У истоков Системы ОМ

May 16, 2011 12:51




По причине постепенной потери интереса фоторынка к аппаратам полукадрового формата, коммерческий отдел Олимпуса настоятельно требовал от руководства компании создания серьёзной системной SLR камеры общепринятого формата 24 х 36 мм.
Мэйтани начал заниматься этим проектом ещё с конца 60-х. Со свойственной ему серьёзностью, он видел в будущей системе универсальный модульный инструмент, со сменными объективами, пентапризменными видоискателями, сменными задниками, экранами и моторными приводами. Причём будущие, ещё не родившиеся тогда камеры OM-1/2.., должны были быть в этой системе лишь упрощёнными частными элементами.



рис. 1. Прототип OM-X



рис. 2. Модули прототипа OM-X

Так появился на свет прототип OM-X, горячо одобренный всем мозговым центром Олимпуса (рис.1 и 2). Однако коммерческие службы встали на дыбы, предвидя, что разработка подобного проекта затянется на долгие годы. Конструктору для начала было предложено реализовать хотя бы один из частных элементов его глобальной системы, впрочем не оставляя без внимания общую концепцию. Таким образом, начались непосредственные работы по созданию прототипа ОМ-1 (М-1).



рис. 3. Olympus FTL



рис. 4. Обложка буклета Olympus FTL

Загадочный Olympus FTL (рис. 3 и 4)
В 1970 г. на прилавках магазинов, без особой помпы и рекламы неожиданно появляется первая полнокадровая 35мм. SLR-камера Olympus FTL. Вооружение её было достаточно серьёзно: шесть сменных резьбовых (42 мм) объективов Zuiko: 28mm f/3.5, 35mm f/2.8, 50mm f/1.4, 50mm f/1.8, 135mm f/3.5 и 200mm f/4.
Помимо сменной оптики, камера комплектовалась многочисленным парком аксессуаров, перечислять которые мы не будем. Производство её продолжалось не долго и прекратилось в 1972 г. Этот внезапный феномен очень просто объяснил сам Мэйтани в одном из интервью, о котором мы уже упоминали в нашем повествовании. 30 сентября 1976 г, находясь в Гонконге, конструктор, отвечая на вопросы журналистов местного фотожурнала, рассказал, что проект (конструкторская и технологическая документация) камеры FTL был куплен у другой японской компании (какой, он не уточнил) только лишь для того, чтобы заполнить вакуум производства между камерами PEN и OM. Конструктор особо отметил, что, вопреки бытующим слухам, резьбовая оптика для FTL не состоит ни в каком родстве с массивом объективов Zuiko для системы ОМ.



рис. 5. Olympus OM-1
Великолепный Olympus OM-1 (рис. 5)
Японцам не свойственно увековечивать имена персоналий в своих технических шедеврах. Тем не менее, Nikon F и Olympus OM удостоились этого права. Если имя главного конструктора линейки Nikon F Masahiko Fuketa (Масахико Фукета) знают не многие (F в аббревиатуре - это в честь него), то имя Yoshihisa Maitani (Йошигиса Мэйтани) общеизвестно в фотографических кругах. Оно увековечено в названии линейки Olympus OM (Olympus Maitani).
Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в историю бренда. Первый серийный экземпляр долгожданной SLR-камеры Япония увидела в июле 1972 г. Называлась она Olympus M-1 (рис. 6). Систему предполагалось назвать Olympus М.



рис. 6. Olympus M-1

Серьезная проблема возникла два месяца спустя, когда в сентябре того же года камера была представлена в Кёльне на Photokina-72. Там же на выставке, фирма Ernst Leitz (Leica) опротестовала это название торговой марки, столь похожее на имеющуюся у неё М - систему. Символ М использовался Лейкой для дальномерных камер, начиная с 1954 г. Olympus с протестом согласился, изменив название. Таким образом, камера стала именоваться Olympus OM-1 (рис. 7). Правда, у Olympus тут же возникло множество проблем, связанных с переименованием. Во-первых, к моменту изменения названия было продано около 5000 камер М-1, множество системных аксессуаров и оптики M-SYSTEM (рис. 8). Цена этих приборов сегодня по каталогам в несколько раз выше их эквивалентов с маркировкой ОМ. Сохранился большой производственный задел с соответствующей маркировкой. Все рекламные проспекты, буклеты и технические описания нуждались в переработке. Но фирма достаточно быстро оправилась от этих неприятностей.



рис. 7. Обложка буклета Olympus OM-1



рис. 8. Olympus M-1 с объективом M-SYSTEM

Но вернёмся к рождению новой системной камеры.
Компания Олимпус имела и имеет очень многогранную номенклатуру производимых ею оптических приборов. Здесь устройства для астрономических наблюдений, разнообразное медицинское оборудование: микроскопы, эндоскопы и многое другое. Естественно, что техническое задание на вновь создаваемую системную камеру предполагало её полное сопряжение с помощью тех или иных адаптеров или объективов со всем многообразием производимой Олимпусом техники.
Предложение о разработке Мэйтани получил в январе 1967 г. Через год предварительный проект был готов и одобрен всеми службами компании. В то время, конкуренция была очень жёсткой, и рынок жаждал суперновинок. К 1967 г. в фотографическом мире сложилось мнение, что SLR-камеры достигли предела своего технического совершенства и оптимальности геометрических и весовых показателей. Считалось, что дальнейшее уменьшение их веса и габаритов просто не возможно.
На создание серийного образца конструкторской группе потребовалось, по крайней мере, пять лет исканий, экспериментов и испытаний. Заслуга Мэйтани состоит в том, что он полностью игнорировал существующие тогда, и казавшиеся каноническими законы проектирования схем SLR-камер. Как всегда победило неординарное мышление, что, несомненно, свойственно Гениям.
Мэйтани берётся за дело с желанием устранить основные недостатки SLR-камеры: чрезмерный вес, большие габариты, шум, создаваемый срабатыванием затвора и жёсткий удар зеркала, вызывающий ощутимые вибрации. Его цель - половина веса и размера условной SLR-камеры. Единственные образцы высочайшего технического уровня, к которым обращается Мэйтани это Leica III f, габариты которой он берёт за эталон, Leica M3 с её практически бесшумным затвором и Leicaflex SL c тишайшим шелестом перемещения зеркала. Мэйтани подошёл к каждой функции SLR с новой точки зрения и перепроектировал каждый элемент конструкции. Причём он не допускал никаких компромиссов, следуя тому, что термины «профессиональная, системная» являются ключевыми для любой будущей камеры системы OM, означая, что она должна быть сделана для использования в экстремальных условиях. Механизмы не должны были подводить даже при регулярном использовании скоростного моторного привода (пять кадров в сек.).
В конечном счете, OM-1 получилась в среднем на 35% меньше и легче существующих к тому времени 35mm SLR-камер. Такое облегчение камеры отнюдь не следствие погони за миниатюризацией. Это результат кардинальной конструктивной перестройки и использования более сложных материалов и технических методов. Облегчение камеры должно было сделать её более чувствительной и легкой в использовании. Один из критериев философии Мэйтани гласит: « Камера - всего лишь инструмент для съёмки. Я, как конструктор хочу, чтобы она стала продолжением руки художника и никак не мешала ему в работе». Фактически Мэйтани мог сделать камеру ещё более миниатюрной, однако, это затрудняло бы её использование. Причём миниатюризация никак не должна была сказываться на надёжности и эргономичности. Поэтому многие ответственные элементы органов управления и механизмов не только не уменьшились, но даже увеличились в размерах, как, например, зеркало. Большое зеркало также потребовало самого большого зеркального отсека в классе камер подобного типа. Уменьшению размера и веса подвергся не только корпус камеры, но и все системные аксессуары и оптика.
Пожалуй, лишь на одну уступку пошли конструкторы, лишив ОМ-1 сменных видоискателей-пентапризм. Конечно, это было сделано, чтобы сохранить минимальные размеры камеры и сделать её более дешёвой. У профессиональных камер-конкурентов Nikon F2 и Canon F1 набор таких аксессуаров был внушительным.



рис. 9. Механизм длительных выдержек на дне зеркальной коробки. Крышка механизма снята
Принципы конструкции
ОМ-1 имеет фокальный шторный затвор из особо прочной прорезиненной ткани со скоростями В, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/500 и 1/1000 сек. Минимальная выдержка для синхронизации с электронными вспышками 1/60 сек. Ресурс затвора гарантирует не менее 100000 срабатываний.
Сложившаяся к тому времени общепринятая схема шторного затвора требовала крепления к шторкам широких (порядка 4мм) лент, чтобы обеспечить их движение поперек кадрового окна. Применение таких лент - требование прочности и надёжности. Мэйтани увидел неожиданный резерв для экономии полезных объёмов конструкции в замене этих лент тонкими нитями. Становилось возможным погрузить пентапризму видоискателя глубокого в тело камеры. В результате, высота камеры могла быть заметно уменьшена. Однако никак не удавалось найти соответствующую нить. Требования к ней предъявлялись очень жёсткие: механическая прочность, сопротивление растяжению, изменению температуры и влажности. Множество видов струн и нитей было перепробовано. Это были хлопок, нейлон, кишка, шелковая нить, скрипичные струны, и даже струны японских классических инструментов. Всё было безуспешным.
Мэйтани осенило в больнице, где он находился после автокатастрофы. Ему пришло в голову, что это должна быть хирургическая нить. Действительно, после соответствующей термохимической обработки она стала этим, так долго искомым материалом.
Конструкторы старались использовать все возможные резервы объёма. Имеющееся крошечное пространство под зеркальной коробкой, которое обычно в SLR камерах пустует, Мэйтани использовал для размещения механизма длительных выдержек, перенеся его из традиционного места размещения (рис. 9).
Чтобы уменьшить высоту камеры, коллективная линза, как автономный элемент оптической схемы видоискателя, была устранена. Она выполнена непосредственно на нижней стороне пентапризмы. Качественно улучшено матирование её поверхности (уменьшена зернистость). Пентапризма снаружи покрыта серебром, имеющим гораздо лучшую отражательную способность, чем традиционно используемый для этого алюминий. Чтобы иметь возможность использовать зеркало увеличенного размера, предотвращая срез изображения даже с телеобъективами, кольцо байонета (сделанное из сплава хрома и никеля для жесткости и долговечности) имеет больший, чем общепринятый диаметр. В результате при сохранении компактности удалось получить большой и яркий видоискатель с отличным контрастом (рис. 10).



рис. 10. Так отличается видоискатель ОМ-1 от видоискателей ординарных камер

Технические параметры при таких габаритах поражают: при увеличении видоискателя 0,92х (стандартный объектив 50мм, установленный на бесконечность), поле визирования его составляет 97%. Для наводки на резкость используются съёмные фокусировочные экраны. Любой из них легко заменяется, извлечением через отверстие байонета (рис. 11).



рис. 11. Так можно поменять фокусировочный экран



рис. 12. Стрелочный индикатор экспонометра

В поле зрения видоискателя находится традиционный стрелочный индикатор экспонометра, дающий информацию о правильности выбора экспозиции или её отклонении в «+» или «-» (рис. 12). Замер центровзвешенный. Пара сернисто-кадмиевых фоторезисторов (CdS) размещена по обе стороны окуляра (рис. 13). Над индикатором экспонометра расположен светодиод (для модели OM-1n) (рис. 14), сигнализирующий о готовности согласованных вспышек (Т20, Т32 и др.).



рис. 13. Сенсоры экспозамера

Одна за другой исследовались и по возможности устранялись причины шумов и вибраций работы механизмов. Здесь всё было впервые. Для компенсации удара шторок был применён механизм, подобный дисковому тормозу автомобильного типа. Самой трудноразрешимой задачей было демпфирование удара зеркала. Теоретически здесь есть две возможности: уменьшение скорости зеркального перемещения и массы зеркала. Уменьшение скорости практикой исключалось. В результате зеркало потеряло более 30 % своей толщины в сравнении с обычно используемыми. Для поддержания столь хрупкой конструкции применена прочная и легкая рамка (рис. 11). Для ослабления зеркального удара использовали демпфер. После многих испытаний и неудач с жидкостными, порошковыми демпферами предпочтение было отдано высокоточному, воздушному (рис. 15 и 16). Мне кажется, что его устройство вполне понятно из рисунка, поэтому не будем на нём задерживаться.



рис. 14. Olympus OM-1n



рис. 15. Что же у него внутри?

Очень необычно, но, несомненно, удобно расположено кольцо управления скоростями затвора (рис. 17). Оно охватывает байонет позади оправы объектива и хорошо разнесено с кольцом управления апертурой, которое находится у передней линзы. Таким образом, все функции управления экспозицией и резкостью находятся под пальцами левой руки, что, несомненно, очень удобно и значительно повышает оперативность.
Как и полагается профессиональному инструменту, ОМ-1 имеет устройство фиксации зеркала в поднятом положении (независимо от готовности затвора), устройство мультиэкспонирования, автоспуск с задержками от 4 до 12сек.



рис. 16. Устройство воздушного демпфера



рис. 17. Кольцо управления скоростями затвора

В своём развитии камера претерпевала не только конструктивные, но и фамильные изменения. Вот небольшая хронология:
M-1 1972гг.
OM-1 1973…………..1979гг.
OM-I MD 1974……….1979гг.
OM-1n 1979…………..1987гг.
В 1992 г, к 20-ти летнему юбилею ОМ-1, очень малым тиражом был выпущен «золотой Olympus OM-1» (рис. 18). Камера и объектив имели золотое гальваническое покрытие. Золотой ОМ-1 в продажу не поступал, он дарился заслуженным дилерам и друзьям Олимпуса.
В 1973 г. конструкция камеры несколько перестроилась. Она получила возможность работать с моторным приводом или вайндером. Первые М-1 и ОМ-1 этого не умели. В нижней части камеры появилась ниша (в случае ненадобности закрывающаяся заглушкой) и контактная группа для стыковки с внешними устройствами протяжки. Кроме того, на передней части камеры появился шильдик с гравировкой MD (Motor Drive). Правда, некоторые экземпляры ОМ-1 так и остались лишёнными этого подарка. Чтобы убедиться в возможности использования с Вашей камерой моторного привода, внимательно осмотрите её снизу. В 1979 г. камера получила новые усовершенствования и обновлённое имя OM-1n. Её оборудовали новым съёмным башмаком для вспышек Shoe 4 и светодиодным индикатором в видоискателе (готовность вспышки). Кроме того, переключатель режима работы синхроконтактов FP/X, не зависимо от положения его установки, стал обеспечивать только Х-синхронизацию (т.е. только синхронизацию с электронными вспышками).



рис. 18. Золотой  Olympus OM-1

Технические характеристики
Тип фотоаппарата: зеркальный механический, однообъективный 35 мм.
Крепление объектива: байонет типа OLYMPUS OM.
Видоискатель: пентапризменный, несменный, увеличение 0,92х (стандартный объектив 50мм, установленный на бесконечность), поле визирования 97%.
Информация в видоискателе: Недодержка, передержка, правильная экспозиция, индикатор готовности вспышки (ОМ-1n)
Фокусировочные экраны: сменные (15 типов), в комплект поставки для розничной продажи входит тип 1-13.
Фокусировка: ручная.
Замер экспозиции: TTL, центровзвешенный, сернисто-кадмиевые(CdS) фоторезисторы.
Диапазон работы экспозамера: от 2 до 17 EV (при нормальной температуре с объективом 50мм/1,4 для ASA / ISO 100).
Режимы отработки экспозиции: ручной
Многократное экспонирование: возможно.
Затвор: механический, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых шторок в фокальной плоскости.
Диапазон выдержек от 1/1000 до 1 сек. и «В»
Чувствительность пленки: от 25 до 1600 ASA / ISO.
Работа со вспышкой: ручной или автоматический режимы (не TTL), подключение через съёмные адаптеры Shoe 1, Shoe 4 или РС-контакт
Синхронизации со вспышкой: FP, X (ОМ-1), Х (ОМ-1n) - 1/60 сек.
Режимы протяжки пленки: протяжка пленки ручная, серийная (для OM-I MD и ОМ-1n) при использовании средств моторной группы
Обратная перемотка: ручная или механическая, при использовании моторного привода (для OM-I MD и ОМ-1n)
Автоспуск: задержка 4 - 12 сек.
Механизм фиксации зеркала в поднятом положении: есть
Репетир диафрагмы: есть
Батарея: 1.35В, ртутные EPX625, PX625 или их аналоги
Размеры (только корпус): 136 x 83 x 50мм.
Вес: 510 г.

Какие неприятности может таить приобретение ОМ-1, если Вы всё-таки на него решитесь?
Измерительная схема экспонометра аппарата очень чувствительна к напряжению источника питания. Технические условия гарантируют правильные результаты измерений только при использовании ртутных элементов EPX625, PX625, напряжением 1,35В. Дело в том, что нигде в Мире, кроме России, ртутных батарей больше не делают. Все другие современные элементы питания, сходные по габаритам, имеют другие напряжения. Больше того, специалисты сервисных служб уверенно пугают возможностью выхода из строя схемы экспонометра при установке серебряно-оксидных или щелочных элементов питания напряжением 1,55В. Это, конечно, полный бред. Однако очень солидная сервисная служба Camtech настойчиво твердит о такой катастрофе. Это объясняется довольно просто. Дело в том, что они продают адаптер собственного производства для Olympus, который зовётся MR-9 и стоит не много ни мало 35 $. Это маленький стаканчик, в который вставляется батарейка 1,55В и вся эта конструкция помещается в батарейный отсек камеры. Часть напряжения гасится адаптером, и вроде бы всё в порядке.
На самом деле никакой катастрофы не происходит, проверено многократно, но враньё в показаниях экспонометра ощутимо.
Если Вы по невнимательности купите батарейку 625A или 625U (U=1,55В, а ведь так похожи по названию на EPX625, PX625), то будете в измерениях иметь погрешность на 3 ступени диафрагмы. Батарейка Weincell U=1,4В даст ошибку на одну ступень. Каков же выход?

1. Проще всего использовать отечественную ртутную батарейку РЦ-53, которая близка по параметрам к EPX625, PX625.
2. Использовать любую другую батарейку, подходящую по габаритам откалибровавшись перед съёмкой хорошим экспонометром. И затем постоянно работать с поправкой, полученной в результате калибровки. По желанию её можно учитывать либо с помощью лимба установки чувствительности плёнки, либо соответствующим изменением экспозиции. При съёмке на слайд этим способом лучше не пользоваться, поскольку при высоких значениях EV поправка меняется не линейно и ошибка в замере может достичь 2-х и более ступеней диафрагмы. Слайд такой грубости не прощает.
3. Обратиться в сервисный центр, который занимается подобного рода перекалибровками.
4. Наконец, есть ещё один способ (но это уже для энтузиастов). Последовательно с батарейкой 1,55В включается резистор, сопротивлением около 2 Ком. Это очень индивидуальный номинал, поэтому его сначала лучше подобрать с помощью потенциометра.

Ещё одна неприятность, которая сопровождает камеры ОМ-1, первых лет выпуска, это разрушение и выкрашивание пенообразного уплотнителя вокруг периметра задних крышек (особенно, если условия хранения были неблагоприятными). В результате они начинают болтаться или даже подсвечивать. От этой беды избавляют умельцы из Фотомастерских РСУ за 150 - 200р.
Как недостаток следует отметить некоторую скупость информации в видоискателе, не смотря на блестящие характеристики параметров прямого его назначения.

БПБ
 

olympus om-1, olympus zuiko

Previous post Next post
Up