Оригинал взят у
iouripopov в
Послесловие. Как воспитать идеалиста?
В 1983 году по рассказу Юрия Пахомова «Тесть приехал» Марлен Хуциев снял фильм «Послесловие». Послесловие одного из героев после приезда тестя. Фильм двух актеров Ростислава Плятта и Андрея Мягкова. На протяжении всего фильма они ведут беседы в интерьере квартиры. Про фильм написано много хороших рецензий на кинопоиске. Марлен Хуциев - замечательный режиссер. Плятт и Мягков - замечательные актеры. Большинство рецензий говорит о столкновении мировоззрений, поколений. Но я бы хотел сказать не об этом. Очень важным, на мой взгляд, являются отношения героя Плятта (Алексея Борисовича) с дочерью. Их в фильме нет, их и в рассказе мало.
Алексей Борисович - врач, живет где-то на юге России. В войну был начальником санитарно-транспортного судна «Карл Либкнехт». Был женат, жена умерла. Дочь Лера - жена героя Мягкова. После шестилетней разлуки старик приезжает повидаться с дочерью и зятем. Приезд неожиданный, Лера как раз в это время едет в командировку, которую никак нельзя отменить. В течение шести лет он ни разу не виделся с дочерью. Дочь не очень то и хотела его видеть.
«Не могу же я теперь отложить поездку. Все оформлено! - кричала она - ты подумай, такая поездка… Вот всегда у него не как у людей… Всю жизнь шиворот-навыворот!»
«Что ты знаешь о нашей жизни? Господи, да моя мать святая и… несчастная женщина. Прожить всю жизнь с идеалистом?»
«Представляешь, люди к нему на прием в очередь записывались. Дома от больных отбоя нет. Не будь он недотепой, мы бы знаешь, как жили? Куда там! Диссертация готова. Не поладили видите ли с руководителем, ушел из института. Ну не дурость? Нужно быть или законченным идеалистом или… сумасшедшим.»
Алексей Борисович - идеалист, умел радоваться жизни, каждому прожитому мгновению. Была у него эта способность из-за военного опыты или из-за других жизненных трудностей, а может это врожденная черта характера. Не важно. Дочь он нежно любил.
«Лерочка, когда была маленькая, очень любила айвовое»
«Лерочка росла очень ласковой девочкой. Розовая, как кукла. Года два ей было или три… Перед войной. Я называл ее… оладышком.»
Да и не могло быть иначе. Он жизнь любил.
Для полноты картины добавлю еще диалог дочери и героя Мягкова уже после смерти тещи.
- Что там старик пишет? - иногда спрашивал Швырков
- А-а, муть всякую.
- Может что ему послать надо?
- Перебьется… Да у него и так всё есть.
«Сейчас, припоминая выражения лица, с которым Лера читала телеграмму от отца, Швырков подумал: «Хорошо, что у нас нет детей…»
Картина ясна. Черствая, какая-то ненатуральная, лишенная жизни дочь, озабоченная комфортом. Идеалист, и жизнелюб - отец. И вот тут и возникает вопрос, который мне представляется очень важным. Ответственен ли отец за то, что его «ласковая дочь» стала такой? Где и что он упустил, в какой момент? Ну да, была несчастная и «святая», прожившая всю жизнь с идеалистом, мать. Мать посеяла какие-то семена вещизма, стремления к комфорту. Пытался ли отец их выполоть в душе дочери и посеять и культивировать другие ростки? Если пытался, почему не удалось?
Из этой картины напрашиваются несколько выводов:
1. Нынче распространенный тезис «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» - ложный. Быть воспитанным категорически не достаточно, чтоб твои дети были воспитанными. Целое поколение идеалистов вырастило поколение «реалистов» в худшем смысле этого слова. И дети совсем не были похожи на своих отцов. А следующее поколение и вовсе было заражено другими идеалами. Во всей красе предстал реализм, доведенный до состояния идеала. Самый яркий пример прямо противоположных идеалов - Аркадий Гайдар и Егор Гайдар.
2. На самом деле, конфликт военного поколения и послевоенного выбивается из обычного ряда конфликтов поколений. Он совсем не обычный. Дело в том, что такого количества идеалистов на сотню еще не было никогда и нигде в мире, как в 40-е годы 20-го века в СССР. Могу в этом вопросе ошибаться, буду рад, если кто-то поправит меня. Так вот, следующее поколение не просто слушало другую музыку. Это было поколение, у которого идеальное уменьшилось в десятки раз. Возникает вопрос: это такой всплеск идеального, который в истории больше никогда не повторится? И тогда в следующем поколении сработал принцип маятника? Хочется верить, что это не так.
P.S. Цитаты приведены из рассказа. В фильме некоторых цитат нет.