Главным преимуществом Superb(а) был его видоискатель, который благодаря механизму уклона, обеспечивал ему автоматическую коррекцию параллакса. Объектив видоискателя наклоняется тем больше, чем короче дистанция фокусировки. Rollei Standard такими способностями не обладал. Вообще эти две камеры роднит между собой только присутствие на их передних панелях двух объективов. Superb задуман и сделан совершенно по-иному. Это очень неординарная конструкция.
Во-первых: Superb - камера мультиформатная. Работая на плёнке 120 типа, она может обеспечивать два формата 6х6 и 6х9см.
Во-вторых: плёнка в камере перемещается не вертикально, как это принято у поголовного большинства «двуглазок», а горизонтально (рис. 20).
В-третьих: функции транспортировки пленки и взвода затвора разделены.
В-четвёртых, в отличие от Роллея, для фокусировки используется не барабан на корпусе камеры, а рычажное устройство на оправе самого объектива.
Необычен даже внешний вид аппарата. Присмотритесь к надписям на барабане скоростей Compur(а) (рис. 16). Не правда ли озадачивает? На самом деле всё просто, но об этом чуть ниже.
К этому уникальному аппарату надо присмотреться повнимательнее, ведь он из того самого привилегированного клана, который именуется «классикой». На рисунке 21 расписана диспозиция функциональных органов Superb.
рис. 20. Плёнка в камере Superb перемещается не вертикально, как это принято у поголовного большинства «двуглазок», а горизонтально
рис. 21. Диспозиция функциональных органов Superb.
К рис. 21
1. Гнездо крепления плечевого ремня
2. Кнопка установки счетчика кадров
3. Головка переключения апертуры
4. Контрольное окно для пленки 6x9
5. Пружинящая вытяжная головка для подающей катушки
6. Крышка шахты
7. Рычаг протягивания пленки
8. Рычаг фокусировки
9. Пружинящая вытяжная головка для приёмной катушки.
рис. 22. Блок объектива Superb
Вернёмся к барабану установки скоростей (рис. 22)
К рис. 22
1. Рычаг спуска затвора
2. Барабан установки выдержек. Значения выдержек награвированы зеркально
3. Рычаг взвода затвора.
4, Призма, позволяющая читать значения установленной скорости затвора, не отрываясь от визирования и фокусировки.
5. Стрелка - индекс.
рис. 23. Вид сверху на шахту видоискателя Superb
Вы уже догадались, почему цифры на скоростном барабане изображены шиворот-навыворот. Призма 4 переворачивает их изображение и, глядя сверху, в шахту видоискателя, Вы видите следующую картину: (рис. 23) Кроме всего прочего в верхнем правом углу видоискателя находится пузырьковый уровень (рис. 23). Вообще всё сделано предельно эргономично.
Производство Superb прекратили перед войной, в 1939г. Всего их было изготовлено 29000 штук. Известны две версии аппарата с объективами Skopar 7,5cm f/3,5 или Heliar 75cm f/3,5.
Размеры (W x H x D): 96x140 (200 шахта открыта) x102мм.
Вес: 910г.
рис. 24. Послевоенный прототип Superb профессионального класса с блоками сменной оптики.
рис. 25. Послевоенный прототип Superb - простой любительской «двуглазки»
После войны Фохтлендер пытался возродить семейство Superb. Было создано два прототипа камер. Один - камера профессионального класса с блоками сменной оптики (рис. 24), другой - простая любительская «двуглазка» (рис. 25). К сожалению, до конвейера эти аппараты не дошли.
Линейка узкоплёночных фолдинг-камер Vito
Перед самой войной, осенью 1939г на Лейпцигской ярмарке была выставлена очень неожиданная для Фохтлендера узкоплёночная гармошка Vito с кадровым окном 30х40мм. Неожиданностью камера Vito была скорее для покупателя. Фохтлендер же давно просчитал рыночную конъюнктуру и ещё с середины 30-х занимался созданием узкоплёночного аппарата.
Довоенные камеры Vito очень редки, да и сделали их мало. Война быстро похоронила новинку в анналах истории. Ранняя Vito была приспособлена для использования неперфорированной плёнки*. Для её перемещения применялась не традиционная «звёздочка», а зубчатый мерный валик и головка перемещения плёнки. Взвод затвора и перемещение плёнки требовали отдельных функциональных операций. Однако затвор блокировался от повторного срабатывания на одном кадре, а механизм перемещения плёнки был заблокирован в случае взведённого затвора.
* Фохтлендер выбрал такое неординарное решение - использование неперфорированной плёнки, поскольку сам с начала 30-х, объединившись с рядом немецких предприятий, ввязался в конкурентную гонку за производство фотоматериалов, и плёнки в частности. В 1935 в берлине уже плодотворно действовало объединение Voigtländer-Gevaert GmbH, которое в перечне своей продукции имело 35мм неперфорированную плёнку - тип 35 (в отличие от перфорированной - тип 135).
рис. 26. Первую послевоенную камеру-гармошку узкоплёночного семейства Vito сегодня принято называть Vito I.
Vito I.
После войны производство неперфорированной плёнки 35-го типа прекратили. На её место всерьез и надолго пришёл тип 135, хорошо нам знакомый. Конструкцию Vito срочно пришлось перекраивать на классический манер, использовать общепринятый формат 24х36мм и стандартные кассеты на 36 кадров (рис. 26). Предварительные работы, касающиеся этой перестройки, велись ещё до войны.
Первую послевоенную камеру узкоплёночного семейства сегодня принято называть Vito I. Первенцы оснащались шарнирно откидывающимся фильтром (рис. 26, поз. 1), от которого, правда, быстро отказались, перейдя к его обычному резьбовому креплению (рис. 26, поз. 2).
Vito I простая модель с «метражной» установкой фокуса. Конструкция аппарата традиционна для горизонтальных гармошек Фохтлендера. На верхней панели аппарата располагаются две рифленые головки для прямой и обратной перемотки плёнки и счётчик кадров. В корпус верхней панели встроен телескопический видоискатель.
Vito I комплектовался объективом Skopar 50 мм f/3.5 с затворами Prontor II, Compur или Compur Rapid.
Размеры Vito I и 40 x77x 125мм
Вес: около 400г.
Vito II
В 1949г вышла новая метражная модель Vito II, которая, постоянно совершенствуясь, выпускалась до 1957г. Она оборудовалась современными объективами: Color Skopar 50mm f/3.5 (рис. 27) или Ultron 50mm f/2 и более совершенными затворами с гнёздами синхронизации для вспышек: Prontor S (рис. 27, поз. 1), Prontor SVS (рис. 27, поз. 2), или Compur Rapid S.
Коллекционеры очень скрупулезно относятся ко всем мелким нововведениям в конструкцию Vito II, отмечая чуть ли не пять разновидностей этой модели. Нам такая дотошность не к чему. Важен факт, что за годы производства камера постоянно улучшалась. Самой заметной деталью последних моделей Vito II стали салазки для аксессуаров на верхней панели аппарата (рис. 27, поз. 2), которых у Vito I не было.
Габариты и вес Vito II примерно соответствовали Vito I.
До 1957 года было изготовлено 224000 камер Vito II.
рис. 27. Vito II
Vito III
Самой интересной камерой линейки по праву считается дальномерная гармошка Vito III. Это последняя фолдинг-камера в большом семействе Vito, к которому позже мы ещё вернёмся. Vito III полностью изменила экстерьер. Её откидная доска опускается вниз (рис. 28), а не отводится в сторону, как у Vito I/ II. Вообще она имеет мало общего со своими предшественниками. Современники, да и сегодняшние ценители, относятся к камере с большим почтением, Vito III даже называют «малый Prominent». О «большом» Prominent(е) 6х9см мы говорили в Части 7.
Дальномер камеры имеет традиционную леечную схему, он сопряжён с видоискателем и с фокусирующим механизмом объектива.
Устройство аппарата Vito III должно быть понятным из рисунка 29:
рис. 28. Vito III
рис. 29. Устройство аппарата Vito III
К рисунку 29:
1 Рычаг для складывания аппарата.
2 Барабан установки скоростей затвора (рис. 30, поз 1).
3 Рычаг установки апертуры (рис. 30, поз 2)
4 Рычаг взвода затвора (рис. 30, поз 1)
5 Фиксатор съёмной колодки для аксессуаров (рис. 29, поз В).
6 Фокусировочный барабан
7 Устройство обратной перемотки (рис. 29, поз А).
8 Переключатель режима синхроконтакта.
9 Гнездо синхроконтакта
10 Спуск затвора
11 Гнездо для спускового тросика
12 Барабан транспортировки плёнки
13 R-кнопка разрешения обратной перемотки
14 Совмещённый окуляр дальномера и видоискателя
15 Шкала расстояний
16 Шкала ГРИП
17 Вытягивающаяся ось подающей кассеты
18 Нижний упор подающей кассеты
19 Направляющие для плёнки
20 Валик со «звёздочками» для протяжки плёнки.
21 Приёмная катушка
22 Кнопка отключения «звёздочки»
23 Счетчик кадров
24 Прижимной столик
25 Замок задней крышки
рис. 30. Блок объектива Vito III
Оптическое вооружение Vito III - объектив МС Ultron 5cm f/2 в оправе затвора
Compur-Rapid со встроенным синхроконтактом (рис. 30). В период с 1951 по 1956 год этих аппаратов было сделано около 15000 и распространялись они исключительно на внутреннем западногерманском рынке.
Продолжение следует
Борис Бакст