Как элиты «за нас все решали». И как они всё решили «за них»

Apr 23, 2017 16:36

Оригинал взят у agantis в Как элиты «за нас все решали». И как они всё решили «за них»



Современное общество парадоксально: с одной стороны, огромные усилия в нем вкладываются в развитие коммуникаций. Интернет не только позволяет моментально связаться с любым количеством других людей, где бы они ни находились. Социальные сети стремятся всю жизнь человека превратить в одно публичное событие: фото в инстаграмме, «трансляции» каждого шага Вконтакте, подробное расписывание личной жизни на страницах фейсбука… Кажется, что мы постоянно с кем-то общаемся. К тому же, главным качеством, которое требует от работника сегодняшний рынок, является не «профессионализм», а «коммуникабельность». Уже не только «продажникам», но и узким специалистам вменяется в обязанность уметь общаться, выстраивать связи. Кажется, что даже ученым приходится больше бороться за гранты, выстраивая отношения и давая презентации, чем заниматься собственно научными исследованиями.
      С другой стороны, обилие коммуникаций приобретает странное качество - поверхностность, обезличенность. Мы общаемся со всеми, даже приобретаем «контакты» и «связи», но испытываем дефицит дружбы и любви. Символом этого можно сделать список в социальных сетях под названием «друзья»: когда-то (кажется) предполагалось, что в нем должны быть дальние родственники и близкие сердцу одноклассники, связь с которыми не хочется терять. Теперь же это мусорный ящик для минутных «контактов», большую часть которых ты забываешь на следующий же день.
      Когда-то Александр Блок восклицал: «Товарищи! Мы станем - братья!» Более сухим языком было сказано: границы семьи должны расшириться, сначала друзья, а затем - страна, и все человечество должны стать нашими любимыми братьями и сестрами. Однако на практике «увеличивается», расширяется не мир человека, а мир противостоящих ему гигантских систем: корпораций, СМИ, бюрократического аппарата. Посреди капиталистического мира враждебных людям «больших форм», мы ощущаем себя маленькими и беспомощными. Нашими судьбами руководят высшие силы: капиталисты, политики, владельцы информационных концернов, масоны, иллюминаты, инопланетяне с другой стороны Луны. Мы же можем лишь либо встраиваться в систему, либо сходить с ума.
      В результате, весь пафос ХХ века - о «колесе Истории», о «народе, решающем собственную судьбу», о «народной правде», - все это кажется какой-то популистской выдумкой, призванной прикрыть реальные элитные разборки. Мы склонны верить даже в явные бредни по поводу того, что тот или иной народный лидер был всего лишь игрушкой в руках «спецслужб», «дипломатов», иностранных правительств или бизнеса. Не может же быть, что такие, как мы (а, поди, и еще хуже!) могли вершить Историю. «Не по Сеньке шапка».
      Однако не стоит считать, что эта иллюзия - новшество XXI века. Да, раньше в городах не было небоскребов, забитых офисами корпораций (хотя транснациональные корпорации в каком-то смысле существовали). Однако над простым землепашцем и чернорабочим довлело отсутствие коммуникаций, огромные пространства, которые он не мог преодолеть (за неимением самолетов и автомобилей), а также холодное и жестокое господство иноземных аристократов, не знавших о существовании прав человека. Даже революционеры зачастую исходили из того, что простой человек сам ничего не решает - и пытались заручиться поддержкой крупных внешних сил, реально решающих, по их представлению, судьбы мира.
      Таким был Франсиско Миранда - Предтеча Симона Боливара, Освободителя Латинской Америки от испанского колониального ига. Всю жизнь он провел в переговорах с иностранцами, дворцовых интригах и шпионских играх - чтобы под самый конец жизни, почти без сил и ресурсов, приплыть на родную землю и поднять там восстание.
      История борьбы за права и свободу в XIX веке в каких-то основных своих заблуждениях и открытиях не столь далека от дня сегодняшнего - страхи людей, их слабость и нерешительность везде, по сути, одна и та же. И не стоит считать, что сила духа умиравших от голода, болезней и переработки рабов была неизмеримо выше, чем у современного клерка. В любом случае, борьба за свободу Латинской Америки подтверждает на практику старую истину - только народ решает свою судьбу. Когда говорит История, элитные интриги отходят в сторону.

Читать далее на сайте информагентства REGNUM

элита, общество., образование, Ростов-на-Дону, культура

Previous post Next post
Up