"Сон смешного человека". Мысленный социальный эксперимент

Nov 07, 2017 11:22

Оригинал взят у iouripopov в "Сон смешного человека". Мысленный социальный эксперимент

Я клетчатым пледом, как клетчатым бредом
Укрылся. Не внемлю слезам и расстройствам.
Но сетчатым следом, решетчатым светом
Приходит и будит меня беспокойство.

И я просыпаюсь, отставивши кресло
Бреду, оступаясь в дождливую полночь.
Поверив, что что-то сломалось, воскресло
И где-то в ночи прокричали: «На помощь!»
Михаил Щербаков



То, что человек смешной, не самое главное в этом рассказе. Скорей всего смех над героем -  не только мостик к мысли о самоубийстве, а что-то еще. Слишком это было бы просто. Но если убрать эту деталь, для меня рассказ не изменится совсем. Где-то к середине я уже не помнил о насмешках над героем. Важно: человек решил покончить жизнь самоубийством. Важно: девочка, умоляющая о помощи. Сон - центральная часть рассказа. А смешной... Ну был бы он не смешной, что-то изменилось бы?

Ночь, Будущий самоубийца возвращается домой, чтоб исполнить задуманное. На пути ему встречается ребенок, который настойчиво просит о помощи. Для человека мир через пару часов кончится. Что еще за помощь? За мигом, в который прозвучит выстрел, не будет ни девочки, ни ее беды, ничего другого. Какое оправдание может быть сильнее, чтоб не быть вовлеченным в чужое горе? Горя ведь после смерти нет. Как минимум, он так думает. Горя после смерти нет. Ведь не случайно же говорят: "хорошо, что он до этого не дожил". Или не хорошо? Или со смертью ни горе, ни счастье не кончаются?

Девочка осталась где-то там наедине со своей бедой. А смешной человек направился воплощать в жизнь (не скажешь же: воплощать в смерть) задуманное. Но в решающие минуты мысль о девочке продолжала терзать его. После смерти горя нет, почему просьба ребенка продолжала его терзать? Пока он, волнуясь, размышлял об этом, ему был дарован сон. Вот он берет револьвер и стреляет себе в сердце, его хоронят и закапывают. Если пытаться вкратце передать сюжет, то во сне герою что-то открылось, он проснулся обновленный и нашел девочку. Ну просто сказка со счастливым концом. Правильная, воспитывающая. Как часто каждый из нас, сталкиваясь с чужой бедой, не откликается на неё, находя столь же убедительные оправдания, как смешной человек? А герой рассказа пожертвовал, как это ни странно звучит, самоубийством, ради помощи другому человеку. Да, это нельзя назвать жертвой. Но необходимо признать, что не страх вынудил его отказаться от задуманного, а "беспокойство", заставившее поверить "что что-то сломалось, воскресло, и где-то в ночи прокричали: «На помощь!»".

Посмотрим, что происходило во сне. Несмотря на то, что сон был очень тяжелым - это был дар, наверное, можно сказать, что божий. Во сне, из-за необычных переживаний главный герой вступил в напряженный диалог с Богом. У Бога свой язык и свои убедительные объяснения. Когда-то один мой знакомый русский мальчик, который живет во Франции, рассказал отцу о разговоре с французским ровесником. Тот ему объяснял, что во Второй Мировой войне победили не русские, а американцы. На вопрос отца: «А ты что ему сказал?», - последовал ответ: «Ничего, я ему просто дал в морду». Нет, Бог в морду главному герою не дал, хотя тот сознательно напрашивался. Ну и «в морду» - это тоже по-человечески.

Смешной человек перенесся на другую планету, которая точь в точь напоминала Землю и на которой тоже живут люди. Но живут они другой жизнью. Охарактеризовать эту жизнь можно словом братство. Планета пропитана любовью. "Дети солнца, дети своего солнца, - о, как они были прекрасны! Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке. Разве лишь в детях наших, в самые первые годы их возраста, можно бы было найти отдаленный, хотя и слабый отблеск красоты этой". По словам автора, эти люди не совершили грехопадения. Может смутить то, что у них рождаются дети. Но библейская легенда о яблоке с древа познания добра и зла не об этом. Бог создал человека, которому ясна суть вещей, он обладал истинным знанием от момента создания. Оно даровано было Богом. Вкусив же запретный плод, человек выбрал путь самостоятельного обретения знания и лишился дара Божьего.

Подчеркивается, что главный герой словами не способен объяснить этим людям ничего. Но они его понимают и он их понимает. Возможность такой жизни настолько заразительна, что вернувшись на Землю, он хочет устроить так, чтоб и на Земле люди все сразу поняли и стали жить в братстве.

А где же социальный мысленный эксперимент?

Условия эксперимента:
  1. Планета подобная Земле
  2. Люди на этой планете живут в братстве и счастье. Жизнь наполнена бытием и пронизана любовью.
  3. Науки о человеке нет, есть божественный дар знания и проникновения в суть вещей.
  4. Пришелец с Земли, наследник вкусивших с древа познания добра и зла, который обладает какими-то научными знаниями о человеке и обществе и точно нагруженный сведениями о пороках и недостатках этого общества, хранящимися где-то в подсознании.
Цель эксперимента. Выяснить влияние образа жизни инопланетян на землянина и влияние землянина на инопланетян.

Землянин заразился любовью, проникся её. По его словам ему открылась истина. И "инопланетяне", не познавшие до прибытия пришельца греха, тоже изменились. Они совершили грехопадение, отказавшись от дара божьего и выбрав путь самостоятельного познания. Какую бацилу принес с собой землянин? Он ведь не исчадие ада, совсем не злой человек, он сразу полюбил этих людей. Но его знание, гораздо более убогое, чем знание инопланетян, но обретенное другим путем, оказалось немыслимо притягательным. Причина не в том, что он научил их шутить, кокетничать и, в конце концов, лгать, а в том, что они осваивали его язык. Он пытался учить их язык, а они его. И дело было не в русском или каком-то другом языке. Можно предположить, что слова были те же самые. Слова они понимали. Важно было понять строй мыслей.

Оказалось, что усвоив ход мыслей пришельца, они отказались от своего - совершили то же самое грехопадение. Трудно понять, почему мысленный социальный эксперимент Достоевского окончился именно так. Но согласно результатам автора, человек в раю находится в неустойчивом равновесии. Его бремя - добывать знания самому. Божественный дар оказался не для человека. Рано или поздно, но обязательно, человек вкусит с древа познания добра и зла. Удастся ли ему самому подняться до способности видеть суть вещей, любить, жить в братстве, которая была у него в раю?

В данный момент все выглядит не очень перспективно, в отличие от 20-х годов 20 века. Тогда казалось, что всё возможно, что человек непременно поднимется сначала в России, а потом и в мире. Ответ на вопрос, выйдем ли мы опять на путь восхождения и удастся ли вернуть исторический оптимизм, давать нам. Столетний юбилей Великого Октября - время вспомнить то, как удалось пойти по пути восхождения нашим предкам, время задуматься, почему потом в какой-то момент вера в человека была утрачена.

общество., образование, литература, Ростов-на-Дону, искусство, культура

Previous post Next post
Up