Трудности немого кино. "Мать" Всеволода Пудовкина

Mar 10, 2017 14:41

Оригинал взят у iouripopov в Трудности немого кино. "Мать" Всеволода Пудовкина




«В царство свободы дорогу, грудью проложим себе»
Леонид Радин
Роман «Мать» - роман о перерождении человека, роман о том, как люди начинают жить свободно, еще, фактически, находясь в рабстве. Они поднимаются из социального низа, но не в другой имущественный слой, а к другому состоянию души и духа. Порывая с привычками и укладом жизни большинства рабочих, они начинают занимать все свое свободное время, которого совсем немного, самообразованием. Вдруг люди обретают новое качество. И окружающие это чувствуют.

Мать главного героя это тоже чувствует. В романе, собственного говоря, скорее мать Павла Власова является главным героем. На нее производит огромное впечатление перерождение своего сына, его товарищи, которые живут не по законам, навязываемым буржуазным обществом пролетариату: отработал, выпил, уснул. Это меняет её жизнь.

Как передать сюжет романа средствами кинематографа?

Очень яркий образ горького пьяницы и буяна - отца Павла. Тяжелый взгляд. Способность за бутылку продать что угодно. Единственное, на что он оказался не способен - расправиться с сыном, который воспротивился его насилию. Павел Власов - другой, совсем другой, он не похож на родителя. Его жизнь осмысленна. Но чем она осмысленна, в фильме передать не удалось.

Фильм был призван показать то, как мать Павла стала революционеркой. Книга ясно показывает как было покорено сердце матери. Её Павел не стал повторять отца. Вся жизнь с Михаилом Власовым была чередой унижений, насилия. Один раз в пьяном угаре он даже проломил жене голову. Павел же был совсем другой, но не от рождения. Что-то его делало другим. Сначала была радость, что он не похож на Михаила, а потом знакомство с идеями, которые изменили сына, сделали его жизнь полной, избавили от низости бедного бытия. Бедными они быть не перестали.

Чтоб передать все это средствами немого кино, Всеволод Илларионович изменил сюжет. Получился фильм по мотивам. Основной мотив сохранился: мать становится революционеркой и гибнет в борьбе за освобождение трудящихся.

В фильме есть всё: провокаторы, избиения, расстрел демонстрации, казаки, не жалеющие никого, замечательные натурные съемки тумана на реке, ледохода. Однако, основную причину, почему мать Павла Власова стала революционеркой, показать не очень удалось. Она помогала Павлу, друзьям Павла. Она очень хотела, чтоб сын бежал из тюрьмы. Очень хорошо передан гнев за убитого сына, когда Пелагея Ниловна подняла Красное знамя и встала с ним на пути казаков! Но ведь в романе была не только героическая смерть, в романе была вполне сознательная революционная деятельность.

Для того чтоб показать глубину изменения матери, был добавлен эпизод, которого в романе не было: в начале фильма Пелагея Ниловна открывает полиции тайник с оружием, надеясь, что это позволит избежать ареста сына. Потом такой поступок станет для нее невозможным. Позже в тайнике она сама будет прятать запрещенную литературу, которую никакой полиции уже не отдаст.

Фильм передает дух революционной борьбы, тяжкие испытания тех, кто взвалил на себя этот груз, атмосферу полицейского государства с провокаторами, предателями. А вот сам образ матери в картине не дотягивает до образа в романе. Не все возможно передать средствами немого кино. Также следует помнить, что любое кино не отменяет книгу. «Пока народ безграмотен важнейшим из всех искусств для нас является кино и цирк». Тем не менее, хорошее кино просвещает, заставляет тянуться к грамоте, к книге. В этом смысле кино Всеволода Илларионовича Пудовкина «Мать» - очень хорошее кино.

кинематограф., образование, Ростов-на-Дону, искусство, культура

Previous post Next post
Up