чем кажется на первый взгляд. Они считали, что, как в «Мерзейшей мощи» Льюиса, любая страна держится общиной, которая знает и хранит Священную историю"
этой страны Если присмотреться к тем людям, которые составляли эту скорее эзотерическую, закрытую группу, то видно что это было объединение людей верующих и людей, увлекающихся мистикой и оккультизмом. Фактически получается, что, опираясь на мифологию и религиозную мистику, Инклинги изначально решили противопоставить литературному маргинализму новый жанр - фэнтэзи. Их волновали фаустианские идеи, в произведениях Толкина «
сквозит некая Пустота. И вот по этому Отсутствию мы и узнаем Бога». Одно из положений теософии (мистическое богопознание) звучит так: "Бог - это дыра в земле, Бог - это ничто". Очень близко к Гете, там Мефистофель говорит Фаусту
Не встретишь там запоров пред собою,
Но весь объят ты будешь пустотою.
Ты знаешь ли значенье пустоты?
Инклинги и их последователи называют сами себя апологетами христианства (АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologeomai - защищаю) - собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 века, защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов). Среди первых апологетов - Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан. А одними из последних апологетов христианства, по их мнению, являются
Честертон, Льюис и Блюм.
Блюм, Льюис, Честертон представляют три разные конфессии христианства. Это православие, протестантизм, католичество. Такое соединение представителей разных конфессий в рамках одной идеи ближе всего к
экуменизму.
Сам Сэр Клайв Стейплз Лью́ис воспринимал занятие литературой как миссию. Он более всего известен циклом романов в стиле фэнтэзи «Хроники Нарнии». Имненно благодаря усилиям Инклингов фэнтэзи стало восприниматься в британской культуре как литература, популяризирующая христианство. Хотя подобные произведения еще незадолго до этого Честертон, - говоря о творчестве преп. Чарльза Л. Доджсона, более известного нам как Льюис Кэрролл, - называл “
медом интеллектуального нонсенса”. То есть видели скорее как развлечение ума.
В СССР интерес к такой литературе проявился в 70-х годах . Переводить Инклингов стали впервые в кругу отца Александра Меня - священника, который имел большое влияние на представителей наиболее интеллектуально активной части общества, интересовавшейся христианством. Н. Л. Трауберг взялась за работу над Честертоном и Льюисом как раз с
его подачи.
Сегодня наиболее известен как популяризатор такого рода литературы протодиакон
Андрей Кураев. Он в этом не одинок. В среде православных богословов у него есть соратники.
Если обратить внимание как яростно некоторые религиозные деятели за рубежом и у нас (например Кураев в "Гарри Поттер" в Церкви: между анафемой и улыбкой) защищают эту литературу от обвинений в оккультизме то можно предположить, что затрагивается некая базовая мировоззренческая ценность. В целом вырисовывается картина, близкая положениям
школы сравнительного религиоведения, созданной С. Е. Кургиняном. Было создано эзотерическое ядро нового христианизированного язычества, оформленное Инклингами. После чего начала формироваться универсалистская экуменическая периферия. Не факт, что это был тщательно продуманный план, ведь сам Толкин говорил:
“Дорога в волшебную страну - это не
дорога в Райские Кущи; но, я думаю, это
и не дорога в Преисподнюю, хотя
некоторые полагают, что даже без всякого
участия Дьявола путь этот вполне может
привести нас туда”.