Бертелле и Зоннар

Apr 04, 2011 10:47



Дело в том, что непосредственно доктором Бертеле было создано более 3-х десятков разных серийных объективов, это не считая прототипов, модификаций и специальных «стёкол». Просто не реально в небольшой статье замахнуться на всё. Итальянский энтузиаст Marco Cavina попробовал систематизировать все объективы Бертеле и собрать их оптические формулы в единую таблицу. Вот что у него получилось (рис. 3). А сколько объективов создано в Мире по схеме Зоннара? Про наш Юпитер 3 помните?



рис. 3. Часть оптических проектов, созданных др. Людвигом Бертеле

Людвиг Бертеле родился в Мюнхене в 1900 году в семье архитектора. После обучения в дрезденском Технологическом Институте, в 1920 году, он был принят на службу в компанию Heinrich Ernemann AG, Дрезден на должность инженера-оптика.
Эта солидная компания, возглавляемая Генрихом Эрнеманном, занималась проектированием и производством широкого спектра фото и кинооборудования. Молодому Людвигу невероятно повезло. Его сразу же включили в группу, занимающуюся разработкой светосильных объективов Ernostar для серии ящичных конструкций Er-Nox (в последствии Ermanox) (рис. 4 и 5) и клапп-камер Ermanox (рис. 6)



рис. 4. Ermanox с объективом Ernostar 85mm f/1.8, фокусировка червячная



рис. 5. Ermanox с объективом Ernostar 85mm f/1.8

Начало 20-х годов прошлого века в Германии ознаменовалось исключительными достижениями в области фотографической оптики. Наиболее известные фирмы предложили объективы с необыкновенной светосилой и прекрасными качествами, которые с большим успехом стали применять как в фотографии, так и в кино. Фирма К. Цейсса почти одновременно выпустила два светосильных объектива: Тессар f/2,7 с фокусным расстоянием 100мм и, рассчитанный инженером Мерте (Willy Merte), светосильный объектив Биотар с относительным отверстием f/1,8 и углом около 52град. В то же время Мейер выпустил разработанный П. Рудольфом анастигмат* чрезвычайной для тех времён светосилы f/1,5, названный Киноплазматом.



рис. 6. Реклама клапп-камер Ermanox

* Первый успех использования новейших сортов стекла был достигнут немецким оптиком П. Рудольфом в 1890г, рассчитавшим для оптического завода Карла Цейсса серию объективов, названных сначала «анастигматами», а впоследствии - «протарами». В этих объективах астигматизм и кривизна поля устранены достаточно хорошо, и они дают плоское изображение почти одинаковой резкости для некоторого конечного угла поля зрения. «Протар» П. Рудольфа принято считать в истории фотографии первым анастигматом.

Наконец, необходимо упомянуть о выпущенном фирмой Астро в Берлине объективе Тахар с относительным отверстием f/1,8 и объективе Фохтлендера Гелиостигмате с относительным отверстием f/2,5, рассчитанным Дезером. Заметьте, что это было лишь начало прошлого века. Сегодня объектив с относительным отверстием f/1,0 уже не вызывает ни у кого удивления.
Не могла остаться в стороне и компания Heinrich Ernemann AG. Именно в сфере создания светосильных объективов Ernostar и проявил себя начинающий оптик Людвиг Бертеле. Он обладал какой-то удивительной технической интуицией, помогающей ему обгонять рутинные, невероятные по объёму, математические выкладки, без которых создание оптики немыслимо и сегодня.
Спустя три года после начала сотрудничества молодого оптика Бертеле в группе создателей светосильного Эрностара, с его лёгкой руки руководству компании была предложена новая оптическая формула светосильного объектива. Схема была одобрена и легла в основу целой линейки «светлых» Эрностаров для фотокамер компании Heinrich Ernemann AG (рис. 7). Скелетной составляющей идеи была каноническая схема триплета Кука, которая, будучи усложненной дополнительными оптическими элементами, дала великолепный искомый результат. Кстати, «куковская линза» в своё время дала жизнь и Тессару и Планару.
В этом очерке мне не хочется занимать внимание читателя историей создания и структурами канонических оптических конструкций. Если Вам вдруг захочется освежить в памяти какие-то подробности оптических построений, загляните в статью «Генетика абсолютного зрения» - http://kamepa.ru/articles.htm?id=32.



рис. 7. Линейка светосильных Эрностаров для фотокамер компании Heinrich Ernemann AG

Идея построения светосильных объективов Ernostar впоследствии даст жизнь будущему главному детищу Людвига Бертеле - Зоннару.

В 1926г компания Carl Zeiss, Йена образовала в Дрездене мощную корпорацию Zeiss Ikon, объединившую пять фото компаний:
- Heinrich Ernemann AG, Дрезден
- AG Hahn für Optik und Mechanik, Кассель
- ICA AG, Дрезден
- Contessa-Nettel AG, Штутгарт
- Optische Anstalt C.P. Goerz AG, Берлин.
В новой корпорации Carl Zeiss приобрёл 53% акций.
На Zeiss Ikon возлагались задачи продажи фото и кинокамер от Ernemann и производство собственных ящичных фотокамер, бокс-камер и бесчисленных гармошек, используя, в основном, оптику Carl Zeiss.

Таким образом, имея за плечами основательный опыт проектирования, заметные технические успехи и уже достаточную известность, Людвиг Бертеле в 1926 году автоматически становится сотрудником корпорации Zeiss Ikon. Конструктор перебирается в Йену, под крыло головной компании Carl Zeiss.
В планах руководства компании Zeiss Ikon в те времена уже зародилась идея создания альтернативы Лейки. Эта узкоплёночная новинка от Лейтца весьма успешно покоряла рынок. Zeiss Ikon не мог быть пассивным наблюдателем. Для новой камеры, прежде всего, нужен был совершенный объектив, а перспективе - целый арсенал оптики.



рис. 8. Эволюция идеи Людвига Бертеле

О Людвиге Бертеле и его Эрностаре не забыли. В распоряжение конструктора предоставляется группа оптиков, собственная лаборатория и офис в Дрездене (ICA AG). Отныне он должен заниматься объективами для будущей камеры, соперницы Лейки. Первое техническое задание, которое получил Бертеле, заключалось в создании светосильного объектива с фокусным расстоянием 50мм, кроющего леечный формат кадра 24х36мм для дальномерной камеры с фокальным затвором.
В 1930 году Бертеле приступил к проектированию нового объектива, в основу которого он заложил свою удачу - оптическую схему Ernostar (рис. 8). Новый объектив конструктор назвал Sonnar (от нем. die Sonne - солнце). В 1931 году опытный образец Zeiss Sonnar 50mm f/2.0 (6 элементов в 3-х группах) был готов (рис. 8). А в следующем году серийный Zeiss Sonnar 50mm f/2.0 уже украшал топ-модель Zeiss Ikon, которая называлась Contax (Contax I) (рис. 9).



рис. 9. Zeiss Sonnar 50mm f/2.0 на одном из первых Контаксов

Contax I произвёл фурор на рынке, на равных конкурируя с Лейкой. Воодушевлённый очередным успехом, Людвиг Бертеле продолжал совершенствование своего Зоннара. Теперь он был занят работой над следующим светосильным шедевром Zeiss Sonnar 50mm f/1.5 (7 элементов в 3-х группах) (рис. 8). Прототип этого объектива был готов уже в 1932г, однако на вооружении Контакса он был показан гораздо позже, лишь в 1938г (рис. 10).



рис. 10. Zeiss Sonnar 50mm f/1.5

Официально считается, что многослойное просветление Т* появилось на объективах Цейсса гражданской ориентации только после войны, Наносится же на «стёкла» специального назначения оно стало в 1936г.
На рисунках 11 и 12 Вы видите две модели: довоенный Contax III (рис. 11) и послевоенный Contax IIIА (рис. 12). На послевоенном аппарате стоит объектив Zeiss Sonnar (Zeiss - Opton) 50mm f/2.0 Т* с многослойным антибликовым покрытием, на довоенном варианте многослойное покрытие отсутствует. Примечательно, что во времена существования Соцлагеря, все объективы западного Цейсса (Оберкохен), попадающие на прилавки стран родного нам сообщества, временно носили имя производителя «Zeiss - Opton» (рис. 12). Это объяснялось известными долгими тяжбами между западным и восточным Цейссами за обладание правами на торговые марки. Так что Zeiss Sonnar 50mm f/2.0 Т* и Zeiss-Opton Sonnar 50mm f/2.0 Т* - это один и тот же объектив.



рис. 11. Довоенный Contax III с объективом Zeiss Sonnar 50mm f/2.0



рис. 12. Послевоенный Contax IIIА с объективом Zeiss-Opton  Sonnar 50mm f/2.0 Т*

1935 год был для фирмы Zeiss Ikon очень успешным. Фотографам были представлены аппара¬ты Contax I и Contax II, которые действительно стали реальной альтернативой Лейки и ее горизонтальному шторному затвору. Фирма спешила заявить свои новые разработки к Берлинской Олимпиаде. В среде фотографов уже бродили упорные слухи о скором появлении какого-то особого длиннофокусного светосильного объектива, разработанного специально для бу¬дущей Олимпиады. Слухи были основательны. Бертелле действительно готовил тот самый, ставший легендой, Olympia Sonnar 180mm f/2.8 (рис. 1).



рис. 13. 35мм TLR-камера Contaflex со съёмочным объективом Zeiss Sonnar 50mm f/2.0

Но главное событие, которое на все лады комментировалось в фотопрессе, это появление 35мм TLR-камеры принципиально нового дизайна и новых возможностей. Камера, которая вобрала в себя многие чаяния фотографов того времени. Я имею в виду «двуглазый Contaflex». Это первый в мире фотоаппарат, который имел встроенный экспонометр. Его штатным оптическим вооружением служил всё тот же Zeiss Sonnar 50mm f/2.0 (съёмочный объектив) (рис. 13), в качестве визирующего использовался объектив с фокусным расстоянием 80mm. За счёт этого снимаемый объект выглядит на фокусировочном экране, примерно, вдвое крупнее, чем на негативе. Такой существенный запас размеров видоискателя позволил без особого труда реализовать механизм коррекции параллакса. Объектив - съёмный. Помимо штатного «полтинника» к камере предлагалась линейка из семи сменных объективов.
Не буду углубляться в подробности, 35мм TLR Contaflex - тема отдельного, даже не рассказа, а исследования. Тем более что в 2003 году ФОТОкурьер уже подробно писал об этом уникальном приборе.



рис. 14  Zeiss Sonnar 50mm f/1.4 для одного из прототипов Контакса

В 1937 году Людвигом Бертеле был изготовлен опытный образец Zeiss Sonnar 50mm f/1.4 (8 элементов в 3-х группах), который готовился для очередного прототипа Contax (рис. 14). Этот же объектив предназначался и для другой, тогда новой японской компании, «Seiki Kogaku Precision Optical Research Institute» (ныне «Canon»), которая искала объективы высшего качества для своей малоформатной 35мм дальномерки «Canon / NK Hansa». В то время Canon на своих камерах использовал объективы Nippon Kogaku (Nikkor) 50мм с апертурами f/4.5; f/3.5; f/2.0 и изыскивал возможности приобретения более светосильного объектива. Zeiss Sonnar 50mm f/1.4 казался им той самой, желанной позицией.

Не стоит объяснять, что война, которая началась для немцев в 1939 году, поломала все планы и чаяния нормальных людей. Работы с гражданской тематикой сворачивались. Оптические гиганты стали обслуживать исключительно армейские нужды нацистов.
В 1942 году Бертеле покидает Zeiss Ikon и перебирается из Йены в Мюнхен, в оптическую компанию C.A. Steinheil Söhne GmbH, которая уже с 1935 года занимается исключительно военными заказами. Общий крах германской промышленности заставляет Людвига Бертеле в 1945 году переехать в Швейцарию.

За границей, в одной из оптических компаний, он продолжает заниматься проектированием объективов. Его труды отмечены особыми достижениями в области создания оптики для аэрофотосъёмочных камер. Однако это поле его деятельности известно гораздо меньше. Скорее всего, он преуспел и в Швейцарии, поскольку в 1959 году был удостоен почётной степени доктора Университета в Цюрихе. Свои профессиональные занятия он оставил в 1973 году. Не стало др. Людвига Бертеле 16 ноября 1985 года.

В послевоенные годы Sonnar зажил своей самостоятельной жизнью. Порой его имя уже не связывали с именем создателя. Да и само имя Sonnar в большинстве случаев исчезало с оправ объективов, меняясь на имя, которое больше подходило его новым хозяевам. Оставалась лишь великолепная идея Людвига Бертеле.
Победители после разгрома фашистов в первую очередь стали законными правообладателями немецких технических достижений. Они начали активно использовать новации, в своё время, предложенные Бертеле.

Ну, прежде всего, давайте заглянем в историю нашей собственной послевоенной оптики.



рис. 15. Советский Зоннар - Юпитер-3    1.5/50

Юпитер -3
Юпитер-3 - желанный сменный светосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных камер. Это, ничто иное, как достойный памятник Людвигу Бертеле - переименованный объектив Carl Zeiss Sonnar 1,5/50.
Вначале объектив выпускался под именем ЗК (не тот ЗК, о котором Вы подумали, это - Зоннар Красногорский), позже, наверное, из-за неблагозвучного буквосплетения, переименованный в Юпитер-3 (рис. 15).
В 1954 году, в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла, объектив был пересчитан под отечественное стекло («я тебя слепила из того, что было»). Одновременно была изменена конструкция оправы, в частности переделано кольцо установки диафрагмы. Серийный выпуск измененной версии Юпитер-3 начался с 1955 года.
С 1956 года объектив выпускался загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ, г. Загорск, ныне - Сергиев Посад), а с конца 1970-х годов - на валдайском заводе «Юпитер».



рис. 16. Юпитер-3 с байонетным присоединением типа Киев-Контакс

Варианты крепления:
с присоединением к камере M39x1,
с байонетным присоединением типа Киев-Контакс (рис. 16).
Планировался выпуск Юпитер-3 для фотоаппарата Комета, разработанного и изготовленного специально для показа на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.
Известен выпуск байонетного варианта объектива Юпитер-3 в 1947г Государственным оптическим институтом (ГОИ) для комплектования опытных фотокамер ГОИ-Ленинград, а также одного из вариантов Зоннара - объектива ГОИ Орхидея-3 52мм f/2.0 (1959г).



рис. 17. Юпитер-8   2/50

Юпитер-8
Выпуск объектива ЗК 2/50 - (рис. 17) (получившего позже наименование Юпитер-8) на КМЗ начался одновременно с выпуском фотоаппарата «Зоркий». Объективом Юпитер-8 (копия Carl Zeiss Sonnar 2/50) красногорского производства с резьбовым присоединением оснащались также фотокамеры «Ленинград», которые производил в 1956-1966 годах Государственный оптико-механический завод в Ленинграде (ГОМЗ, с 1962 г. - в составе ЛООМП, затем, с 1965 г. - ЛОМО).
Байонетным вариантом Юпитер-8 (байонет Киев-Контакс) оснащались дальномерные камеры производства киевского завода "Арсенал".

Это лишь несколько примеров использования схемы Бертеле для объективов выпущенных в советское время. На самом деле оптических приборов, подобных Юпитеру-8 было создано гораздо больше.



рис. 18. Камера-загадка ВТС ВС с объективом Zeiss Sonnar 50mm f/2.0

Есть примеры исключительные, когда на советских специальных аппаратах без всякого камуфляжа использовались трофейные немецкие Зоннары. Например, камера-загадка ВТС ВС (рис. 18). Это - фотоаппарат-гибрид. На корпусе ФЭД(а) смонтировано байонетное кольцо от «Киева» и установлен объектив Carl Zeiss Sonnar 50mm f/1.5 или 50mm f/2. Модель выпускалась в очень ограниченном количестве, начиная с 1949г. Дальномерки ВТС ВС изготавливались на высоком техническом уровне и были отделаны натуральной кожей (черного или голубого цвета). Предположительно аббревиатура ВТС ВС расшифровывается как «Военно-Топографическая Служба Вооруженных Сил». Если верить этой трактовке, то изготовителем аппарата можно считать «Экспериментальный Оптико-Механический Завод», образованный в структуре ВТС в 1941 году.
Почему - камера-загадка? Совершенно непонятно её назначение. Использоваться для каких-либо топографических работ камера ВТС ВС не могла. Это инструмент совсем иного, не измерительного, а скорее любительского уровня.

Самую верную трактовку истории создания и назначения камеры-загадки можно найти, пожалуй, в недавнем уникальном издании: В.Суглоб, С.Кочергин, Г.Шатерник 1200 Фотоаппаратов из СССР.



рис. 19. Самый светосильный японский Зоннар - Zunow 5см f/1,1

Схема Зоннара воодушевила не только советских инженеров, её взяли на вооружение и японцы, создатели самого светосильного Зоннара Zunow 5см 1,1 для 35мм дальномерок (рис. 19).
Teikoku Kogaku, сотворившая это чудо в 1953г, была малой оптической компанией с большими идеями. Вторую версию объектива Zunow 5см 1,1 она сделала в 1956г (рис. 20). О компании мало известно сегодня. Большая часть её продукции страстно желанна для коллекционеров. Компания Teikoku Kogaku занималась не только разработкой и изготовлением оптики, она также делала и фотокамеры, к сожалению, практически не известные сегодня (рис. 21).



рис. 20. Leica IIIa с объективом Zunow 5см f/1,1

Что же сталось с родным предприятием Бертеле, которое дало жизнь его гениальным проектам?
После войны Zeiss Ikon возрождается в Штутгарте на базе довоенной Contessa-Nettel AG с новым названием Zeiss Ikon AG, Contessawerk, Stuttgart. После многочисленных реформ, перестроек, смены владельцев и объединений с другими фирмами (в частности с Фохтлендером), Zeiss Ikon в 2003г приобретает новое имя IKON GmbH. Однако производством оптики и фотокамер компания IKON GmbH сегодня уже не занимается, теперь у неё совсем иные коммерческие интересы. Все права на использование товарных знаков и торговых марок в апреле 1997г проданы японской компании Cosina.



рис. 21. 35мм TLR-камера Zunow Reflex компании Teikoku Kogaku

Возрождением легендарной немецкой оптики и механики занялся возглавляющий компанию Cosina её президент г. Хирофуми Кобаяши (Kobayashi Hirofumi). Надо сказать, что делает это он с большим достоинством и практически со 100% попаданием.
Дистрибьютором изделий Cosina в Японии является компания Kenko, принадлежащая концерну THK (Tokina-Hoya-Kenko). Не исключено, что Tokina, с её исключительным потенциалом инженерного интеллекта и опытом в сфере проектирования оптики, принимает активное участие в разработке новой оптики для Cosina.



рис. 22. Zeiss Ikon образца 2005г с объективом Carl Zeiss  С Sonnar 1.5/50mm  ZM

В 2005г под брендом Zeiss Ikon выходит очередная новинка - дальномерка, вооружённая нашим старым знакомым Зоннаром - Carl Zeiss С Sonnar 1.5/50mm ZM (6 элементов в 4-х группах) (рис. 22). Внешне и внутренне объектив посвежел, сохранив при этом все свои старинные прелести.
Так что Зоннар Людвига Бертеле очень далёк от забвения. Ему суждена долгая судьба.

Борис Бакст
 

zunov, olympia sonnar, sonnar, zeiss, opton, planar, contax

Previous post Next post
Up