Другой Свердлов

Oct 18, 2016 15:26

Оригинал взят у cheremnykh_ivan в Другой Свердлов
Смелые «исторические изыскатели» начиная с периода Перестройки активно взялись за фигуру Якова Свердлова. Некоторые из них пытались донести до нас «всю правду» используя рациональные «аргументы», но многие напирали уже на иррациональные: демон революции, и т.п. В результате этих стараний большевистский лидер в сознании наших граждан стал неким чудовищем, агентом «мирового еврейского правительства», убийцей Николая II, и т.п. Кто-нибудь вспомнит, как Свердлову якобы привезли заспиртованную голову последнего царя, естественно для сатанинских ритуалов.



Сквозь пласт подобной информации почти невозможно пробиться к реальной личности.

Но мне бы хотелось сейчас не опровергать все вышеописанные «факты». А привести отрывки из ряда писем Якова Свердлова. А читателю предлагаю сравнить сформированный у него образ Свердлова с тем человеком, который писал эти письма.

Первое письмо Яков Свердлов пишет своей жене Клавдии Тимофеевне из ссылки. Здесь приводиться только отрывок. Сразу отмечу, что все тексты писем, кроме одного взяты из трехтомного издания 1957 года, Избранные произведения Я.М.Свердлова.

К. Т. Новгородцевой. 21 декабря 1911 года. Максимкин Яр
«…21. XII - 8 ч. 40 м. вечера. Женка моя далекая, сердцу ты близкая, милая! Услыши мя, бо во болестях своих изнываю! Плохо мне, родная, признаюсь, не паясничая. Ночь не спал, уснул днем часа на два, полегчало, к вечеру стало хуже, теперь опять немного сдало, но все губа ноет, и трясет лихорадка, хорошо, что голова пока почти не болит. А все же «лихо» мне, ох, как лихо. И ни одной близкой души, хоть пропади совсем, и не узнает никто скоро. Ну, да я еще не собираюсь пропадать, жив и будет жив твой Яшка…»

Следующее письмо также адресовано жене, привожу только его концовку:

К. Т. Новгородцевой. 27 и 29 июня 1914 года. Курейка
«…Великолепно прошло [1] Мая... Трудно было и ожидать лучше. Провинция все сильнее втягивается в движение. И чем резче, острее в классовом отношении выступления пр[олетари]ата, тем скорее и буржуазия должна поднять и свой голос, слабый правда, протеста. Так было, так есть, так и будет.

Много хорошего на Руси святой. Получишь газеты - и хуже и лучше. Без газет же прямо беда. Ну, надо заканчивать. Мало писем получаю последнее время. Быть может, не доходят, а может и то статься, забывать стали. «С глаз долой, из сердца вон», - говорит мудрая народная пословица. И надо время от времени попадать в поле зрения друзей. Самочувствие хорошее, полное ожидания чего-то. Чего? Не знаю, вероятно, и сам хорошо. Деточек расцелуй, родная. Крепко обнимаю.
Я. Свер.»

Третье письмо адресовано Кире Александровне Эгон-Бессер, юной девушке (1899 года рождения), дочери близкого друга Якова Михайловича - лесного инженера Александра Эгон-Бессера. Письмо приводиться полностью. Здесь обращает на себя внимание совет Якова Михайловича: «Не сотворите себе кумира».

К. А. Эгон-Бессер. 19 марта 1916 года. Монастырское
«Милая Кирочка! На этот раз отвечаю немедленно же по получении Вашего письма. Эх, хорошо бы сейчас посидеть в Питере среди милых, хороших друзей. Много бы говорили. Я и так «говорун» изрядный, а уж тут бы на радостях несколько часов подряд и рта не закрыл. Теперь я не много говорю, а мало. Так что несколько изголодался по хорошим разговорам.

Хорошо будет, когда окончатся Ваши занятия и выдержите необходимый искус. Только бы не подорвать здоровья. А там - дороги открыты. И прекрасно будете чувствовать себя без обязательных занятий - на свободе. По собственному желанию, влечению будете выбирать занятия. Трудная штука избрать что-либо такое, что удовлетворило бы. Благо тому, кто уяснит свои стремления и сразу же сумеет повести занятия по выбранному предмету. Это мало кому удается, особенно у нас на Руси. Я все же думаю, что больше всего внимания Вы должны [уделять] работе над скульптурой, изучая, с одной стороны, технику, с другой - историю искусства вообще. Со своей стороны, могу рекомендовать приобрести Вермана «Историю искусства» и под тем же названием книгу Вёльфлина. Это -  капитальные труды. Вы, наверное, и сами знаете текст Маковского к «Галерее скульптуры» и книгу Мутера «История живописи». Впрочем, зря я указываю книги. Вы и без меня доберетесь до нужного.

Печальная штука не быть способным отдаваться непосредственным переживаниям. Самоанализ способен отравить самые лучшие, красивые переживания. Мучительная штука. Но борьба с такой штукой бесполезна, пока эта способность не придет сама собою. Жизнь столь многообразна, так много ярких моментов у каждого человека, что независимо от своего желания, совершенно неожиданно будете захвачены целиком, без остатка, без единой мысли. И редок человек, не переживший такого момента.

Не ищите кумира, идеала в конкретном, живом человеке, в отдельной личности. Это грозит большими разочарованиями. «Не сотворите себе кумира». В современной жизни не может быть совершенного человека, не таковы условия, чтобы он мог развиться. Но уже в настоящее время у ряда людей можно найти отдельные черты, кот[орые] переживут современную антагонистическую жизнь.  Будущий гармоничный человек как тип может быть провиден из этих черт отдельных людей. Изучение истории развития человечества порождает уверенность в пришествии царства этого человека. И не в самоусовершенствовании теперь дело, а в уничтожении условий, порождающих скверное, некрасивое в людях. Эх, много можно сказать об этом. Но довольно. Не забывайте, милая Кирочка. Летнее время, веселые встречи могут вытеснить меня из Вашей головки. Пишите больше. Ведь мы добрые друзья. Целую Вас.
Як.»

Следующее письмо также адресовано Кире Александровне. Здесь Яков Михайлович напоминает юной девушке притчу Иисуса Христа о талантах.

К. А. Эгон-Бессер. Первая половина июня 1916 года
«Милая Кирочка! Надеюсь, что Ваши экзамены прошли хорошо. Вы снова среди своих приятелей. Все ближе и ближе, сильнее будут захватывать Вас всяческие вопросы. Начнется формирование взглядов, отношения к различным вопросам жизни. Хорошая пора, лучшая пора жизни! Благо тем, условия существования которых благоприятствуют их развитию. Раз имеется возможность работать над развитием в себе той или иной способности, необходимо это делать. Вы помните притчу о талантах? Кому много дано, с того много и спросится. Жизнь сложна, многообразна. Но в то же время можно идти к одному и тому же различными путями. И важно всякому человеку найти именно свой путь. Только тогда он сможет достигнуть максимальных результатов, сможет получить удовлетворение от своей деятельности. Инстинктивно всякий человек стремится к гармонии. На первом плане стоит личная гармония. Необходимо избегать разлада с самим собою. Да, хорошая штука жизнь. От души желаю Вам почаще непроизвольно восклицать, ощущать радость жизни. А как Ваша лепка? Я помню, что С. А.* преподнес Вам как-то снимки греческой скульптуры «Griechisch Cildwerk» **. Она у меня как раз теперь имеется. Есть я еще одна книжица того же издания, посвященная исключительно Микеланджело. Я ведь и искусством интересуюсь и вот получил 2 тома Вермана - «История искусства» и т. д. Пишите, поелику охота будет. Всего лучшего.
Я. Св.»

*Басов-Верхоянцев, С. А. (1869-1952) - поэт, участник революционного движения в России.
**«Греческая скульптура» (нем.)

Последнее письмо обращено также Кире Александровне, но относиться оно уже не к периоду ссылки, написано оно уже после Февральской революции и соответственно освобождения Якова Свердлова. Здесь конечно обращает на себя внимание начало письма, написанное в старорусских выражениях.

К. А. Эгон-Бессер. 23 июня 1917 года
«Милая, хорошая Кирочка!
С наслаждением посидел бы с Вами рядком да потолковал ладком. Но сие ведь никак не можно. Посему ограничусь посланием, хотя и не столь большим, как хотелось бы. Зело уже поздно и я мало-мало устамши, как говорится…»

Источник: Городецкий Е.Н. Шарапов Ю.П. Яков Михайлович Свердлов. Очерк жизни и деятельности. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1981. - С. 106.

Вот он другой Свердлов, который походя приводит эпизоды из библии, так же походя использует выражение «святая Русь», и пишет порою используя старорусские выражения.

Конечно можно сказать, что Свердлов претворялся. Только вот хотелось бы предложить такому умнику точно также попритворяться: в каждой мысли в каждой строчке письма. Сам значит пишешь о святой Руси, а про себя думаешь, как бы её извести, и так каждый день, и со всеми. На долго ли вас хватит?

Если перечисленные здесь факты пошатнули вашу картину мира, и вы не хотите её менять или хотя бы скорректировать, то пересмотрите любой фильм о Свердлове - «демоне революции» и успокойтесь, продолжайте жить во лжи и иллюзии. Только помните, что как раз дьявол - отец лжи.

образование., память, Ростов-на-Дону, история, культура

Previous post Next post
Up