"Метрополис", 90 лет назад

Jan 17, 2017 14:41

Оригинал взят у ruskom в "Метрополис", 90 лет назад


Спасая разум от современной кинопустоты, ища мысли и решений, нужно смотреть старые фильмы. Тем более, что один старый фильм говорит о дне сегодняшнем много больше, чем почти все фильмы года нынешнего.

Рекомендую фильм "Метрополис" (1927 г.) немецкого режиссера Фрица Ланга. Не нужно обсуждать художественную и культурную ценность фильма - она велика и признана во всем мире. Только скажу, что фильм обязателен к изучению во ВГИКе, а режиссер фильма Фриц Ланг - пожалуй лучший представитель немецкого экспрессионизма в кино. Фриц Ланг начал работать в кино с 1916 года, в 1933 году покинул нацистскую Германию, успешно работал во Франции и в США. Является ревностным католиком и уж никак не заподозрен в симпатиях к коммунистам.

Однако, фильм "Метрополис", наполнен человеческим, гуманистическим и даже немного коммунистическим пафосом. "Товарищи, братья!". Не желаю повторять описание фильма, лучше посмотрите фильм. Не желаю раскрывать сюжет. Скажу следующее.

"Метрополис" снят в жанре антиутопии, но ни одна из более современных антиутопий не вызывала во мне такие позитивные чувства, не имела настолько гуманистическую концовку. В фильме создан свой, большой мир, со своими правилами, уровнями и мотивациями, с огромным количеством людей. И ни один мир, за исключением может быть Земли в "Интеерстелларе" не существовал столь трагично и человечно по ходу фильма. В фильме есть рабочие и капиталисты, угнетаемые и угнетатели, но я нет ни одного западного фильма, где с таким трагизмом и любовью показана участь угнетаемых рабочих: подземные города-фабрики, люди, как придатки машины, и Машина, как Молох, пожирающий человека. И роскошная, беззаботная жизнь наверху, у капиталистов.

Фильм наполнен религиозными символами: одна из героинь явно написана с отсылом к Деве Марии, другая - к блуднице Вавилонской. Смерть, апокалипсис, семь смертных грехов являются фактическими персонажами фильма. Сошествие в рабочий "ад", главного героя, представителя буржуазного мира, как сошествие Орфея за Эвридикой. Конструктор, как злой демиург, создающий Машину для поклонения и уничтожения мира. Главный герой, как посредник, как спаситель, как Мессия, который спасает и город, и рабочих, и их детей, и деву Марию.

Конечно фильм "Метрополис" - это утопия. Сегодня мы видим, кто буржуазия в 20-м веке не спасла и не спасает. Но в 1927 году западная культура еще рождала великие творения и творцы верили в спасительную миссию буржуазии. "Посредником между разумом (буржуа) и руками (рабочие) должно быть сердце (буржуа - спасители)". Этого не случилось в реальности, но можно точно сказать, что у Фрица Ланга был этот пафос, ощущение миссии буржуазии, как спасителя человечества из надвигающегося мира Молоха и Вавилонской блудницы. В реальности же немецкая буржуазия родила зверя...

Прекрасно, что в немецкой культуре 20-х годов 20 века этот пафос буржуазии-спасителя был. Горько, что сегодня в мире все происходит совсем наоборот... И никто не верит в буржуазное будущее, в спасение человечества.

Может быть поэтому в более современных антиутопиях, лучшей из которых я считаю "Бегущий по лезвию бритвы" (Р.Скотт), роботы спасают роботов от людей и роботов. И нет просвета, нет человека... Кстати, роботы в кино начались с "Метрополиса".

кинематограф, образование., Ростов-на-Дону, искусство, культура

Previous post Next post
Up