Оригинал взят у
agantis в
Немолодёжные проблемы молодёжи ![](http://ic.pics.livejournal.com/agantis/51702013/51373/51373_900.jpg)
На прошлой неделе, в связи с Днём молодёжи, меня попросили высказаться по поводу «молодёжных проблем». Разговоры эти, как правило, сводятся к теме вредных привычек - курению, алкоголизму, наркотикам; maximum maximorum - компьютерной зависимости. Психологические журналы расскажут вам про ссоры с родителями, трудности с противоположным полом (с налётом пикапа) и как стать успешным. Причём не «успешным кем-то» (строителем, плотником, учёным), а просто «успешным».
Обсуждается это всё как нечто случайное, бытовое, ни с чем более глубоким не связанное. Как будто та же наркотизация населения является просто следствием недостаточной информированности кого-то там о вреде наркотиков для здоровья.
Картина странная, поражающая своим воистину невротическим упорством. Закрадывается подозрение, что эти все разговоры - это магические заклинания, призванные заколдовать реальные беды. Старающиеся убедить, что всё нормально, всё под контролем, всё идёт так, как и должно идти.
Понятно, что я не писал бы такое вступление, если бы в воздухе не висел запах инфернальщины.
Возьмём проблему наркотиков. Всегда ли она была? Нет, понятно, что она появилась с разрушением СССР. И корень проблемы - не в интересах каких-то наркобаронов, которым почему-то дали волю - хотя и это тоже, «лихие 90-е» ещё долго будут жить в народной памяти. Корень проблемы - в тотальном разрушении советской системы - смысловой, социальной, политической… При том, что в замен дали нечто крайне неравноценное. Вопрос не в симпатиях к СССР, а в структурном плане. Советский союз можно рассмотреть как некую систему, где верхним этажом был смысл (жизни) - строительство справедливого коммунистического общества, воспитание нового человека, разрушение мира насилия и т.д. Смысл порождал ценности, общественные нормы - кооперацию, дружбу, любовь, семейные отношения и т.д. Отдельным пунктом отмечу труд - он был «в почёте». На соответствующем уровне была и социальная организация - образование, медицину, науку, работу. Наконец, по крайней мере формально, был развит культурный уровень - классические театры, опера, музеи, кино.
По ряду причин - это отдельный вопрос - оказался снят сначала смысловой уровень - державший всю систему! А затем - в перестройку - было обрушено всё остальное.
Что было дано взамен? Вместо смысла - деньги. Шаг нетривиальный: это не просто смена «верха», духовного, на «низ», животное. Это превращение всего в товар, т.е. мёртвую, обезличенную вещь - главное, самого человека и его отношений.
Какие нормы это могло продуцировать? Понятное дело, какие - криминальные. Высшая ценность - экономический успех; в лучшем случае - сила или власть. Самые эффективные занятия - воровство, бандитизм и проституция. Важно, что, разрушен труд - а это проблемы не для экономики, а для развития человека (поскольку, что бы там ни говорили самопровозглашённые психотренеры про саморазвитие, - без упорного и тяжёлого труда человек только деградирует).
Попытка договориться или уступить - отныне слабость, которая наказывается. Принципы, честь - только мешают и тянут вниз. В случае же, если ты не желаешь следовать подобным «новым веяниям» - оказываешься на обочине, в состоянии изгоя и изоляции.
Дружба в этих условиях… Ну, в каком-то виде, наверное, возможна - некие банды, «братаны»… Но вот любовь - точно нет: всё товар (нет человеческой тонкости - похоть, пикап), все друг с другом на ножах (невозможность близости), всякий контакт превращается в самоутверждение. Идеал женственности - «Интердевочка», а мускулинности - «Саша Белый». Как показывает практика - к слову, не только нашей страны - проблемы начинаются уже и с сексом. Не такой это тривиальный процесс, как кажется - слишком много человечности требует. Нужны эмоции, нужна эротика…
По поводу «социалки» сломано немало копий. И всё же, повторю: образование полуживое - система работает на создание потребителя и вора. Общие познания, умение мыслить - уж точно не нужны. Медицина тоже дышит на ладан - даже в армию берут уже кого попало. Зачем вообще нужна культура - мало кто понимает, и ещё меньше кто способен это объяснить; она сведена к развлечению той или иной степени элитности.
![](http://ic.pics.livejournal.com/agantis/51702013/52802/52802_900.jpg)
Итого, мы имеем не просто «руины» системы - а выстроенную антисистему, способную странным образом функционировать, поддерживать себя, самовоспроизводиться и подавлять покушения на своё существование. В принципе, её можно назвать превращённой формой, уничтожающей своё содержание.
Поясню на примере: есть министерство образования, которое развивает образование - здесь форма (министерство) соответствует содержанию (образованию). Если министерство больше не может развивать образование - оно должно отмереть, быть заменено новым, способным это делать. Однако - есть ещё один вариант: министерство может цепляться за существование, «пожирая» образование, чтобы оставаться «на плаву». Самое здесь важное - понять, что «пожирание» это не есть прямая война с содержанием: министр не сидит и не думает, как же ему развалить учебные программы, выгнать учителей и т.д. Он, например, просто занимается не образованием, а воровством - и все его указы продиктованы не развитием образования, а развитием воровства. Итого - министерство по факту занимается чем-то «непрофильным» (воровством), а образование «по ходу дела» приходит в упадок.
Если теперь изобразить ту же картину со стороны отдельного человека, то мы получим замкнутый круг, в котором все элементы связаны между собой, поддерживают и воспроизводят друг друга. Ключевое слово, характеризующее полученную сеть - тотальный регресс.
Оговорю, что регресс не просто возвращает человека и общество «на шаг назад», который с течением времени должен опять перейти в современность. Новая архаизация - не возвращение к корням; это злокачественный процесс, связанный со сломом личности и её способности к развитию.
1. Десоциализация. Люди либо становятся «лузерами» - пессимистичными, неуверенными, неспособными на доверительные отношения. Либо превращаются в нечто животное - с примитивными потребностями и коммуникациями. В таком состоянии невозможно строить даже быт.
2. Деисторизация. Потеря героев, потеря связи с большими общностями - страной, народом. Нет даже пресловутой «русскости», к которой адресуют националисты.
3. Имморализация. Потеря различения добра и зла, удовольствие от разложения и извращений, разрушение норм отношений между людьми.
4. Декультурация. Потеряна вся сфера тонких эмоций, чувств, взаимоотношений с людьми, обществом, историей, миром. Следовательно, люди неспособны черпать энергию из чего-то, кроме животных страстей. Которые, в силу последующих пунктов, тоже слабы.
5. Безэмоциональность. Неспособность в глубокому переживанию, в особенности - чего-то негативного, несправедливого, гадкого. Следовательно, и к мобилизации - на работу, любовь, борьбу, геройство.
![](http://ic.pics.livejournal.com/agantis/51702013/53144/53144_900.jpg)
6. Физиологическая депривация. Неспособность мобилизовать организм даже на примитивные реакции: агрессию, интимную жизнь, спасение близкого. Страх за психическую уравновешенность - когда человек не может справиться даже со слабыми эмоциями (кажется, именно это сейчас охватило США, где обычным стало уже со школы «сидеть» на успокоительных и иных психотропных препаратах - в дополнение к традиционным консультациям с психологами).
7. Физическая депривация. Недоразвитость, неправильное формирование мышц, пониженный тонус.
8. Отсутствие полноценной медицинской помощи.
9. Философская гиперинтоксикация. Имеется ввиду отсутствие ответа на вызов смерти, который в полном смысле встаёт перед человеком в момент полового созревания. В «нормальном» случае его даёт либо большой смысл (религия или мировой проект, связывающий индивида с человечеством, историей и другими сущностями, выходящими за пределы его жизни и смерти), либо, по крайней мере, уверенность и жизненный оптимизм окружающих людей - родственников, общества вообще. Если ответ не получен - жизнь становится бессмысленной, исчезает «завтрашний день» - или, вернее, наполняется негативным содержанием.
10. Разрыв связи поколений.
11. Деинтеллектуализация. Неспособность мыслить, ориентироваться в реальности, адекватно реагировать, понимать другого человека. Сведение работы и жизни к выполнению простых алгоритмов.
12. Обесценивание труда. Неспособность работать не только по профессии, но и над собой. Отсутствие правильно организованного и мотивированного труда искажает личность: начинается расхлябанность, лень, любое дело делается с низким качеством. Начинается погружение в диванный гедонизм. Наконец, идёт общая деградация личности.
Результатом регресса является не просто распад структур (в том числе и общества). Результат - и цель - регресса - расчеловечивание. У человека отчуждают, крадут сначала все высшие средства существования (обеспечивающие его развитие), а затем и низшие - еду, питьё, жилище, способность размножаться. И чем дальше, тем меньше он способен сопротивляться: отключаются «высшие» источники энергии - смысл, любовь, любые эмоциональные и тонкие отношения с миром. А параллельно - калечатся «низшие» источники: здоровье, эмоциональность вообще (даже примитивная)
Возвращаясь к наркомании и иным порокам - они являются порождением антисистемы, средством ухода из неблагой жизни. Менее явным вариантом того же самого может быть эскапизм, экстрим, и т.д.
Поскольку регресс - вещь системная, то он воспроизводит себя и подавляет всех, его не принявших. Поэтому необходимо собирать всех «выживших», организовывать вместе с ними другое бытие - и начинать наступательные действия, отвоёвывая у регрессивной системы оставшихся людей и структуры. Я хочу, чтобы собираемый с моим участием
интеллектуальный клуб стал одним из звеньев такой борьбы.