Социология и жизнь

Jan 20, 2017 14:27

Оригинал взят у persov_av в Социология и жизнь


Социология как отдельная наука обязана своим возникновением целому ряду условий, сложившихся к первым десятилетиям XIX века, в первую очередь во Франции. Она, по мнению нашего героя, есть продукт послереволюционного времени, идеалов революции, её последствий, французского Просвещения.
Франция, конец 18-го века: тесная связь королевской власти, церкви и испытывающего, по причине предписанной ему роскоши придворной жизни, постоянные денежные затруднения, дворянства, препятствовала становлению класса буржуазии. Развитие такого противоречия стало причиной революции, катализатором которой явилась, питавшаяся всем этим, философия французских просветителей, активно подвергавшая сомнению жизнеспособность существующего режима.

Революция Жиронды, целью которой было уничтожение традиционных привилегий королевского двора, дворянства и церкви, наткнулась на различие интересов имущих и неимущих, а также интересов пролетариата и крестьянства. Практической стороной такого противоречия явилось прекращение снабжения Парижа продовольствием.

В конце века Наполеон Бонапарт свержением Директории оформил завершение революции, предопределившей развитие европейской буржуазии на все следующее (девятнадцатое) столетие. Последующая реакция, сопровождающая реставрацию Бурбонов, привела к Июльской революции 30-го года и окончательной победе крупной буржуазии. «Король-буржуа» герцог Орлеанский, оправдывая свою кличку, как только мог поддерживал интересы имущих слоев, что привело с одной стороны к развитию производительных сил (и как следствие, к росту числа промышленных рабочих и их организацию в политическую силу), а с другой - к недовольству, ощущающей вопиющую несправедливость и обделённость, мелкой буржуазии. Идеи утопического социализма перемежались с куда более конкретными политическими требованиями, а пролетариат и буржуазия становились все большими врагами (как позже выяснилось - антогонистами), при политическом и духовном господстве последней.

Из мелкобуржуазной семьи вышел и родившийся в этот день 1798-го года Огюст Конт. Именно им в 1839 году было придумано и впервые произнесённо в одной из его лекций «Курса позитивной философии» само слово «социология». Именно с него начинается ее, социологии официальная «биография».

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) Конт изложил свой взгляд на соотношение развития истории и способов человеческого мышления (познания), согласно которому стадиями, определяющими способ познания, являются: теологическая (фиктивная), при которой мышление нацелено на понимание первопричин и конечных целей, метафизическая (абстрактная), где обращение к сверхъестественным силам заменяется силой абстракции и научная (позитивная) стадия, знаменующая самый передовой способ познания, основанный на разуме и наблюдениях. Он считал, что стремиться следует не к абсолютному познанию, а к познанию отношений между отдельными явлениями и общими законами, сведение же всех явлений к единственному закону есть идеал позитивной науки, которая является для него, в чистом виде, методом нахождения закономерностей. Изобретенная же им социология, необходима для обеспечения познания об обществе, в свою очередь необходимого для осмысленных политических воздействий на государственное развитие с целью доведения его до «позитивного» состояния.

Наблюдая сферу общественных отношений бъющей ключем жизни (в современной Конту Франции, думаю, это можно было делать не отходя от окна), проблематикой новой науки он назначил противоречие между порядком и прогрессом, которые и пытался примирить, сделав неразрывными. «Прогресс без порядка - это анархия, а порядок без прогресса - реакция». Использование в политике все объясняющей позитивной философии (которая придет на смену критической философии 18-го века) снимет это базовое противоречие, а вместе с ним и классовые противоречия между такими воплощениями порядка и прогресса, как аристократия в лице дворянства и нарождающаяся буржуазия. Порядок и прогресс по Конту - это два вида закономерностей общественной системы. И развивая эту тему он делит социологию на социальную статику (имеющую дело с общественным консенсусом, порядком) и социальную динамику (имеющую дело с поэтапной последовательностью развития, которое рассматривается как соотношение между способностью к действию и наличествующими общественными обстоятельствами). Рассматривая необходимые этапы общественной эволюции, Конт вслед за стадиями способов познания (смотри выше) вводит три, закономерно следующих одна за другой, стадии политико-социальных форм общественной организации:

теологическая стадия: военное господство;
метафизическая стадия: феодальное господство;
позитивная стадия: промышленная цивилизация.
Как добраться до идеального состояния общества? Активнее внедрять законы прогресса социологии в научно обоснованную политику (ей он посвящает свое второе большое произведение «Система позитивной политики»). Нет ничего практичнее хорошей теории, но позитивная социология Конта так и не стала отраслью естествознания.

Предметом социологии у Конта в конце концов сделалось не реально-историческое общество, а «человеческое общество» вообще, объединяющее все поколения, включая уже умерших и еще не родившихся. Все это по ходу совершенствования идеи, в последние годы жизни мыслителя, пришло к провозглашению им религии Великого существа - «Человечества» (но об этом позже).

Как получилось, что «апостол позитивизма сделал шаг в направлении мистицизма»? Может быть, потому что устремленный к порядку научно-обоснованного общества прогресс, в процессе накопления ученым жизненного опыта, все чаще обогощался эмоциями неудач его личной жизни. Сначала его свела с ума его жена Каролина Массен. «Свела с ума» в данном конкретном случае - никакой не эфимизм. Жена философа по-философски относилась к ограничениям и жертвам, которые накладывает на супругов закрепленный католической церковью брак. Помещенный в следствии этого в психиатрическую больницу Огюст Конт хотя и признавался врачами неизлечимым, все таки поправился. Не поправилась ситуация в семье. В надежде покончить с жизнью, он бросается с моста в Сену, но оказывается спасённым случайным прохожим. Отработавшая свой номер Каролина получает уже официальную свободу и пожизненное содержание, а у Конта в этом смысле все еще впереди. Помучиться по-настоящему ему еще только предстояло …

Какое-то время он проживает со своей няней и в сорокашестилетнем возрасте в доме своего ученика встречает его (ученика) сестру, двадцатидевятилетнюю Клотильду де Во, которой предстоит так и остаться в мечтах, которые в свою очередь изрядно потеснили и трансформировали все остальное, и в первую очередь философию с социологией. Любовь была сильной, но односторонней, а со стороны выглядела ничем иным, как романом в письмах, которых было около сотни в каждую сторону. Клотильда, бывавшая в доме Конта всего лишь два раза и то только в сопровождении матери, в своих письмах просит избавить ее от переживаний и даже предлагает завести любовницу. Заболевает туберкулезом и на его глазах умирает. Он пишет ей письма и после ее смерти, перечитывает ее письма в даты их написания и делится с ней своими научными идеями находясь на ее могиле на кладбище Пер-Лашез.

… В последний период жизни Огюст Конт занялся разработкой мистически-религиозного учения и провозгласил себя первосвященнииком религии Человечества, в основу которой легли высказываемые им и ранее идеи о том, что состояние общества и его развитие определяют не материальные, а духовно-моральные условия и отношения. Подъем духа вызывает соответствующий отклик во всех общественных областях от искусства до промышленности. Дух, образуя силовой центр социальной эволюции, везде играет руководящую роль … Умер в 1857.

Такая вот социология. Это потом уже Дюркгейм и Вебер.

общество., образование, Ростов-на-Дону, воспитание, культура

Previous post Next post
Up