Чищу большую сапёрную лопату 1917 года. Клеймо года просматривается неплохо. Клеймо производителя ушло, но судя по выемкам, всё тот же "ШОДУАРЪ".
Ну так вот. Перво наперво что делаем? А делаем собственно грубую очистку при момощи небольшого молоточка да металлической щётки. Это позволяет здорово сэкономить на ортофосфорной кислоте, да и на времени обработки тоже. А уже привык к тому, что лопаты попадались раньше без шурупов, ну и начал обстукивать "сильно, но аккуратно".
А остатки черенка вдруг стали очень хорошо выходить. И вот прям в этот момент удачно рядом оказался нерастаявший язык льда. Стукнул об него тяжами и из них высыпались остатки древесины и посреди неё просто замечательно сохранившийся запасной шуруп.
Так, но это запасной, с торца черенка, как положено... И вот тут я вспомнил, что на заднем тяже был же, точно был, шуруп, которым черенок, а точнее его остатки крепились. Ещё подумал, что надо бы его как-то аккуратно извлечь, ибо казалось, что он сросся с задним тяжем... Пять минут очень внимательных поисков среди песка, земли и щебёнки ничего не дали. И тут подняв глаза, да вот же он. Лежит, отскочив прямо на утрамбованный машинами ровный участок. Вооот, теперь у меня целых два шурупа из 1917 года. Слегка почистил обоих лавсановой щёткой. Тот, что был запасным просто в идеальном состоянии