Оригинал взят у
luceen в
Панорамное видение Слово «панорама» происходит от греческих «пан» - всё и «орама» - вид, зрелище. Т.е. подразумевается, что с помощью панорамы можно очень многое увидеть. Если захотеть и всматриваться.
Читал статью Сергея Кургиняна
«Дорогу осилит идущий», где он среди прочего рассматривает этимологию слова «шапкозакидательство», которое пошло от фразы генерала Кирьякова во время битвы на реке Альме во время Крымской войны, что его войска, мол, противника шапками закидают. Статья проиллюстрирована репродукцией фрагмента картины Франца Рубо «Сражение на Альме 20 сентября 1854 года». С творчеством этого художника я познакомился ещё в детстве, когда посетил музей-панораму «Оборона Севастополя» в «городе русской славы». О творчестве художника и о своих впечатлениях я и хочу рассказать.
Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) был профессором класса батальной живописи Петербургской Академии художеств и является основоположником русского панорамного искусства. Панорама представляет собой картину, которая окружает зрителя со всех сторон, т. е. как будто написана на стенах круглого помещения без окон и дверей, что создаёт особый эффект присутствия. Эффект усиливается предметным планом, т. е. частью панорамы, которая является уже не картиной, а декорациями, на которые плавно переходит действие полотна. Например, полуразрушенный блиндаж частично может быть изображён ещё на картине, а его ближняя к зрителю часть уже будет находиться в нашем трёхмерном пространстве, выполненная из папье-маше, картона и дерева. Зачастую границу между предметами, реально находящимися в помещении, которые можно потрогать (только не надо этого делать!), и самой картиной найти не так просто.
Первой панорамой Рубо была картина «Штурм аула Ахульго» (1890). К сожалению она сохранилась только во фрагментах. Работу над панорамой «Оборона Севастополя» художник вёл с 1901 по 1904 год. Открытие состоялось в Севастополе 14 мая 1905 года. Третьей панорамой Франца Алексеевича является «Бородинская битва» (1912).
«Оборона Севастополя», являющаяся батальным полотном, успела и сама поучаствовать в военных действиях, причём именно в обороне своего же города. В 1942 году в здание панорамы попала бомба и начался пожар. Картина сильно пострадала, но была спасена и вывезена на большую землю из осаждённого города на эсминце «Ташкент». После войны она была отреставрирована.
Разбомбленное здание панорамы
Мне довелось увидеть обе сохранившиеся панорамы Рубо в Севастополе и в Москве.
Первое, что поразило меня в «Обороне Севастополя», это, конечно, масштаб картины. Полотно имеет размеры 14 на 115 метров. После того, как первый шок проходил, глаз начинал присматриваться, и в игру вступал следующий фактор: поразительная насыщенность картины деталями и внимание, им уделённое. Прописанность деталей напомнила картины голландца Яна ван Эйка, например, Гентский алтарь. Прописаны детали не только изобразительно, но и сюжетно. На картине изображены не только просто фигурки солдат, но и реальные персонажи обороны города: адмирал Нахимов, хирург Пирогов, матрос Пётр Кошка, Дарья Севастопольская.
Эти герои вписаны в свои фрагменты, но картина на них не распадается (как, мне кажется, происходит на советской панораме «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»). Между этими фрагментами кипит своя жизнь. Суровая военная жизнь, скрупулёзно прописанная художником. Детали же сюжетные, особенно объяснённые экскурсоводом, с особой силой приближают зрителя к тем событиям и даже к людям, давно умершим. Впечатляют как моменты обыденные (вроде денщика, набирающего воду из бочки, чтобы потушить тлеющее в блиндаже бревно), так и героические (солдат, георгиевский кавалер, заливающий водой вражескую бомбу, попавшую на батарею). Или фигура генерала Хрулёва, с саблей на лошади находящегося в гуще рукопашного боя за батарею Жерве.
Детали и предметный план
Солдат, заливающий водой вражескую бомбу
Третьим фактором, оказывающим влияние на зрителя является место, где расположено здание панорамы. Это место тех реальных боёв. Пусть и не изображённый на картине Малахов курган, а Четвёртый бастион. На выходе из здания вдруг приходит осознание, что вот именно здесь всё и происходило. Что обеспечивает ещё один, особый эффект присутствия. Видение местности при выходе из панорамы совсем другое, нежели при входе.
Всё это вместе почти вплотную приближает к нам подвиг русских солдат теперь уже стошестидесятилетней давности. И воображение позволяет услышать как будто своими ушами слова смертельно раненого на Малаховом кургане адмирала Корнилова, как послание потомкам: «Отстаивайте же Севастополь!»