Начало:
http://rabbi-kittner.livejournal.com/154900.htmlГлавы 1-8:
http://rabbi-kittner.livejournal.com/155217.htmlГлавы 9-17:
http://rabbi-kittner.livejournal.com/155434.html КОРОТКИЙ ПУТЬ - РАСКРЫТИЕ СОКРОВЕННОЙ ЛЮБВИ К Б-ГУ (18-25)
Но у долгого пути есть ограничение - он занимает очень длительное время, года. И Алтер Ребе пишет, что существует «короткий путь».
(Можно отметить курьезный факт, что на описании долгого пути Алтер Ребе отводит две главы - 16 и 17, а на описание короткого - восемь)
Существует возможность изменить «внутреннее Я» быстро, практически моментально, следуя следующей логике:
Суть еврейства - связь человека с Б-гом. И связь эта так важна ему, что ради нее он мог бы пожертвовать жизнью. Тем более - каким-то комфортом, удобствами. Эта связь в Б-гом зависит от постоянного выбора; и нужно выбирать служить Всевышнему, чего бы это не стоило, соблюдать всю Тору и ее заповеди, до самых тонких деталей. А если еврей не делает правильный выбор, то его связь ослабевает.
В ситуации, когда связь с Б-гом окащывается перед опасностью быть полностью разорваной, например, когда еврея пытаются заставить поклониться идолам под страхом смерти, то тогда до боли очевидно, что он готов перетерпеть любые муки, даже умереть, чтобы сохранить эту связь.
Но это - экстремальная ситуация. Если же взять ситуацию, когда речь не идет о жизни и смерти, а лишь о скурпулезном соблюдении некоего закона. И можно найти множество оправданий менее скурпулезному соблюдению, оно тоже будет в рамках еврейского закона. Но на самом деле в этот момент стоит тот же вопрос: сохранять связь, или идти на поводу своей лени. И когда еврей понимает, что его духовная жизнь под угрозой, то он получаешь впрыск духовного «адреналина», который дает ему силы устоять перед сооблазнами и сделать правильный выбор.
И это есть короткий путь. В момент этого выбора эмоциональный и поведенческий уровни человека одинаковы. Раньше он готов был нарушить Тору, но не делал этого, так как выбирал не следовать своим эмоциям. А теперь он и не хочет грешить, так как понимает, что такое поведение есть духовная смерть. Таким образом «внутреннее Я» и «внешнее Я» человека приходят в соответствие. И если медитациями этот уровень был бы достигнут только через годы, то на «коротком пути» человек просто говорит себе: «я не хочу разорвать мою связь с Б-гом!»
Несомненное достоинство короткого пути - его быстрота. Но у это пути есть существенный недостаток - его эффект сугубо временный. Короткий путь работает только на один момент. А после этого человек возвращается на свой исходный уровень. Если медитация берет много времени и изменения в человеке, происходящие благодаря ей не заметны на первый взгляд, но когда они происходят - они стаются навсегда. Короткий же путь - это эмоциональный всплеск, после которого человек остается тем же, кем и был.
На данный момент мы видим в Тании две важных и центральных идеи: во-первых, человек может полностью исправить свое поведение («внешнее Я»), оставаясь при этом прежним внутри. Во-вторых, существует возможность также изменить себя внутри, и к этому есть два пути - долгий и короткий.