Оригинал взят у
cultprosvet_mag в
Георгий Свиридов. Наблюдения и мысли об А. Т. Твардовском и А. А. Ахматовой А век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой.
Иди - и не бойся с ним рядом встать.
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься - а вокруг враги;
Руки протянешь - и нет друзей;
Но если он скажет: «Солги»,- солги.
Но если он скажет: «Убей»,- убей.
Э. Багрицкий. ТВС
Дневниковые размышления Свиридова продолжают удивлять. Причем не сами по себе, ведь если выдернуть их из контекста, то - размышления и размышления. Ну может быть, лично для меня, немного странным выглядит явное несоответствие музыкального масштаба - масштабу «размышлений». Но как меня поправили, размышления, надиктованные на магнитофон, а я привожу именно стенограммы подобных записей, это - особый жанр. И тем ни менее, зная совместную историю Свиридова и Твардовского, никак не ожидал увидеть в таком ключе размышления. И опять же, мне кажется, дело тут не в странном «патриотическом» идефикс на антисемитизм, в чем-то еще. Ведь дочери Твардовского об отношениях Свиридова и семейства Твардовских отзывались в другой тональности:
- «Дружеские отношения Свиридова и Твардовского продолжались и по завершению работы над гимном. После смерти Твардовского Георгий Васильевич поддерживал связь с его семьей. Только сейчас мы с сестрой получили от племянника композитора А.С. Белоненко пластинки с записями произведений Свиридова. Надписанные незадолго до его смерти «Семье незабвенного Александра Трифоновича Твардовского», они по разным причинам не попали к нам своевременно.»
Кроме того, мне странно предположить, что Свиридов не понимал, почему Твардовский сожалел, что Багрицкого не проходили в школе. Другое дело, что чем дальше, тем больше мне кажется, что Свиридов красной идеи не разделял. Да и вообще, Свиридов музыкант, и Свиридов человек - мне напоминают своеобразный вариант феномена доктора Джекилла и мистера Хайда.
Георгий Свиридов. Наблюдения и мысли об А. Т. Твардовском и А. А. Ахматовой («Наш Современник», 2005 № 01)
Александр Трифонович Твардовский - русский советский писатель, поэт, журналист. Главный редактор журнала «Новый мир».
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС, кандидат в члены ЦК КПСС.
…В новом государстве его почитали как государственного поэта, крупнейшего, лучшего, который считался первым поэтом в России. С этой высоты он позволял себе рассуждать о поэзии. Не совсем эти рассуждения украсили его биографию и не совсем они были для него полезны. Сначала о Есенине, которого он взялся хулить и противопоставил ему и
Искаовского, и
Багрицкого, заявляя, что зря Есенина проходят в школах, что надо бы проходить Багрицкого.
Кадр из диафильма "Эдуард Багрицкий"
Это я понять не могу. Впрочем, под конец жизни он сильно попал в объятия не просто дамские, но еврейские, очень сильно попал в эти объятия и так оскоромился в смысле моральном, что удивительно. Можно его, конечно, пожалеть. А вообще, разговаривая об этом, не то чтобы виню его - это дело не моё в общем-то. Но всё-таки, всё-таки. Он также написал статью об Ахматовой, где её, так сказать, легализировал как советскую поэтессу, наследницу Пушкина, и уделил ей нескромное, а я даже сказал бы - большое место в литературе Серебряного века.
- NB «Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. И ее, между прочим, никак нельзя назвать исключительно поэзией сердца. В целом это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи, хотя бы и отраженной в этом дневнике далеко не во всей полноте и значительности» А. Твардовский. "А. А. Ахматова", 1966
Михаил Васильевич Исаковский (1900 - 1973) - русский советский поэт. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949).
Герой Социалистического Труда (1970). Член РКП(б) с 1918 года.
Но это глубокая ошибка. Существуют страсти посильнее поэтических, посильнее литературных. Они у него были, он очень понадеялся на свое положение, на его прочность, а вот мадам Ахматова оказалась отнюдь не такой доброй. Она о Твардовском высказывалась не то чтобы критически, она высказывалась о нём презрительно, снисходительно.
- NB «Теркин»?! Ну да, во время войны всегда нужны легкие солдатские стишки». Анна Ахматова (по записи Лидии Чуковской)
Уничтожая его как поэта вообще. Вот это всякому умному человеку да будет уроком, потому что страсти существуют не только литературные, но и народоинтеллигентские, условно говоря… Противоречия, о которых когда-то много писал Блок, они не только не изжиты, но и страшно усилились. Потому что если старую интеллигенцию ещё можно было назвать «русской интеллигенцией», то современную интеллигенцию можно условно называть русской, это скорее уже еврейская интеллигенция или скорее даже космополитическая с очень сильным еврейским, так сказать, ядром. И не следует никогда забывать об этом ни писателям, ни художникам, ни музыкантам. Никакой здесь снисходительности в оценках быть не должно, либо надо молчать, либо говорить, учитывая все точки зрения. Человеку народного сознания такой интеллигент этого народного сознания никогда не простит, он ему, интеллигенту, человек народного сознания, ненавистен. Врагом интеллигенции был Пушкин, ведь его противники были именно из интеллигенции светской и литературной:
Булгарин,
Греч,
Каченовский,
Сенковский и много других таких же не совсем русских при русской литературе, при русском троне. При российском троне.
Кадр из диафильма "Эдуард Багрицкий"И
Такое же положение было у
Кольцова, которого просто забыли. «Воронежский песенник», как написал о нём один еврей в календаре, отрывном, как я помню. «Воронежский песенник» - что ж такое? Между тем это поэт очень талантливый.
Такое же положение было и у Ломоносова, у Менделеева, отчасти и у Блока… Такое же положение у Есенина, у всех крестьянских, «мужиковствующих» поэтов, которые были просто русскими поэтами. Эти вопросы очень острые, и до сих пор они не потеряли своей остроты и в других родах искусства. Если в человеке сильно народное сознание - это считается признаком чего-то унизительного.
Надо отдать должное мадам Ахматовой. Женщина легендарной злобы, она умудрилась обгадить своих современников, начиная с Блока. Да и мужа своего весьма принижала, в сущности. «Я и Данте». Поэтому больше всего нравился ей
Клюев. Они писала, что это самое лучшее его стихотворение, где Данте и её имя были рядом.
Клюев Николай Алексеевич. Русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
- NB Речь идет о клюевских строках об Ахматовой из стихотворения «Я гневаюсь на вас и горестно браню…»:
"Ахматова - жасминный куст,
Обожженный асфальтом серым,
Тропу ль утратила к пещерам,
Где Данте шел и воздух густ,
И нимфа лен прядет хрустальный?
Средь русских женщин Анной дальней
Она, как облачко, сквозит
Вечерней проседью ракит!"
Это люди особенные. У них невероятно развивается честолюбие, как у людей подпольных. Пастернак, Ахматова… Они несут в себе комплекс людей подполья. О Есенине она пишет, что он похож «на городскую квартиру с самоваром». Какая же городская квартира у Есенина, который не имел квартиры вообще, не имел жилья, преследуемый, скитался, бегал от ЧК, а его преследовали серьёзнее, чем Ахматову, за которой Сталин посылал самолёт со своим персональным пилотом, чтобы вывезти её из блокадного Ленинграда.
И вообще надо сказать: относительно того, как её всю жизнь травили, сложный вопрос. Конечно, травили, но, с другой стороны, она получала от Берии подарки, дачу получила, не говоря уже о колоссальных гонорарах, которые платили ей за её просоветские произведения.
Пастернак, который выхлопатывал помилование, письмо писал, передавая через специальных лиц. Надо ведь тоже было иметь этих специальных лиц.
Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960) - русский писатель, поэт, переводчик; один из крупнейших поэтов XX века.
Это все очень сложные вопросы. Писал ли стихи по случаю подношения, стихи-подношения… Тоже нельзя забывать. Это были люди очень ловкие, а Пастернак, по воспоминаниям его двоюродной сестры, просто свой человек был в высшем эшелоне советской власти. Они его все знали с детских лет и бывали в салоне его папаши, а там вершились многие дела, приходили туда не только смотреть картины художника-реалиста.
Очень сложные биографии, чью историю писать рано, должны быть признаны факты, и тогда можно будет сказать, кто был святой, кто был грешник, а кто иуда. А сейчас рановато ещё.
PS Такое вот мнение, опять для меня неожиданное. И немножко еще справочной информации. Вот как отзывался Свиридов о тексте (вариант гимна СССР) Александра Твардовского (из дневников композитора):
- «Полное (100-процентное) отсутствие авторского эгоизма. Растворение себя в народной стихии без остатка. Это достойно лучших мыслей и лучших страниц Л.Толстого. Редчайшее качество…»
Ну и непосредственно о совместной работе Твардовского и Свиридова над гимном СССР. Вот что у них получилось в итоге:
Click to view
Свиридов. Гимн России на слова А.Твардовского
И несколько статей об этой их совместной работе:
- НГ за 02.08.2000 "Гимнические усилия"
- Газета «Завтра» 26(343) за 27.06.2000 "Гимн Твардовского"