Детских книжек очень много в том числе и хороших и не очень.
Есть отдельная статья со списком детской литературы по возрастом. Но не все книги одинаково полезны, под видом детских книг нам порой пытаются подсунуть совершенно чуждую нашей культуре толерантность. Вот попалась статья про такие книги, её я вам и предлагаю.
Оригинал взят у
tachkasmedom в
Переписывание детских сказок и толерантность Подкинули тут мне ссылку на замечательную книжку. Называется "Правдивая история о добром волке"
.
Описание от издателя:
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О ДОБРОМ ВОЛКЕ, написанная немецким философом-антропологом Петером Никлом - это красивая и мудрая сказка о том, как из-за глупых предубеждений и устоявшихся стереотипов нам порой трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла, тем более, если зло выглядит так притягательно и звучит столь убедительно, что хочется верить ему без оглядки. Но, как и в любой сказке, добро здесь, конечно же, побеждает и преподносит нам важный урок: умей видеть и думай своей головой.
Сказка, по сути, явяляется гимном толерантности. В ней очередной раз детей обманывают и рассказывают о том, что зло - это добро, о том, что волки на самом деле заботятся о лесных зверях, а вовсе их не кушают. А кто думает иначе - тот жертва предрассудков.
Волк - опасное существо не только для животных, но и для людей - в сказках практически всегда символизировал злое начало. В христианской традиции волк ассоциируется с дьяволом. Есть отдельные исключения (например, сказка о Иване-царевиче и сером волке), но это именно исключения, и даже в таких сказках волк - вовсе не миленький добрячок. Но теперь все будет по-новому. Посмотрите на эту умилительную картинку.
Это не первая уже книжка на эту тему. Вспомнилась мне сказка из пособия для школьников
«Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов». В занятии №24. «Как побороть предрассудки» есть сказка «Волк, которого оклеветали». Она представляет собой переписанную историю Красной шапочки. Вот небольшой фрагмент из нее. Рассказ идет от имени волка:
Для меня домом был лес. Я в нем жил и заботился о нем. Я старался, чтобы он всегда был ухоженным и чистым.
И вот в один прекрасный день я убираю мусор, оставленный каким-то туристом, и вдруг слышу шаги. Я прыгнул за дерево и оттуда увидел на тропинке маленькую девочку с корзинкой.
Девочка сразу показалась мне подозрительной из-за своей чудной одежды: вся в красном, а голова в капюшоне, будто не хочет, чтобы ее узнали. Разумеется, я прекратил уборку, чтобы установить ее личность. Я спросил, кто она такая, куда идет, откуда и так далее. Она в ответ наплела что-то насчет того, что идет к бабушке и несет ей в корзинке обед. Вроде бы она и не врала, но ведь она была в моем лесу и в этом своем странном наряде выглядела точно подозрительно. Так что я решил поучить ее, чтобы знала, как разгуливать по лесу, никого не предупредив и в дурацком наряде.
Я отпустил ее, а сам побежал вперед к дому ее бабушки. Когда я увидел эту приятную старушку, я объяснил ей суть проблемы, и она согласилась, что ее внучке действительно надо преподать урок
А когда волк напал на девочку, чтобы ее «проучить», то все его не так поняли. Ну то есть волк в сказке - положительный персонаж, а Шапочка - отрицательный.
Вообще, переписывание сказок, выворачивание их наизнанку - модная нынче тенденция. И довольно опасная. Основная функция сказки - рассказать детям о законах функционирования этого мира.
Чему учится ребенок при изучении сказки в ее классическом виде? Дети, идентифицируясь с ролью Красной Шапочки, усваивают следующие социальные нормы и эталоны поведения:
Способ поведения с незнакомцами. Дети получают символический опыт того, что общение с незнакомыми взрослыми может быть небезопасным для ребенка. Волк здесь является воплощением чужого опасного взрослого, с которым не стоит завязывать разговор, которому не стоит доверять и на чьи посулы нельзя покупаться;
Ложь и агрессия является социально неодобряемым поведением, осуждаемым обществом (волк, обманувший и напавший на беззащитного ребенка, наказан);
Добро и справедливость побеждают зло.
А что узнают дети при изучении сказки «Волк, которого оклеветали»? Все три описанных выше пункта в сказке-перевертыше последовательно нивелируются и объявляются предрассудками. Ребенок получает опыт, что то, чему учили его родители и сказка в ее классическом варианте - не доверять незнакомцу - это предрассудок.
Чужому незнакомому дяде доверять надо, а родителям - нет. У них много предрассудков.