Оригинал взят у
cultprosvet_mag в
Сериал Американские боги (American Gods, США, 2107) Шоураненры: Брайан Фуллер, Майкл Грин
В ролях: Рики Уиттл, Эмили Браунинг, Криспин Гловер, Брюс Иэн Макшейн
«Умереть-как-мифологично»
Ларс фон Триер
Сериал основан на романе Нила Геймана «Американские боги» (American Gods). Проект получился с трудной судьбой, хотя после успеха одноименного романа, появление сериала было практически неизбежным. Работы над экранизацией начались еще в 2011 году на канале HBO, но в итоге его выпустил канал Starz в 2017-м. Полностью сезон еще не вышел, но уже по первым сериям видно, что все получилось и сериал незаурядный. В сериале сильный актерский состав, после которого, увы, наше кино смотреть особенно мучительно.
Одноименный роман Нила Геймана я не читал. Смотрю с чистого листа, тогда как отзывы пока в основном от фанатов, сравнивающих первоисточник и экранизацию. Их реакция напоминает оную на «
Кредо убийцы», пишут о затянутости, о непонятности, о скромном финансировании и искажении авторских образов. Ничего подобного, после просмотра трех серий не ощутил: сюжет захватывает, картинка мастерская, главных героев играют британские актеры, стильный саундтрек. Но, главное, очень и очень нетривиальное содержание. Понятно почему роман стал культовым и захотелось его прочесть.
Click to view
Сериал оказывает немного гипнотическое воздействие. По прямой адресации к эмоциональной сфере зрителя минуя рациональную, напоминает
"Макбета" Курзеля. Взаимодействие со зрителем неровное, пульсирующее, из-за чего повествование воспринимается словно проживание сна. По картинке временами напоминает
Утопию с поправкой на американские пейзажи, хотя это может оттого так, что британского следа в сериале объективно много:
Но как ни странно, начав смотреть, сразу вспомнил Соррентино. Хотя вроде бы и манера, и картинка, и образность у итальянца другие, но с первых кадров подспудно сравнивал «Американских богов» с «Молодым папой». Возможно, дело в крупных планах и в подмораживании картинки, когда вдруг фокус с действия переключается на статичный план и залипает там, а может - в неспешности повествования, недосказанности и сложной образности? Или все проще и узнавание вызвано стилизацией названия в заставке под неоновую вывеску?
Наверное, еще сериалы схожи вызывающей не политкорректностью, но если у Соррентино это интеллектуальное рафинэ, то у Фуллера по-американски в лоб: от откровенных сцен секса, до мата и призыва к неграм перерезать столько белых глоток, сколько получится.
Действие в сериале разворачивается вокруг осевой истории, пока прорисованной лишь крупными мазками, и боковых ответвлений, на первый взгляд, вроде бы никак не связанных с сюжетной линией. Правда, если «чуть отойти» и попытаться охватить «картину» целиком, то эффект напоминает произведения от
Recycle Group на венецианском биеннале 2017:
Click to view
То есть, как бы из ниоткуда проявляется картинка пласта другой реальности. Ведь если при буквальном восприятии сериал мало чем примечателен: и завязка в нем тривиальная, и роудмуви многажды раз виденное, немного мистики, нельзя сказать что оригинальная стилистика... Но когда все вместе, то сквозь обыденность проступает повествование о цивилизационном кризисе и надвигающейся катастрофе.
«Американские боги» - это, с одной стороны, очень американский фильм об американских проблемах, а с другой, раз уж Америка стала стержнем современного мира, то и ее проблемы стали общими. Ведь состояние вдруг нечленораздельно забормотавшего пилота касается всех пассажиров на борту, и неважно в каком классе они летят и какое гражданство имеют. Сериал же словно сполох безумия во взгляде оглянувшегося на салон бормочущего капитана корабля. Заставляет вздрогнуть и начать волноваться.
Повествование в сериале многократно возвращается к теме кризиса американской идентичности, к мучительной попытке понять, кто же они на самом деле такие и во что превращаются. Возникает интересная историческая аналогия с Pax Romana. Как Древний Рим вырос из братоубийства и убежища беглецов всех мастей, а затем «возмужал» благодаря насилию, обману и вере в собственную исключительность, так и Pax Americana почти «дословно» повторил «славный» путь. С чего начиналась Америка? С геноцида местного населения и возрождения института рабства в худшем его проявлении. А кто создавал Америку? Беглые преступники, авантюристы, гонимые Старым Светом сектанты всех мастей. А как возникла и чем поддерживается гегемония Америки? Сколько войн сейчас одновременно ведет Америка? Обман? А что с обещанием не приближать НАТО к границам РФ? А знаменитая пробирка в ООН? А поставленная на поток фальсификация новостей? Что же касается веры в собственную исключительность, то:
Click to view
Такой вот римский фундамент Pax Americana, великого плавильного котла, породившего таких «новых богов», на фоне которых даже Один выглядит скорее Санта-Клаусом, чем кровожадным божеством викингов. Да и сам факт того, что по сериалу Америка принимает всех богов у себя, это же тоже очень древнеримское отношение к религии.
В сериале, хоть и неявно, заметна одна из стрежневых цивилизационных проблем современности. Западное мышление все сильнее и сильнее смещается в зону
мифологического типа, вследствие чего, проблемы в обществе перестают обсуждаться рационально, а все больше «совместно эмоционально проживаются», что благодаря массмедиа, становится управляемым процессом. Массовая культура служит уже не только каналом передачи сообщений, но и через создание специфических метафор, она конструирует новый язык общения, модулируя им необходимую реакцию общества. По большому счету, сериалы типа «Американских богов» или «Черного зеркала», на мой взгляд, как раз и есть форма эмоционального проживания общественных проблем для современных западных интеллектуалов. Смотреть на такое и страшно, и интересно, и как сказал герой сериала, мистер Среда: «Они сами не понимают, что творят».
Если в «Маленькой большой ложи», которую смотрел до, показана витрина Америки, где сходят с ума «богатые и успешные», то в сериале «Американские боги» акцент сделан явно на «темной» стороне жизни: зэки, аферисты, маразматирующая бюрократия. Но что примечательно, в обоих случаях, пусть и разной природы, но явно читается тревога за растущую поляризацию общества. А насколько глубок возникающий раскол, наглядно продемонстрировали последние американские выборы и последовавшие за этим события. В «Американских богах» поляризация идет вокруг двух полюсов: консервативная часть, ратующая за сильное национальное государство («старый» европейский мир или старые боги) VS неолиберальная (Pax Americana или новые боги), выступающая за глобальное, постнациональное государство.
Противостояние это выглядит все более напряженным. Ощущается, что еще немного и стороны начнут физически убивать друг друга. Одновременно на это конфликт накладывается и другой, который можно обозначить как: «мир национальных культур» VS «мир технологий». Возникает матрица конфликтов, внутри которой возможны союзы, взрывающие изнутри классическую политическую систему. Нет больше чистых либералов и консерваторов, правых и левых, имперцев и республиканцев. Становятся возможны любые союзы, что мы и наблюдаем, например, когда либералы объединяются с фашистами, ультраправые с ультралевыми. Хороший такой «развлекательный» сериал, да?
При просмотре, с удивлением подумал, что при всех очевидных различиях, по некоторым вопросам, американцы выглядят куда ближе к русским, чем европейцы. Например, зэк, чтоб стать достойным любимой женщины, решивший читать по 6 книг в неделю в течение трех лет отсидки - это очень по-русски как мне кажется, нет? Или в одной из серий «старый бог» говорит: «США - единственная страна, озабоченная вопросом обоснования своего существования», мол в отличие от Америки, странам Старого Света и в голову не придет необходимость что-то там обосновывать. Но мы-то знаем, что есть еще одна страна, озабоченная тем же вопросом, имя ей Россия.
Авторы:
Нил Ричард Маккиннон Гейман (Neil Richard MacKinnon Gaiman) - английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов, сценариев к фильмам. Наиболее известные его работы: «Звездная пыль», «Американские боги», «Коралина», «История с кладбищем», серия комиксов «Песочный человек». Гейману присуждены многие награды, включая премию «Хьюго», премию «Небьюла», премию Брэма Стокера, медаль Ньюбери. (
читать биографию подробнее)
Брайан Фуллер (Bryan Fuller) - американский телевизионщик, продюсер, сценарист, актер. Известен по фильмам «Аллея пересмешника», «Мёртвые, как я», «Мёртвые до востребования», «Герои», «Чудопад», «Ганнибал», «Звёздный путь: Вояджер» и «Звёздный путь: Глубокий космос 9». Создатель трёх культовых шоу - «Мёртвые до востребования», «Чудопад» и «Мёртвые, как я». (Подробности
«Шоураннеры: Кто такой Брайан Фуллер, стоящий за „Американскими богами“?» )
Майкл Грин (Michael Green) - американский автор комиксов, сценарист кино и телевидения. Грин известен по работам над: «Короли», «Любовь вдовца», «Тайны Смолвиля», «Джек и Бобби», «Секс в большом городе», «Герои», «Готэм», «Река» , «Зелёный Фонарь», сиквелы «Бегущий по лезвию» и «Прометей». В настоящее время Грин занят в проектах «Убийство в „Восточном экспрессе“», «Логан» и «Американские боги».
PRO
- Интересный, захватывающий сюжет
- Сильные актеры и хорошая игра
- Стильная визуальная картинка
- Необычный мифологический контекст, превращающий просмотр, в том числе, и в аналог разгадывания шарады
- Глубокое эмоциональное воздействие
CONTRA
- Перебор с «шокированием» и натуралистичностью
- Самым положительным героем пока является уголовник по УДО
ERGO
Жду новых серий. Очень интересное кино получилось. Неглупое, увлекательное и красивое.