Линейка «лёгкой» среднеформатной техники Pentax 645. Часть3. Pentax 645 NII

Sep 28, 2011 10:50



В последние годы прошлого тысячелетия компания Asahi Opt. Co. Ltd. безусловно, лидировала на рынке мобильных* среднеформатных плёночных SLR-камер, предлагая два своих шедевра - Pentax 67II, альтернативы которому в нише 67-го формата просто нет, и до зубов вооружённый электроникой автофокусный Pentax 645 N. 
*Всё-таки я отношу среднеформатные камеры Пентакса (даже Pentax 67) к аппаратам, созданным для полевой работы, в отличие, скажем от Mamiya RZ или RB67.




рис. 1. Contax 645 AF
Правда, в 1999г в форматной нише «645» у Пентакса появился серьёзный автофокусный конкурент Contax 645 AF (рис. 1). Через год, в 2000-ном, его догнала не менее достойная камера Mamiya  645AFD (рис. 2) Однако оба соперника здорово уступали Pentax(у) 645N в таком немаловажном показателе, как соотношение цена/ качество. Если российские дилеры в 2000г просили за комплект Contax 645 AF+ магазин и объектив - $ 3320, за  Mamiya  645 AFD + магазин и объектив  в среднем 3000$, то равнозначный комплект Pentax 645 N с объективом 75mm f/2.8 можно было купить тогда за $ 2000. Когда дело доходит до веса и объема, Pentax также выглядит победителем. Он почти на полкило легче, чем Mamiya или Contax и гораздо миниатюрней.



рис. 2. Mamiya  645AFD

Однако у Contax и Mamiya есть некоторые функциональные преимущества: максимальная скорость их ламельного затвора 1/4000с и максимальная скорость синхронизации со вспышкой 1/125с. Что касается последнего преимущества, то оно бесспорно. А вот наличие столь высоких скоростей затвора в камере среднего формата - очевидная избыточность.
Не думаю, что кто-то использует средний формат, скажем, на съёмках спорта.  Кроме того, основной смысл среднего формата - извлечение максимального качества картинки. То есть, как правило, предпочтение отдаётся  низкочувствительным материалам, которым бешеные скорости затвора особо не требуются.



рис. 3. Pentax 645 NII 
Ещё накануне появления Contax 645 AF и Mamiya  645AFD, Пентакс, справедливо ожидая конкуренции, решил подновить свою «старушку» Р645N. Однако перед ним стояла трудноразрешимая дилемма - в каком направлении двигаться: 1) слегка освежить косметику и функциональность, или 2) на базе Pentax 645N делать новую цифровую среднеформатную камеру. Как её делать, тогда мало кто себе представлял. Не было живой альтернативы, опыта, технологий. Да, впрочем, и концептуальное решение отсутствовало. То ли встраивать в имеющуюся камеру цифровой задник, то ли заново делать аппарат.



рис. 4. Pentax 645 NII
Последнее решение, как оказалось позже, было более рациональным, но требовало много времени и затрат. Поэтому  решили остановиться на варианте 1, временно прикрывающем инновационный вакуум. Так появилась обновлённая модификация Р645 N - Pentax 645 NII (рис. 3 и 4).
Вообще говоря, цифровые позывы  начали пучить конструкторов Пентакса уже давно. Не давали они им покоя и на профессиональном поле. Скорее всего, первый зуд вызвало просочившееся известие о начале сотрудничества компании Hasselblad с датским Imacon(ом), готовящим для классических Хасселей V-ой серии цифровые беки.

Однако очень скоро Hasselblad  переориентировал свои основные инновационные усилия на создании отдельной ветви цифровых камер с новыми автофокусными объективами серии HC. Вопреки давно сложившейся традиции, оптика серии HC разрабатывается специально для цифровых Хасселей не легендарным Цейсом, а компанией Fuji Photo Film.

Не хочу углубляться в физику специальной цифровой оптики, да, наверное, и не смогу (есть немало серьёзных статей по этой специальной тематике), однако небольшую оговорку по этому поводу сделаю.
Светочувствительный материал: негатив, слайд, одинаково регистрирует лучи света падающие перпендикулярно и под углом на его поверхность, поскольку она абсолютно плоская. Матрица, состоящая из множества углублений, реагирует на свет по-другому. Стенки её углублений перекрывают косо падающие лучи.

Это проблема.
Её решают по-разному. Либо используют специальные алгоритмы обработки изображения, либо разрабатывают особые объективы, обеспечивающие перпендикулярное падение света на всю площадь матрицы, даже на углы. Строго говоря, использование обычных объективов с цифровыми камерами не совсем корректно. В первую очередь это касается аппаратов среднего формата, которые готовят картинку для последующего большого увеличения.  
Именно эти соображения и подвигли Хассельблад к созданию новой серии цифровых камер с линейкой совершенно новой «цифровой» оптики  серии HC. Компания показала первый цифровой Hasselblad H1 на Фотокине-2002.

На камеры системы Hasselblad H, с помощью адаптера CF, можно ставить все неавтофокусные объективы C-типа от классических аппаратов V - серии (500, 501, 503 и т.д.). При этом  используется, специально разработанное для этих случаев программное обеспечение «Phocus» для  цифровой коррекции  объективов.
Это же программное обеспечение «Phocus» используется при установке цифрового задника, скажем, CFV-50 (50Mpix, стоимостью более пятисот тыр.) на классику, чтобы притянуть цейссовские объективы к «цифровой норме» (???).

Не слишком ли всё это сложно?
Цифра, так цифра, классика, так классика. Ведь особой экономической выгоды, или какой-либо другой, от громоздких конгломератов не просматривается. По мне - мухи отдельно, котлеты - отдельно.

Через похожие эволюции прошла и Лейка, создав в 2002 году вместе с Eastman Kodak некий симбиоз - Leica R9 + цифровой задник Digital Modul R. Жизнь у него была красивая, но короткая. Уже в 2004 году Leica объявила о прекращении приёма заказов на этот конгломерат. 
Ситуация напомнила старый анекдот.
Отец с сыновьями идут по кладбищу и читают таблички на могилах: «Он был замечательным человеком, но прожил всего 20 лет», на следующей: «Здесь похоронен очень умный и талантливый юноша»… затем: «Жаль, что ты, добрый, отзывчивый и весёлый ушёл совсем молодым». Дальше шли молча. Потом отец говорит: «видите дети, как мало живут хорошие люди.  Знаете,  пожалуй, когда я умру, напишите на моей могиле - «Он родился мёртвым».
И не то, чтобы  владельцам Leica R9 не нравился цифровой задник «Digital Modul R», просто производитель посчитал, что гораздо выгоднее сделать новую, пусть дорогую, камеру, чем печься о чаяниях безденежного потребителя себе в убыток.

Все эта «философия», как Вы догадались, касались концепции построения новой цифровой  камеры.

Вернёмся к нашему среднеформатному плёночному Pentax(у) 645 NII.
Аппарат появился на свет в 2001 году. Практически он близнец Pentax 645 N, но стоит гораздо дороже. Я даже, что бы не повторяться, не буду перечислять его технических достоинств. О них Вы уже читали в прошлой главе, где речь шла о P645 N.  Скажу лишь о его новых приобретениях.

Новые возможности Pentax 645NII

Принудительный подъем зеркала.
Подъём можно активизировать с помощью переключателя режимов протяжки пленки и автоспуска (рис. 5, поз. 1). В этом режиме после пер­вого нажатия на кнопку спуска происходит подъем и фиксация зеркала, а после второ­го - спуск затвора. Цитата из пресс-релиза: «это позволяет снизить и избежать смазывания изображения из-за вибрации камеры в момент спуска затвора».  
Подъём зеркала, несомненно, актуален для «Heavy Metal» - Pentax 6х7/ 67. На Pentax 645, Р645N и Р645NII вся прыгающая механика великолепно амортизирована, так что нововведение, на мой взгляд,  избыточно. Во всяком случае, оно не стоит тех денег, которые за него дополнительно запросили.



рис. 5. Элементы верхней панели Pentax 645 NII

рис. 5
Пояснения к рисунку 5.
1. Установить переключатель режимов протяжки и автоспуска (a) в положение «M.UP.» (поз. 1)
2. Нажать кнопку спуска затвора полностью, чтобы поднять зеркало.
3. Нажать кнопку спуска затвора снова. Затвор сработает.
    После подъёма зеркала экспозиция и фокус автоматически блокируются до момента срабатывания затвора. Если включён звуковой сигнал, вы будете информированы о том, что зеркало поднято

Отмена подъёма зеркала
1. Если камера  находится в режимах приоритета апертуры, manual или работает с выдержкой «Bulb», следует установить переключатель режимов протяжки и автоспуска (a) в любое положение, кроме «M.UP.» (поз. 2)
Или установить главный переключатель (b) на OFF.
2. Если камера  находится в режимах приоритета выдержки или программного автомата, следует:
    установить переключатель мультиэкспозиции (поз. 3) в положение ON (с).
-  Установить переключатель режимов протяжки и автоспуска (a) в любое положение, кроме «M. UP.» (поз. 4).
Или установить главный переключатель (b) на OFF.
-  Установить переключатель мультиэкспозиции (поз. 3) в обычное  положение (d).
 Обратите внимание:
Если Вы не проделаете манипуляций с рычагом мультиэкспонирования, при возврате зеркала, потеряете кадр, плёнку протащит верёд.

Выбор шага изменения экспокоррекции и автобрекетирования
При съемке в указанных режимах можно выбрать разную величину шага изме­нения упомянутых параметров (1/2EV или 1/3EV) в диапазоне ±3EV, что позволит с большей точностью получить нужную экспозицию. Этот выбор реализуется программно, с помощью соответствующих пользовательских установок.

Более широкий набор параметров, впечатываемых на пленку
По сравнению со своей предшественницей камера 645NII позволяет впечатывать на пленку большее ко­личество параметров съемки, а именно: общее количество отснятых пленок; режим фокусировки; чувствительность пленки в единицах ISO; символ функции экспопамяти и/или автобрекетирования и символ использования вспышки.

Дополнительные пользовательские функции
Расширен набор пользовательских функций, с помощью которых можно запрограммировать камеру под индивидуальные требования. Кроме обычных установок можно разре­шить/запретить впечатывание на пленку буквы, присвоенной камере, чтобы впослед­ствии идентифицировать камеру, которой была отснята пленка.

Совместимость с новыми аксессуарами
С камерой 645NII можно использовать  электронные спусковые тросики CS-105, CS-130 и TS-110.



рис. 6. Pentax D FA 25mm f/4 AL (IF) SMD AW


рис. 7. Pentax D FA 55mm f/2.8 AL (IF) SMD AW

Оптика для Pentax 645NII
Все  автофокусные объективы серии SMC Pentax FA 645  совместимы с камерой Р645 NII. Сегодня их насчитывается 14 позиций. Я не беру в расчёт два новых «цифровых» объектива Pentax D FA 25mm f/4 AL (IF) SMD AW (рис. 6) и Pentax D FA 55mm f/2.8 AL (IF) SMD AW (рис. 7), которые выпущены «вчера», вместе с камерой Pentax 645 D  и к нам пока не доехали. Помимо этого с аппаратом может работать вся линейка неавтофокусной оптики SMC Pentax-A 645 (исключая функцию автофокусировки). Ну, и как уже говорилось, при установке переходника «Pentax Adapter 645 for 67 lens» с успехом могут использоваться объективы Pentax  67.

Производство камер Pentax 645 NII было остановлено ориентировочно в 2008 году, с момента вступления компании в состав Hoya Corporation, как PENTAX Imaging Systems Division.



рис. 8. Pentax 645 DPentax 645 D
Всё-таки, после долгих раздумий, в качестве концептуального решения цифровой среднеформатной камеры Пентакс избрал конструктивный монолит. Вариант с цифровыми вставками был отвергнут. Компания посчитала (и, наверное, она права), что париться с цифровыми вставками в угоду потребителю и себе в убыток - не резон. Гораздо выгоднее построить новую, дорогую, камеру.

Как при этом обстоит дело с корректностью использования всей среднеформатной оптики линеек 645А, 645FA и 67 на Pentax 645 D, нигде не сказано ни слова. Работает ли при этом какое-то специальное программное обеспечение, неизвестно. Как обеспечена цифровая ориентация новых объективов Pentax D FA 25mm f/4 AL (IF) SMD AW (рис. 6), Pentax D FA 55mm f/2.8 AL (IF) SMD AW (рис. 7) и корректно ли их использовать на плёночных коробках, тоже пока неизвестно.

Впервые прототип аппарата Pentax 645 D был представлен на выставке «Photo imaging Expo  2005» в Токио. Затем проект неоднократно  замораживался и вновь запускался. В марте 2009 года было, наконец объявлено, что камеру планируется выпустить весной 2010 года. Пентакс обещание сдержал и P645 D стал продаваться в Японии с начала июня 2010 года. Ежегодный выпуск (запланированный) - 6000 камер. В США продажи начались с января 2011 года. В связи с этим, наконец, стал доступен «manual» камеры на понятном языке (англ.). Желающие узнать множество подробностей о Pentax 645 D могут заглянуть сюда
Документ этот довольно информативен, поскольку до последнего времени можно было лишь рассматривать картинки P645 D, окружённые иероглифами.



рис. 9. Старший и младший 
Итак, кратко о камере Pentax 645 D (рис. 8)
Камера построена на базе 40-мегапиксельной (7264x5440 пикселей) ПЗС-матрицы Kodak Full-Frame KAF-40000 размером 44х33 мм. Соотношение сторон кадра 4:3, как и у 645-го формата (в отличие, скажем, от Leica S2, матрица которой имеет соотношение сторон 2:3). Примечательно отсутствие противомуарового фильтра и глубина цвета 14 бит.
Матрицы, которые используют для «среднеформатных» цифровых камер, весьма высококачественны. Однако если в 35-мм формате уже давно используют полнокадровую матрицу, то есть такую, площадь которой эквивалентна площади кадра, то даже для самого малого 645-го среднего формата полнокадровой матрицы не пока сделать не удалось. Поэтому, наверное, Вы уже обратили внимание, слово «среднеформатная», когда я говорю о цифровых камерах, заключено в кавычки.
 К примеру, матрица Хасселя имеет размеры 36,9х49мм. Уменьшение площади кадра влечет два следствия: используется центральная часть светового пятна объектива, которая дает более качественное изображение; увеличивается фокусное расстояние используемой оптики.



рис. 10. Корпус  Pentax 645 D 
Недостаточные размеры матрицы конструкторы с лихвой «компенсировали» избыточными размерами самой новинки. Сравните фотографии двоюродных братьев Pentax 645 D и Pentax 645NII (рис. 9)
Прочный корпус аппарата из магниевого сплава, разработан с учетом требований точного позиционирования светочувствительного сенсора. Механикой занимались инженеры, создавшие пленочные Pentax 645N и 645N II, а электроникой - группа конструкторов Pentax K-7.
Впервые в цифровом среднем формате аппарат оснастили ультразвуковой системой удаления пыли со светочувствительного сенсора. Корпус надежно защищен от пыли и влаги (рис. 10 и 11), а задний экран (рис. 12) и верхний информационный дисплей (рис. 13) покрыты устойчивым к царапинам стеклом.



рис. 11. Pentax 645 D со всех сторон
В аппарате используется 77-зонная система замера экспозиции и новая 11-точечная система фокусировки SAFOX IX+. Байонет не изменился, и камера совместима с объективами, выпущенными ранее для всех моделей Pentax 645, как с автоматической фокусировкой, так и с ручной.
Одновременно с камерой представлен новый цифровой, защищенный от пыли и влаги штатный объектив с ультразвуковым фокусировочным мотором Pentax D FA 55mm f/2.8 AL (IF) SMD AW (рис. 7). А совсем недавно анонсирован сверхширокоугольник Pentax D FA 25mm f/4 AL (IF) SMD AW (рис. 6). Поскольку используемая матрица меньше пленочного кадра 6х4,5см, для оценки эквивалентного фокусного расстояния надо пользоваться кроп-фактором. Значение его составляет 1,3х. Объективы для системы Pentax 67 можно использовать с помощью известного  переходника «Pentax Adapter 645 for 67 lens» (рис. 14).



рис. 12. Pentax 645 D сзади
Концепция «среднеформатное качество в компактном корпусе» поддерживается стилем управления и функциями, которые привычнее видеть в небольших зеркалках. Отличный трехдюймовый дисплей с разрешением 921000 точек, организация меню, многочисленные функции, почти вся цифровая начинка - электронный уровень, например, - не просто имеют много общего с компактными цифрозеркалками Pentax K-7 и К-5, они точно такие же. Так что владельцам этих камер не придется переучиваться, приобретя «старшего среднеформатного брата».
За обработку изображений отвечает процессор PRIME II, обеспечивающий серийную съемку со скоростью 1,1 кадра/с. Изображения сохраняются как в RAW (PEF или DNG), так и в Jpeg  на одну из двух карт SD или SDHC.



рис. 13. Pentax 645 D сверху


рис. 14. SMC Pentax 67 105mm f/2.4 уютно себя чувствует на Pentax 645 D

Новинка также имеет:
- репетир диафрагмы
- режимы съемки: покадровый, серийный (с высокой и низкой скоростями)
- автоспуск (2 или 12 с)
- дистанционный спуск для покадровой съемки (с задержкой в 0 или 3 сек), дистанционный спуск для непрерывной съемки
- возможность мультиэкспонирования
- автобрекетинг, расширенный брекетинг.

Pentax 645D использует такой же литиевый аккумулятор D-LI90, как Pentax K-5 и К-7. При этом полностью заряженного аккумулятора хватает, чтобы сделать около 650 снимков при температуре окружающего воздуха -10 град С, и около 800 - при +23 град С.

Поскольку полное техническое описание камеры содержит более сотни страниц и, наверное, интересно не всем, пересказывать его я не буду. Желающие могут заглянуть в него сами по указанной выше ссылке.

Борис Бакст

pentax 645, средний формат, статьи о фототехнике

Previous post Next post
Up