Скоро Новый год - это чувствуется по появившимся в местах пересечения пешеходных путей ёлочным базарам, по дорожным пробкам невиданных размеров, по озабоченным лицам спешащих прохожих, по мишуре, кокетливо добавленной к наряду продавщиц в супермаркетах и бутиках. Да что там говорить - предчувствие праздника разлито в воздухе. А Новый год в нашей стране - праздник, обросший традициями: оливье, мандарины, шампанское…
Но я хочу поговорить о другой традиции, а может, и не традиции вовсе… Может, всему виной моя привычка, о чем бы ни начинать говорить - всё сводить к кино. В общем, я заметил, что последние несколько лет, а может десятков лет, начиная с 31 декабря и вплоть до числа 5 января, взяв в руки пульт дистанционного управления телевизором и начав переключать каналы, рано или поздно обязательно натолкнешься на «Иронию судьбы или С легким паром». Я уверен - нет в России человека, который этот фильм не видел.
Причем я точно помню, что в конце семидесятых и начале восьмидесятых этот фильм под новый год не показывали, глушить им зрителя начали в конце девяностых и с тех пор бьют не переставая. Странная навязчивость, не правда ли?
Нет, я не стану спорить - это не самый плохой фильм. Действие его происходит в новогоднюю ночь. У того же Рязанова я навскидку назову еще два фильма («Карнавальная ночь», и «Зигзаг удачи»), сюжет которых также привязан к этому празднику и которые на фоне современных поделок, типа бесконечных «Ёлок», кажутся чуть ли не шедеврами. Но…
Если задуматься о том, что за историю показывают нам под Новый год, если проанализировать характеры персонажей, то сказка перестает быть романтичной и безобидной. Признаюсь, когда-то и я относился к этому фильму как к веселой любовной истории. Но это прошло, как только меня научили искать ответ на вопрос «Что нам хотел сказать своей лентой режиссер?» Самое удивительное, что режиссер ничего и не скрывает, он говорит об основной идее фильма устами одного из трех главных героев, но об этом позже.
Я не единожды проводил эксперимент: просил друзей, знакомых или просто собеседников сказать, о чем фильм «Ирония судьбы…», и почти все с улыбкой отвечали, что это комедия про то, как мужик из Москвы благодаря друзьям попал в Ленинград и там нашел свою судьбу… Или еще вариант ответа: о счастливых случайностях, меняющих жизнь. Но ведь фильм совсем не об этом, точнее, это сильное упрощение сюжетной линии. Сам режиссер в своих книгах говорит, что картина о вреде стандартизации - в строительстве, в отношениях… Но не лукавит ли он? Попробуем разобраться, что же на самом деле сказал режиссер.
Начнем с характеристики персонажей. Женя Лукашин - главный герой фильма. Возраст - лет 35, живет с мамой, собирается жениться и накануне предложения руки и сердца открывает своей избраннице свою любовную драму о том, что однажды уже хотел жениться, но в последний момент сбежал от любимой в Ленинград. Впрочем, это еще не разбор характера, а, скорее, прорисовка сюжетной линии. А теперь анализируем характер. Старый холостяк, живущий с мамой, - это тяжелый случай, на эту тему психологи могут говорить часами. И Женя - не исключение. За него в фильме всё решают другие. Невеста Галя решает, что Новый год они встречают вместе и уговаривает маму уйти в гости, причем шантажирует нашего героя наличием какого-то Олега. Друзья решают, что врач не может не выпить за здоровье и спаивают его, потом они же отправляют Лукашина в Ленинград… Наш герой не способен ничего решить сам. Даже за свою вспыхнувшую любовь он не борется (ведь нельзя же назвать борьбой вышвыривание фотографии соперника в окно), и если бы Надя не приехала в Москву, то финал у фильма мог бы быть совсем другим.
Про Галю говорить нет смысла, ее в фильме очень мало, и вряд ли мы можем сказать про нее что-то существенное, кроме того, что она, в отличие от Жени, точно знает, чего хочет и как этого добиться, продумывает и просчитывает все наперед, и лишь случайность мешает ей осуществить свой план.
Надя - ровесница Жени, школьная учительница, вполне симпатичная, можно даже сказать, красивая. В то, что у нее один единственный и такой незавидный жених, верится не очень. Что можно сказать о ее характере - неамбициозна, добра, одинока, ищет крепкую мужскую спину, чтобы спрятаться за ней от превратностей судьбы.
Ипполит, видимо, самый старший из троицы главных героев - взрослый, уверенный в себе мужчина, привыкший командовать. Он рассудителен, даже слишком, ревнив и подозрителен, хотя и ситуация такова, что даже столб воспылал бы от ревности. Именно он произносит, на мой взгляд, самую важную фразу в фильме, о которой мы еще поговорим.
Коротко охарактеризовали героев, а теперь попытаемся разобраться с их поступками. Первый вопрос, который хочется задать, - это о любви. Любит ли Женя Галю? Думаю, нет - ни огня в глазах нет, ни уверенности в словах. Характерно, что Галя сама делает себе предложение от имени Жени. Любит ли Галя Женю? Вряд ли - я прочитал в ее словах и поступках лишь желание выйти замуж любой ценой. Кстати, именно в этом желании она обвиняет Надю во время короткого телефонного разговора - так сказать, осуществляет проекцию. Любит ли Надя Ипполита? Тоже не верю в ее чувства - слишком легко отказалась, а значит, не любила. А Ипполит - Надю? И здесь любви нет. Ревность есть, а чувств нет - слишком холоден он. Как видим, пока любви нами замечено не было.
Ах да, самая главная пара: Женя - Надя. Счастливый случай свел их вместе (вот оно - новогоднее чудо!), и они полюбили… В какой момент это произошло? Может, после первого поцелуя, инициатором которого опять-таки был не мужик (опять все решили за него)? Или чувства нагрянули во время исполнения песен? А может, во время постоянных приходов-уходов из квартиры? Точный момент я не назову - чувство, вроде как однажды вспыхнув, усиливаются на протяжении всего фильма. Но опять-таки инициатива в этих зарождающихся чувствах на стороне Нади: она и останавливает Лукашина, когда тот в очередной раз хочет уйти, и совершает обдуманный поступок, прилетая в Москву. За нашего героя всё решают женщины! Верю ли я в стремительно развивающуюся любовь? А вот тут мы и вспомним фразу, произнесенную Ипполитом: «За такое короткое время чувства разрушить можно, а вот построить новые нельзя…». И я думаю, режиссер ее в фильм включил не зря.
Итак, о чем же фильм? О мужчине, который всю жизнь и весь фильм позволяет другим всё за себя решать. Этакий великовозрастный инфантил. Нам показывают Женю Лукашина каждый год - показывают настойчиво и упорно, начиная с конца девяностых годов. Нас приучают, что быть таким - это норма.
Мы все любим и этот фильм, и этого героя, но хотим ли мы быть такими? А вот это уже вопрос другой - вопрос, который задавать не надо. Смейтесь, веселитесь, ходите в баню, позволяйте за себя всё решать другим - маме, любимой женщине, правительству… Не надо рефлексировать, надо жить! Нас программируют? К чему-то готовят? Не знаю, но точно знаю, что меньше чем через неделю Женя Лукашин будет смотреть на нас со всех экранов телевизоров.