Высоцкий в моей жизни

Jan 26, 2016 12:01

25 января для меня день особенный. Ну, во-первых, в этот день родился мой младший сын. А во-вторых, это день рождения Владимира Семеновича Высоцкого. Что для меня песни Высоцкого? На этот вопрос простого ответа нет, много чего в жизни связано с его творчеством.


Наверное, первые песни его я услышал с грампластинки фирмы «Мелодия», на этой пластинке было всего четыре песни, по две с каждой стороны, про зарядку, про черное золото, про братские могилы, и самолет Москва - Одесса. У нас в доме было много пластинок, но меня почему-то привлекала именно эта, мне было тогда лет пять или шесть, но я с удовольствием слушал эти песни, и чем они нравились мне, пацану, сейчас я сказать не могу. Позже, когда я уже учился в школе, один из моих приятелей привез с летнего отдыха на море самодельную пластинку (их еще называли пластинки на костях), так вот на этой пластинке была всего одна песня, ужасного качества, половина слов не понятна, но те, которые я смог разобрать меня тогда веселили. Это была песня про лукоморье, стилизованная переделка пушкинского вступления к «Руслану и Людмиле».
Лукоморья больше нет,
От дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет, - так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили те дубы на гробы.

Почему-то мне эта песня казалась вызовом классике, но слушал я ее почему-то в тайне от взрослых, почему? - не знаю, был в ней какой-то вызов, по крайней мере, я его слышал. Позже у моей старшей сестры появился магнитофон, конечно это был её магнитофон, но мне не запрещалось слушать на нем свои кассеты. Не буду врать, что слушал только Высоцкого, нет были у меня кассеты и с танцевальной эстрадой тех лет, что-то я даже записывал с телевизора, были и модные в те годы «Аббы», «Смоки», «Бони эм», но были и песни Высоцкого. Я заслушивался им. Его голос, манера пения - рычания, рвущийся нерв, действовали на меня завораживающе, но главное тексты песен. Первые уроки жизни я, живший без отца получил от Владимира Семеновича (кстати про то что он Семенович все узнали только после его смерти). Дворовая лирика, про того, кто раньше с нею был, большой каретный, молодая - красивая - белая, я знал всё это наизусть, да и сейчас еще не забыл…
Со мною - нож, решил я : что ж,
Меня так просто не возьмешь, -
Держитесь, гады! Держитесь, гады!
К чему задаром пропадать,
Ударил первым я тогда,
Ударил первым я тогда -
Так было надо.


Кассет с Высоцким у меня было много, это были сборники разных песен с разных концертов разных годов, я комплектовал их сам - отдельно веселые, отдельно лирика, отдельно военные…
Он не вернулся из боя
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
1969
Было, было для меня в этих песнях о войне нечто большее, чем-то что я видел в кино, в них была другая правда, другое не однозначное отношение к войне… «Баллада о детстве», да я знал её лучше, чем таблицу умножения, а «Тот который не стрелял», «Расстрел горного эха», «Песня о звездах», «Мы вращаем землю» … все они были такими разными, но такими настоящими.
МЫ ВРАЩАЕМ ЗЕМЛЮ

От границы мы Землю вертели назад -
Было дело, сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.

Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на Востоке.

Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя,
Мы толкаем ее сапогами -
От себя, от себя.

И от ветра с Востока пригнулись стога,
Жмется к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.

Не пугайтесь, когда не на месте закат.
Судный день - это сказки для старших.
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.

Мы ползем, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем зло, не любя,
И коленями Землю толкаем -
От себя, от себя.

Здесь никто не найдет, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
Всем живым - ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.

Этот глупый свинец всех ли сразу найдет,
Где настигнет - в упор или с тыла?
Кто-то там впереди навалился на дот -
И Земля на мгновенье застыла.

Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мертвым скорбя,
Шар земной я вращаю локтями -
От себя, от себя.

Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе,
Но на Запад, на Запад ползет батальон,
Чтобы солнце взошло на Востоке.

Животом - по грязи, дышим смрадом болот,
Но глаза закрываем на запах.
Нынче по небу солнце нормально идет,
Потому что мы рвемся на Запад!

Руки, ноги - на месте ли, нет ли, -
Как на свадьбе, росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли -
На себя, на себя!

1972

Я впитывал каждую строчку, я жил с ними, я сверял жизнь по ним.
Очень нравились мне его околоспортивные песни про шахматную корону, про бегуна в длину, про сентиментального боксера. В одной из записей присутствовал сопровождающий песню текст, в нем Высоцкий рассказывал, что спорт и театр очень похожи, в спорте очень много драматизма, и именно его, драматизм я слышал в песнях.
Разбег, толчок... И - стыдно подыматься:
Во рту опилки, слезы из-под век,-
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх.

Я признаюсь вам, как на духу:
Такова вся спортивная жизнь,-
Лишь мгновение ты наверху -
И стремительно падаешь вниз.



У Высоцкого мне так же очень нравились его веселые, смешные песни, про «Разговор у телевизора», «Пародия на плохой детектив». «Почему аборигены съели Кука», этих песен тоже в моем детстве было очень много. Высоцкий мог заставить меня смеяться, грустить, переживать, по его лирическим песням я понимал, что любовь может заставить человека выть, я слышал этот вой.
… Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу - и значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!

image Click to view



В год Московской Олимпиады вместе с радостными новостями о победах наших физкультурников пришла и печальная весть. 25 июля умер поэт, певец, актер Владимир Высоцкий. Меня это известие застало врасплох, мы с компании дворовых друзей собирались идти на реку купаться, когда проходящий мимо сосед произнес, не обращаясь ни к кому: «Слышали, Высоцкий умер». Наша шумная компания на минуту притихла, но только на минуту, а позже сборы на реку продолжились, но уже без меня. Я не хотел верить, хотя что-то мне подсказывало что сосед не соврал… я не пошел на реку со всеми, мне стало очень грустно, я понял, что новых песен больше не будет, что человек научивший меня многому ушел. Ушел на всегда. Ушел, но оставил мне и таким как я свой голос, звучащий с магнитных пленок, свои песни, свою правду.
Я не могу перечислить все любимые песни Владимира Высоцкого, много их и каждая хороша по своему но я могу точно сказать, что его песни для меня больше чем просто любовь.

image Click to view



Высоцкий., Ростов-на-Дону, музыка, искусство, культура

Previous post Next post
Up