Юбилей великой кинокартины

Dec 22, 2015 13:19



21 декабря 1925 года на экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Первый показ фильма состоялся в Большом театре на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 года. Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в Одессе.


Этот фильм по праву считается одним из лучших фильмов всех времен и народов, в рейтингах солидных изданий он всегда попадает в первую десятку, а зачастую возглавляет его. О чем этот фильм? О восстании матросов на военном корабле. Сюжет пересказывать я вам не буду, захотите - сами посмотрите, тем более, что с этим проблем в наше время нет, а посмотреть этот фильм стоит.


За что этому фильму столько внимания? За то, что Эйзенштейн в своей картине не просто рассказал историю, а продемонстрировал новый уровень режиссерского мастерства. По законам драматургии в любом сюжете должен быть Протагонист (главный герой), и до Эйзенштейна в этой роли выступал человек. Но великий мастер доказал на деле, что в качестве героя может быть не один конкретный человек, а толпа. В фильме огромное количество по-настоящему страшных сцен: расстрел на Потемкинской лестнице пугает даже современного, искушённого зрителя, а что говорить о зрителе девяностолетней давности. Фильм имел и имеет огромный успех.


Во многих странах его запрещали к показу, а в Германии режиссером Пилем Ютиц фильм был перемонтирован, и западный зритель увидел его с иным смыслом - расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. Получилось, что восстание на корабле закончилось расстрелом и бунт был хоть и жестоко, но подавлен.


Фильм «Броненосец «Потемкин» растащили на цитаты, упомянутая выше сцена с расстрелом на Потемкинской лестнице вдохновила десятки режиссеров - как наших, так и зарубежных. Многие туристы, приезжая в Одессу, стремятся побывать на этой лестнице: какого же их разочарование, когда они видят, что лестница не имеет огромных размеров (в фильме она кажется бесконечной). История с развевающимся на ветру красным знаменем известна всем - в чёрно-белом кино красный цвет смотрится как черный, поэтому на съемках использовали флаг белого цвета, а для демонстрации в Большом театре и на нескольких первых копиях Эйзенштейн собственноручно на пленке красил флаг в красный цвет в каждом кадре.


Есть несколько вариантов музыкального сопровождения этой картины. Мне больше всего нравится он в сопровождении Шостаковича, но есть варианты с музыкой Майзеля и Бетховена.


Конечно, сегодня фильм «Броненосец «Потемкин» многим покажется скучным, за девяносто лет изменился не только кинематограф, но и зритель. Многие принципиально не смотрят немое, «старое» кино.
Но этот фильм не старый, он вечный!

кинематограф, Ростов-на-Дону, искусство, Культура

Previous post Next post
Up