Оригинал взят у
kostushin в
«Три дня до весны» в красный день календаря Главная отечественная кинопремьера ко дню Победы в 2017 году - фильм «Три дня до весны».
По сравнению с фильмом «4 дня в мае» 2012 года, где советские разведчики вместе с нацистами защищают немецких детей от пьяных советских солдат, нынешний можно назвать приемлемым. Но есть нюансы, которые обрисую.
У нового фильма можно выделить несколько аспектов рассмотрения:
1. Он создан на «Ленфильме»;
2. Качество съемки;
3. Содержание.
Первые два пункта взаимосвязаны. Киностудия последние годы мало представляла
заметных фильмов («Трудно быть богом», «Бумажный солдат», если угодно). Поэтому «Три дня до весны» радует вдвойне: он хорошо снят и студия, возможно, выходит из кризиса.
Фильм, что называется, крепко сбит, смотрибелен. Игра актеров, работа режиссера, съемки блокадного Ленинграда качественны. Сюжет вполне захватывает и разносторонне держит в напряжении. Гармонично сочетает линию детектива и любовную. Если бы этим все ограничивалось, то можно было бы считать работу успешной. Но сочетать пытаются не только это, но еще антисоветское и советское. Гармонично, так сказать. И тут мы подошли к содержанию.
У него две основные линии. Первая, та, что составляет сюжет военного детектива - спасение Ленинграда от попытки немцев вызвать эпидемию чумы в городе. Как указывается создателями, события фильма основаны на реальных. И здесь все хорошо. Нацисты, оккупанты - вполне себе нелюди. Сотрудники госбезопасности, как они себя называют, что есть сил предотвращают беду. Это линия сюжета главная и явная.
Есть вторая линия, она неявная, но четкая. Это линия на отторжение советскости у современных людей. Она ведется по ситуации вокруг одного из главных героев фильма. Их двое: старлей НКВД (фамилию не помню), который непосредственно ведет дело и специалист по инфекциям Марецкая. Её судьбой и делом, которое на неё шьет (беспричинно) один из гэбэшников, антисоветская линия и продвигается. По ходу нам постоянно напоминают, что как только она закончит спасать город от угрозы чумы, её сразу отдадут на растерзание кровавой...
Впрочем, сами гэбэшники показаны сильно по разному. Первый, как выше написано, старлей, а также его непосредственный начальник вполне симаптичные люди. Но есть еще один, называющий себя контрразведчиком. Это такой дуболомный субъект, парноидально ищущий врагов. Он постоянно вламывается в ход событий, норовя (все порушить) арестовать Марецкую. Герой, конечно, отрицательный. Он предназначен для сбора на себе всего зрительского негатива. Но он выделяется не только этим.
Дело в том, что в фильме почти нет ничего советского (звезды на шапках есть и на том спасибо). А то советское что есть, преподносится несколькими фразами. И как Вы думаете из чьих уст? Правильно - мерзкого гэбэшника. Т.е. он сосредотачивает в себе всю советскость. А зрители должны метать в него по ходу фильма иглы ненависти. Испытав в итоге грандиозное облегчение (в очень подлом по сути эпизоде). Просто вудуистский ритуал по умервщлению советскости по эту сторону экрана.
Данное кино продолжает линию на разрыв Победы на условно «народную» и на «советскую» составляющую. Или на отрыв советского от Победы. Ничего в этом за 25 лет не поменялось. В этом фильме надо отдать должное создателям за умение выделить «народную» составляющую в рядах НКВД (старлей). Следующим шагом, очевидно, будет отрыв от советскости Сталина - ждите на экранах всей страны в 201? году.
От кого дует этот ветер можно предположить
ознакомившись с деталями творческой биографии продюссера фильма Эдуарда Пичугина:
«С 2008 года - руководитель федерального проекта партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ” “КИНОКЛУБ: Культура, Образование, Коммуникации”...».
P.S.
В фильме «В бой идут одни старики» советскость также ограничена звездами на фуражках и крыльях, а также одним эпизодом приема героев фильма в партию. Учтем, что фильм снимался в 1973 - начало застоя - когда в КПСС поступали, в том числе, ради карьеры, а число членов КПСС перевалило далеко за 10 млн. Тогда указанный эпизод можно считать намеком на это обстоятельство. Т.е. эта отсылка к Войне использовалась для атаки (пусть обоснованно и с благим намерением) на современную фильму советскость.