А от Украины останется Гоголь, да вареники с вишнями. Это уже немало.
Э. Лимонов Камрад Лимонов, в котором, как всегда горят эмоции, тем не менее, утверждает в целом правильные вещи. Послемайдановская Украина, Украина Яценюка-Порошенко явилась, наверное, худшим из вариантов развития Украина постсоветской. Бездарно потеряны 23 года существования "большой Украины", когда вместо попытки налаживания межнационального диалога, между востоком и западом, между русским, малороссийским и западенским менталитетами все часто меняющиеся власти незалежной стойко держали курс на "украинизацию" по-бандеровски. Не желая понимать, что большая постсоветская Украина - это не прибалтийские лимитрофы, что идеологию 1/4 страны невозможно насадить на остальной территории, власть и интеллигенция, подпитываемые и науськиваемые нашими заклятыми европейскими и заокеанскими друзьями бодро ковали нацкадры. Как в их понимании местечково-вышиванская идея бандеровской незалежности должна была завоевать юго-восток страны, Крым и Новороссию, которые к собственно исторической "Украине" никакого отношения не имели - уму не постижимо. Т.е. один путь они уже продемонстрировали, другого я, да, очевидно и они - не видят...
То, что центр лег под бандеровцев - удивительного мало. Киев уже более 800 лет - заштатный, провинциальный город, живший памятью и грезами о былом величии. Еще в разгар усобиц из центра он стал добычей. В этой роли объекта истории он и пребывает с тех пор. Это ощущение нахождения "на задворках империи", в купе с былым величием "матери городов русских" конечно подогревало местную элиту, постоянно держа в определенном тонусе незаслуженно обделенных. Который у части просто не мог не трансформироваться в антирусскость. И постепенно, в том, что бывший великий город выпал из исторического процесса стали виноваты мы - Северо-Восток Руси, Московия, Россия... На эту благодатную почву и пали зловещие австрийские семена "галичанского западенства".
К сожалению, когда большевики на суровую нитку верстали заново Великую Россию и были вынуждены использовать то, что было - у них не было особо выбора. Сроки, да и провозглашенное право наций на самоопределение на давали возможности на манипулирование. Затем - восстановление хозяйства, НЭП, коллективизация, индустриализация, Великая война - времени разобраться катастрофически не хватало. Сразу после войны на фоне борьбы с "плохим украинским национализмом", т.е. бандеровским подпольем, и курсом на ассимиляцию Волыни и Галиции, необходимо было явить украинский национализм хороший, насколько позволял интернациональный стержень советской идеологии, т.е. опять было "не время". Колокол мог бы пробить в середине 50-х годов, когда вопрос западных областей Украины был, в целом, успешно решен. Проживи Сталин еще лет пять, думаю руки у него бы дошли до "киевских", ибо группировка силы набирала, а такого дисбаланса в властных структурах он позволить не мог и не собирался. Тут бы как раз и пригодилось "дело Хрущева", угроза которого, возможно, и значительно ускорила смерть Вождя.
Однако, история не терпит сослагательных наклонений. Случилось то, что случилось, и два последующих генсека максимально благоволили к самой крупной из советских республик, после РСФСР. Причем не только отстроили очень красивые города и мощнейшую промышленность, но и делали царские подарки, типа Крыма. В итоге часть украинской интеллигенции была только раззадорена, ведь будучи крупнейшим после Москвы и Ленинграда городов СССР, и, несомненно, одним из самых красивых, Киев не мог "похвастаться" столичным статусом - положение Москвы-столицы и Ленинграда - не только "Северной столицы", но и "Колыбели Революции" ему было недосягаемо. Этим, во многом, и было обусловлено охотное подписание беловежских соглашений Кравчуком.
После получения "независимости", да еще и отчалив от России со всеми благоприобретениями, новая Большая Украина получила уникальный исторический шанс. Шанс на создание новой "западно-русской цивилизации". Обладая огромной (по европейским меркам) территорией, с уникальным черноземом, мощной промышленностью, большими возможностями для развития туризма и более-менее монокультурным населением, стране нужно было только одно - грамотно сформулировать национальную идею, способную сплотить большинство населения в единую Украинскую нацию и - вперед в Европу.
Более того, что и внешние предпосылки к этому всячески способствовали. Штаты и Европа были очень даже дружественны, Россия спонсировала газом и сохранением экономических связей. Согласитесь, редко какой территории дается жестокой Историей такой шанс. Как элита "незалежной" воспользовалась им - все мы знаем и можем ежедневно видеть на экране телевизоров и компьютеров.
История не терпит таких издевательств. Тест на "государственность" элита Украины не прошла, так и оставшись в своим местечковом понимании мировых и исторических процессов и взаимосвязей. То ли ее раздразнил опыт Польши, то ли изначально разрушительный код антирусскости, приписанный австрийцами при создании идеологии галичанства переборол здравый смысл, то ли История решила повторить пройденное уже в виде фарса - все мы помним чем кончили блестящие и по-европейски культурные, по сравнению с серой Владимирщиной (не говоря о Московии), западнорусские Волынь и Галиция. Это уже тонкости. Большой Украины нет и больше никогда не будет.
Что останется от современной Украины - прогнозировать невозможно. Слишком много там тенденций и слишком все непредсказуемо. Как быстро произойдет окончательный отпад Новороссии, останется ли центр, как на этом фоне будут себя вести имеющие тут нацдиаспоры Венгрия и Румыния - вариантов множество. Ясно одно - Россия может жить с Волынью и Галицией в одном государстве, а они с русскими и малороссами - нет. Тест на государствообразующую нацию провален, причем с ликованием масс и под фанфары интеллигенции. Остается их только поздравить с этим. Сделать выводы. И действовать.
P.S. И, кстати, я категорически не согласен с Лимоновым относительно Гоголя - хрен им, а не Гоголь. Гоголь - писатель русский, малороссийско-русский в крайнем случае. А украинский писатель - Тарас Шевченко и то с изрядной натяжкой.