Дисклаймер: Все что будет написано ниже есть исключительно мое личное мнение, как я его понял своими не самыми острыми мозгами из уроков моих учителей и из разнообразных книжек, которые я в той или иной степени удостоился учить. Это ни в коем случае не псак hалохо и ни в малейшей степени не авторитетное мнение. А только мое ИМХО и попытка объяснить тему в простых и понятных терминах.
Самое главное: ВОЛОСЫ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОКРЫТЫ! Причин несколько. Самая банальная - запрет из Торы, по крайней мере как его учит РаШИ из истории "Соты". И подавляющее большинство поским принимают его мнение на hалоху. Дополнительная (а не основная, как ошибочно думают многие) - запрет мужчин смотреть на волосы замужней женщины, если она не его жена. На самом деле, женщину этот запрет не обязывает, (ее обязывает запрет из Торы) но и его надо упомянуть. И еще один (не главная, но) причина - скромность. Во многих местах, где жили евреи, было принято, что замужние женщины покрывают голову. Поэтому такое поведение считается скромным.
Это все буква. А дух примерно такой. Из "ниглэ" (открытой части Торы) здесь всегда вспоминают историю Кимхит, балки потолка дома которой не видели ее волос. То-есть, она не раскрывала своих волос никогда. И за это удостоилась увидеть семерых своих сыновей первосвященниками. Я не буду тут влазить во все смысловые уровни этой истории, но один из них, что покрытие волос замужней женщиной есть большая добродетель, здесь однозначно уместен.
Из "нистар" же (то есть, скрытой части Торы, которую раскрыли для простых людей учителя хасидизма) мы знаем, что волосы могут стать источником хаюта (жизненной силы) для духовных явлений, противоположных святости (т. н. ситра ахра). Поэтому некоторые категории людей, для которых в силу разных причин опасность, что ситра ахра присосется к их волосам велика, должны их брить (назир после окончания незирута, очистившийся прокаженный, левиим при своем самом первом посвящении) или покрывать (замужняя женщина).
Отсюда делается интересный вывод. Запрет смотреть на волосы замужней женщины работает только тогда, когда эти волосы растут у нее на голове. У состриженых волос такой проблемы нет. И хотя, мы не учим из кабалы на hалаху, у большинства поским мнение именно такое.
То есть. Замужняя женщина может покрывать свои волосы чем угодно, пока это что угодно покрывает все ее волосы. Понятно, что есть дополнительные условия. Покрытие должно быть скромным. Не приветствуются яркие, привлекающие цвета (бай-бай, пионерский галстук) и вычурные фасоны (до свидания, гнездо павлина).
Парик, сделаный из женских волос, работает. Более того, даже из своих собственных волос работает. Поскольку они уже отрезаны. Я лично знаю несколько вполне Б-гобоязненных женщин, жен раввинов, которые имеют такие парики.
Более того, даже если парик совершенно неотличим от натуральных волос, даже если по внешнему виду женщины нельзя увидить в парике она, или без, запрета нет, так как ее собственные волосы закрыты. Следует заметить, что есть достаточно современных раввинов, которые не рекомендуют, или даже запрещают такие парики, но их причины не по тому, что волосы не закрыты (то есть основная причина), а потому что это не скромно (одна из второстепенных).
Именно из соображений скромности некоторые авторитеты и/или лидеры общин ограничивают длину и/или форму парика, требуют шляпку или платок поверх и т.п. Но надо всегда помнить, что это устрожения, а не собственно закон.
Теперь, об псаке марана Овадии Йосефа шлита. Я черезвычайно уважаю его знания и его уровень. Я с уважением отношусь к его последователям, и счтаю, что они таки должны следовать его псакам. Но при этом, он не единственных пойсек в еврейском народе сегодня. Поэтому те, кто следуют не за его псаками, а за псаками лидеров своих общин ничего не нарушают и в "аду гореть" не будут. :)
И еще одно. Делать парик из волос умершей женщины нельзя. Но не из-за "тумат мет" (нечистоты мервеца), а из-за того, что "мет асур беhанаа" (запрещено получать выгоду или материальную прибыль от частей тела умершего человека). С точки же зрения тумат мет проблемы нет и быть не может - в наше время, увы, все евреи уже находятся в этом состоянии. И избавится от нее поможет только пепел красной коровы. И что бы мы удостоились быть очищеными уже сегодня!