Мексиканский Прометей в Америке

Jan 24, 2016 06:30

Продолжить рассказ о мексиканском вторжении в Америку хотелось бы рассказом о третьем из художников так и не принятых ею. Речь пойдет о Хосе Ороско.


Надо сказать, что Ороско не единожды бывал в США. Первая его поездка туда была предпринята ещё до 1920 года. Но она не была связана с какими-то значительными работами. Заказов на росписи стен Ороско не получал. Выставки тоже не удавались - его новаторскую живопись мало кто мог тогда оценить. В Сан-Франциско он выполнял лишь случайные заказы: рисовал рекламные щиты по чужим проектам, ретушировал фотографии в фотомастерской. Спустя пару лет переехал в Нью-Йорк. Нашедший его тогда Сикейрос писал, что "он жил в страшной бедности и работал на фабрике кукол, раскрашивая лица из пульверизатора, а глаза и ресницы от руки", но "он жил только ради творчества. Он утверждал даже, что в этом заключается для него смысл жизни".

В 1927 году, в декабре Ороско, оставив семью в Мексике, снова едет в Нью-Йорк. Снова полная неопределенность и безнадега. Решив устроиться художником в "Нью-Йорк Таймс", он показал редактору серию сделанных уже в штатах рисунков-карикатур американских типов. Редактор от души посмеялся, рассматривая талантливые рисунки Ороско. Но потом вернул со словами: "Они слишком хороши, г-н Ороско, слишком правдивы... Многие из наших подписчиков могут узнать себя!"

Заказ на первую свою фреску в США художник получает лишь к 1930 году. Его просят расписать стену в столовой Помона-колледжа в калифорнийском городке Клармонте. По приезду был забавный эпизод. Ороско сообщили, что не смогли собрать обещанной ранее на проведение работ суммы. На что Ороско ответил, поразив заказчиков: "Ну хотя бы стена-то у вас есть?"

Художник принимается за работу и создает "Прометея" - одну из известнейших своих работ.
Идея написать Прометея, этого бунтаря, не особо поддерживалась представителями заказчика. Они хотели что-то типа "Тайной вечери" с некими современными вариациями. Но художник настоял на своем. Правда не смог полностью воплотить замысел, который заключался в росписи ещё одной стены, где изображался бы исход битвы богов и титанов. Тогда по замыслу художника жертвенный подвиг Прометея выявлялся бы ещё мощнее. Важно, что в своей работе Ороско отошел от прежних канонов изображения Прометея - ни цепей тебе, ни скалы, ни орла. Лишь огонь! Получая этот огонь знаний люди получают возможность исторически восходить.



Так выглядит интерьер в целом:


Об оросковском "Прометее" написано достаточно. И о преемственности этой работы с произведениями великих мастеров прошлого, и много ещё о чем. Наверно, стоит это разобрать как-то отдельно. Сейчас же идем дальше.

Другой большой работой в штатах была роспись в Нью-Йорке, в Новой школе социальных исследований, открытие которой намечалось на начало 1931 года. Здесь художник получил сжатые сроки, но полную свободу с выбором темы. Общая концепция росписи в итоге получилась хотя не вполне стройной, но Ороско здесь развернулся вовсю. Он изобразил и Махатму Ганди в фреске "Борьба на Востоке", и Ленина в "Борьбе на Западе", и стол всеобщего братства. Вот эти фрески.

Стол всеобщего братства


Борьба на Востоке


Борьба на Западе




Надо отметить, что это изображение Ленина считается одним из лучших в зарубежном искусстве.

Возвращение рабочего домой


Наука, труд и искусство


После окончания работы Ороско подвергся мощной критике. Ещё бы - опять покушение на запрещенные в Америке темы: помещение чернокожих рядом с белыми, да ещё во главе стола, да ещё стола всеобщего братства. Ленин тоже вызвал бурю возмущения. Из-за фресок Ороско школа лишилась пожертвований части богатых бизнесменов-попечителей. А фреска с Лениным позже вообще была занавешена.

Но по крайней мере фрески остались живы. А возникший резонанс привел к новому заказу - росписи библиотеки Дартмутского колледжа. Об этом расскажу в следующий раз.

В сообщениии использовались материалы книги А. Костеневича "Х.К. Ороско".

Оригинал взят здесь.

живопись, образование., Ростов-на-Дону, искусство, культура

Previous post Next post
Up