Могила

Feb 01, 2017 15:25

Оригинал взят у qorban в Могила



В этом году на мировой экран выходит французский фильм ужасов «Могила» (Grave или Raw, на английском). Режиссер Джулия Дюкорно уже успела получить за него приз за лучший дебют на 69-ом Каннском кинофестивале в 2016 году.

Фильм рассказывает о девушке-вегетарианке, получающей профессию ветеринара. Попробовав, на студенческом ритуале посвящения, сырое мясо кролика, девушка начинает испытывать сильную потребность в употреблении свежего мяса. В конечном итоге в ней просыпается желание попробовать и мясо человека.





Эта история про девушку ставшую каннибалом, художественный вымысел. А вот, что происходит в реальности.

На днях подавлен бунт заключенных в одной из бразильских тюрем. Как выяснилось, в том числе и зафиксировано на видео, заключенные убивали и употребляли в пищу мясо своих сокамерников.



В наше время сложно представить мейнстримовый фильм без содержащихся в них сцен насилия и убийства людей. Причем, в большинстве случаев, подобные сцены являются особой «фишкой» фильма: они показаны, в одних случаях, гипертрофированно - с «фонтанами» крови, акцентированием внимания на моменте убийства, замедлением времени, для более полного восприятия всех подробностей и деталей наносимых человеку повреждений и прочим. В другом случае - излишне цинично и натуралистично. Герой-убийца в таких фильмах, убивает, как говорится, «не моргнув глазом», не переживая особых колебаний, не испытывая после совершенного никаких видимых эмоциональных переживаний и сожалений.

В начале 90-х, по всей стране открывались видеосалоны, в которых начинали показывать западные фильмы ужасов, боевики и арт-хаус. Тогда, несмотря на то, что многие из нас были детьми, эффект от этих фильмов, в эмоциональном плане, был значительно более силен. Ужастики пугали, сцены насилия будоражили воображение, после особо «забористых» пугалок снились ночные кошмары. Что произошло с поколением, выросшим на подобных фильмах - это циничные, зачастую эмоционально тупые, жаждущие новых впечатлений люди. Их уже не удивишь просто убийством в фильме - это должно быть небывалое, желательно, массовое убийство, совершенное нетривиальным способом, с фантазией, выдумкой и особым цинизмом. Иначе, эмоциональная сфера не просыпается, и фильм вызывает зевоту.

Кстати, тема каннибализма недавно была затронута и в отечественном кинофильме «Неоновый демон». Два раза, как говорится, совпадение... А, что, вот совсем недавно, не выходил сериал «Ганнибал», про высокообразованного, во всех отношениях приятного человека, хирурга и врача-психиатра с прекрасными манерами и знанием иностранных языков, с единственным недостатком - людей кушать любит?.. Вот вам и тенденция.

Налицо тенденция не только поднимания для обсуждения проблемы отношения к каннибализму, или, если хотите, пересмотра отношения к ней в обществе, вывод её из области однозначного осуждения, но и попытка создания положительного образа людоеда-каннибала.

Любое человеческое общество основано на системе запретов на определенные действия, способные это общество разрушить. В обществах с преобладающим религиозным сознанием - это различные табу и ограничения. В более светских обществах современные аналоги табу контролируются законом и общественным порицанием.

Разрушение общественных запретов, моральных установок, традиций и общепринятых норм, рано или поздно приводит к деградации и разрушению общества.

Понимают это даже либералы. Например, председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин в статье «Право силы и сила права» пишет: «Подрыв нормативности человеческого общества путем отказа от некоторых фундаментальных социобиологических императивов, на которых оно изначально базировалось (и которые не случайно были поддержаны и освящены христианством) означает изменение некоторых фундаментальных антропологических характеристик человека. Возможно, человечество когда-­нибудь и пойдет по этому пути, но это будет уже не то человечество, какое мы знаем, а может - уже и не совсем человечество».

В случае с каннибализмом мы имеем дело с откатом даже не до архаического уровня, а предархаического. Т.е. с той системой запрета, которая была выработана на самой заре возникновения социальных отношений. Напомню, что практика каннибализма осуждалась даже при язычестве. Например миф о Девкалионовом потопе, повествует о том, что Зевс, узнавший, что в Ликее, в качестве жертв в его честь, убивают и поедают людей, настолько разгневался на ликейцев, что превратил их в волков, а род человеческий уничтожил с помощью потопа.

общество., кинематограф, образование, Ростов-на-Дону, искусство, воспитание, культура

Previous post Next post
Up