Проведенная счётной палатой РФ проверка работы Пенсионного фонда России (ПФР) выявила не просто гигантское количество нарушений, приводящих к недоплате пенсий гражданам, но и фактически показала неспособность руководства фонда наладить работу по основному направлению деятельности организации. Это говорит о как минимум неполном служебном соответствии и должно завершиться серьезными кадровыми и штрафными последствиями.
В целом в отношении более 16% граждан выявлены нарушения их пенсионных прав - расчет пенсий по неоптимальному варианту, неполный учёт взносов, что уменьшает сумму положенной пенсии, потерю данных о выплаченных взносов, отсутствие обязательной по закону ежегодной автоматической индексации пенсии и т.д. Причем недополученные гражданами средства составляют не какие-то копейки, а исчисляются тысячами рублей в месяц.
Складывается впечатление, что эффективно ПФР умеет только возводить себе новые здания и производить в них дорогой ремонт.
С такой работой ПФР никакая пенсионная реформа не будет успешной.
Вот типичные предложения из отчёта:
"Доплаты со дня назначения пенсий в 53,3 % не осуществлялись, что привело к нарушению пенсионных прав
граждан"
"Из проверенных назначенных пенсий 1 061 гражданина нарушения пенсионных прав выявлены в 171 случае (16,1 %). Выплаты недополученных пенсий составили около 3,0 млн рублей."
Ниже краткий обзор основных выявленных нарушений с характерными цитатами.
1. Основная проблема ПФР, вызывающая большинство ошибок - бардак со СНИЛС. Причем ведомством никаких действий по разрешению ее не производится. Персонифицированный учёт, который призван полностью и объективно отражать всю официальную трудовую деятельность гражданина (для чего и был поголовно введен СНИЛС), а главное стаж и объем выплат в счёт будущей пенсии до сих пор полностью не отлажен. Более того, ПФР до сих пор не удосужился даже добавить в собственную анкету запрос ИНН и фамилии при рождении, которые по законодательству должны быть занесены в базу данных ПФР. В результате "двойники" продолжают плодиться.
"Аудит показал, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более ИЛСЗЛ (многократная регистрация), а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам.
Несмотря на то, что для устранения данной проблемы Межрегиональный информационный центр ПФР (далее - МИЦ ПФР) периодически тестирует ПС ПУ, ситуация в лучшую сторону не меняется. За 2017-2019 годы объединение ИЛСЗЛ
проведено в отношении более 572,5 тыс. счетов (в том числе около 89,8 тыс., или 15,7 %, - счета пенсионеров). В отношении 2,4 тыс. ИЛСЗЛ проведено разделение счета (7,8 % - счета пенсионеров). До настоящего времени в ПС ПУ зарегистрировано около 650 тыс. «двойников» (0,4 % общего количества ИЛСЗЛ).
Проблема неоднократной регистрации возникла с момента организации персонифицированного учета и не решена до настоящего времени.
Федеральным законом № 27‑ФЗ в общей части ИЛСЗЛ предусматриваются сведения о фамилии, которая была у физического лица при рождении, однако анкета застрахованного лица, которая заполняется гражданами по ф. АДВ-1, утвержденной ПФР, требований об указании этих сведений не содержит...
Аналогичная ситуация в отношении отражения в ИЛСЗЛ сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), сведения о котором в анкете ф. АДВ-1 также не предусмотрены. На счете эти сведения отражаются только в том случае, если предоставляются работодателем."
2. Наиболее вопиющая проблема выявлена в механизме объединения пенсионных счетов граждан, т.е. когда у одного человека в силу различных причин было заведено два СНИЛС, по каждому из которых производились начисления (наиболее часто это происходит при смене фамилии выходящих замуж женщин).
При этом граждане не только нодополучили значительные суммы, но и проблемы выявилась во всех(!) проверенных делах (с объединением СНИЛС) для Москвы и МО и почти в половине дел в Саратовской области.
Должностные лица ПФР, зная об этой проблеме, способствовали фактическому ограблению граждан не требуя от подчинённых ручной перепроверки в подобных случаях.
Причем речь идёт о немальньких суммах, так в московском регионе пенсионеры в результате этих ошибок недополочили каждый в среднем по 800 тысяч рублей!
"Из 40 проверенных пенсионных дел, в отношении которых в Саратовской области проводилось объединение ИЛСЗЛ, в 19 случаях (47,5 %) размеры пенсий приведены в соответствие с законодательством только в ходе проводимой проверки. Доплаты пенсионерам с момента назначения пенсий составили 168 540 рублей...
Согласно объяснению начальника Управления ПФР в Волжском районе г. Саратова
«…вопрос о доплате пенсии в связи с объединением ИЛСЗЛ не возникал, поскольку выписка из ИЛСЗЛ при обработке протокола ошибок не запрашивалась по причине невнимательности и недопонимания специалистов Управления ПФР важности устранения ошибок ПФР»...
Из 5 проверенных пенсионных дел пенсионеров, в отношении которых территориальными органами ПФР в г. Москве и Московской области проводилось объединение ИЛСЗЛ, пенсии не доплачены со дня их назначения во всех случаях. Эти пенсионеры недополучили в целом 2 001,15 тыс. рублей"
3. Выявлено, что программное обеспечение ПФР содержит множественные ошибки приводящие как к недорасчету пенсий при их пересчёте и индексации (т.е. рост меньше того, который должен быть), и даже к уменьшению их размера. Также выявлены случаи пропадания данных об отчислениях в ПФР в процессе перехода на новые версии ПО. Установленная законом автоматическая ежегодная индексация из-за указанных ошибок также не производится, никак не отражается в системе и происходит исключительно после личного обращения граждан.
"Проведенный в рамках проверки аудит перерасчета пенсий, в том числе по результатам учета доначисленных сумм страховых взносов, а также пенсий работающим пенсионерам, которые Фонд обязан ежегодно проводить с 1 августа без заявления пенсионера, показал, что при изменении сведений в системе персонифицированного учета за периоды работы до назначения страховой пенсии, влекущие увеличение ИПК, соответствующие доплаты осуществляются не всегда...
Так, в Саратовской области работающему пенсионеру (СНИЛС 055‑637) корректировка страховой пенсии исходя из суммы взносов, учтенных на ИЛСЗЛ за 2015-2018 годы, ни разу в течение 4 лет не производилась...
В ходе аудита деятельности Отделения ПФР по г. Москве и Московской области выявлены факты незаконного уменьшения размеров пенсий после корректировки.
По пояснениям Отделения ПФР, это было связано с утратой в отдельных случаях в программном комплексе «Назначение и выплата пенсий» (далее - ПК НВП) информации о страховых взносах за отдельные периоды работы пенсионера, а также уменьшением ИПК на валоризацию в результате перехода ПФР на ПС ПУ АИС ПФР-2.
Так, пенсионеру (СНИЛС 028‑381) пенсия с 1 августа 2018 года уменьшена на 1 254,79 рубля, ИПК - на 15,39, пенсионеру (СНИЛС 012‑566) - на 1 486,38 рубля, ИПК - на 17,984. В ходе аудита ошибки устранены, пенсионерам рассчитаны доплаты в размере 23 862,63 рубля и 27 515,55 рубля соответственно...
Выявлена некорректная работа ПК НВП, напрямую влияющая на пенсионные права граждан. Так, если при первоначальном обращении в ПФР гражданину отказано в назначении пенсии, в ПК НВП (внутренняя система Пенсионного фонда - r_v_f) автоматически проставлялся признак «Отказ в назначении пенсии». Данный признак не меняется даже при назначении пенсии в дальнейшем, что не позволяет производить перерасчет без заявления пенсионера, корректировку и ежегодную индексацию пенсии в автоматическом режиме."
4. Даже в такой базовой операции, как изначальный расчет пенсионного обеспечения выявлено множество случаев неверного ( в среднем около 16%, т.е. почти каждый шестой) или неоптимально расчета суммы положенной пенсии, в основном приводящей к ее недоплате.
"В целом в Саратовской области из представленных на проверку 444 пенсионных дел в 72 случаях (16,2 %) выявлены и устранены ошибки при определении пенсионных прав граждан, в том числе в отношении 53 пенсионеров ошибки выявлены самостоятельно сотрудниками Отделения ПФР перед предоставлением дел инспекторам Счетной палаты. Доплаты составили 394,5 тыс. рублей, переплаты - 364,6 тыс. рублей.
Как показал аудит, в Саратовской области пенсионные права граждан нарушались не только при проведении перерасчетов, но и при назначении пенсий.
Так, из 175 проверенных пенсионных дел пенсионеров, обратившихся с жалобой в Счетную палату в 2019 году, в 11 случаях (6,3 %) при назначении не был выбран наилучший вариант определения расчетного размера пенсии исходя
из среднемесячного заработка застрахованного лица за периоды до 2002 года, что привело к занижению размера пенсии. В ходе аудита пенсионерам доплачено 196,91 тыс. рублей.
Отделением ПФР по г. Москве и Московской из представленных на проверку 617 пенсионных дел в ходе аудита изменены размеры пенсий 99 пенсионерам (16 %). Доплаты осуществлены 86 пенсионерам на общую сумму 2 560,80 тыс. рублей, переплаты выявлены у 13 пенсионеров."
5. В случае отсутствия у граждан требуемой для назначения пенсии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) или необходимого стажа законодательством предусматривается на самостоятельную оплату взносов в Пенсионный фонд. На 1 января 2020 года в РФ таких добровольно оплативших было 4 637 человек, из них в г. Москве и МО - 1 273 человека, в Саратовской области - 21 человек. При этом важнейшим фактором становится своевременность отражения на счёте в ПФР уплаченных ими взносов. Зачастую же на практике это происходит с многомесячными задержками, лишая граждан возможности своевременно оформить пенсию:
"Проверка ИЛСЗЛ и пенсионных дел лиц указанной категории показала, что сроки отражения взносов в г. Москве и Московской области не соблюдались территориальными органами ПФР указанных регионов более чем на 9 месяцев, в Саратовской области - более чем 10 месяцев, а в целом по Российской Федерации - до 21 месяца."
6. Хотя данные об изменениях ФИО граждан и их смертях должны передаваться через систему межведомственного электронного взаимодействия, сплошь и рядом эти данные передаются не полностью, с задержками, либо содержат несовпадающие сведения о гражданах. Сотни миллионов рублей продолжают фактически выплачиваться родственникам умерших пенсионеров, а изъятие этих средств обратно возможно либо через суд, либо в добровольном порядке.
"Из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили болпе 377 млн рублей. Даже в Москве и области, где все максимально автоматизировано до трети умерших пенсионеров снимаются с учёта с задержкой.
Базы данных ЗАГС, ФНС России и ПФР не соответствуют в части фамилии, паспортных данных и места проживания граждан, что свидетельствует о том, что находящиеся в ведении разных ведомств базы содержат различную информацию об одних и тех же гражданах, а также об отсутствии слаженного межведомственного
взаимодействия между заинтересованными структурами."
"Выборочная проверка пенсионных дел умерших пенсионеров показала, что из 21 проверенного в г. Москве и Московской области дела в 7 случаях (33 %) сроки принятия решения о прекращении выплаты пенсии нарушены до 34 дней, в 4 случаях (19 %) - переплаты не оформлены протоколом, еще в 2 случаях (9,5 %) - в распоряжениях о прекращении выплаты пенсии неверно указана дата прекращения выплаты."
7. Сведения о накопленных средствах в негосударственных пенсионных фондах в ПФР отражаются не полностью. Единые правила передачи данных из НПФ в ПФР до сих пор не существуют, то есть накопительная часть пенсии может просто "потеряться".
"Например, застрахованное лицо (СНИЛС 016‑401) формирует накопительную пенсию с 3 марта 2008 года в НПФ «Ханты-Мансийский». В выписке ф. СЗИ-ИЛС отражена сумма СПН в сумме 15 374,96 рубля, в то же время согласно сведениям, поступившим из НПФ «Ханты-Мансийский», СПН составили 31 554,70 рубля.
Аудит показал, что документы, регламентирующие порядок, контроль и сроки обработки поступившей из НПФ информации и отражения ее в ИЛСЗЛ в ПФР, отсутствуют. Это не позволило определить, на каком этапе алгоритма обработки данных формируются ошибки."
8. ПФР весьма халатно о носится даже к нормативному обеспечению собственной деятельности.
"Несмотря на то, что Фонд наделен полномочием по утверждению порядка электронного документооборота между страхователями и ПФР еще в июне 2016 года,утвержден данный порядок только 11 марта 2020 года".
9. Органы ПФР, вопреки даже собственным инструкциям, не торопятся наладить правильный учёт даже начисленных ими штрафов, что искажает общую картину и загружает их лишней работой.
"Установлено, что территориальные органы ПФР не всегда использовали возможность списания финансовых санкций, тем самым необоснованно наращивая дебиторскую задолженность. Так, при наличии в Отделении ПФР по г. Москве и Московской области оснований для признания финансовых санкций безнадежными и их списания из 10 проверенных случаев в 4 случаях решения не принимались. Это является нарушением пункта 3 Порядка признания безнадежными к взысканию и списания
финансовых санкций № 600п."
Полный текст
"Отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка
деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации по организации индивидуального (персонифицированного) учета, расходованию средств на его функционирование, а также по соблюдению прав застрахованных лиц в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года".