Модели фотокамер Фохтлендера 1840 - 1971г
Мы уже говорили о том, что исчерпывающий список этих изделий собрать не реально. Некоторые раритеты неоднократно попадали в руки реставраторов, или просто мастеров-самодельщиков. Изначальная оптика, вероятно испорченная временем, или небрежным отношением, заменялась тем, что было под рукой и т. п. Так что Вы уж не судите строго.
Камеры, по мере возможности идентификации момента их появления будут представлены в хронологической последовательности. Возможны и исключения.
Первая цельнометаллическая камера Фохтлендера и Пецваля
О ней Вы уже наслышаны из первой и второй частей рассказа. Напомним лишь некоторые факты. Камера была оборудована портретным «Пецвалем» F: 3,6 /147 мм. Производство аппаратов начали в 1840г. В течение 1841г было изготовлено 70 экземпляров камер. Выпускалась модификация аппарата для использования квадратного дагерротипа (рис. 1). Самые первые модели были предназначены для круглых дагерротипов диаметром 9,5см. За весь период производства 1840-42г их было изготовлено 600 штук. На сегодняшний день известны лишь четыре истинных экземпляра «первого Фохтлендера» и множество копий, сделанных по разным торжественным случаям и разбросанных по многим музеям Мира, о чём мы тоже уже писали. Ну, и, конечно же, множество фальсификаций.
Деревянные камеры Фохтлендера
Самые малоизученные - ящичные фотоаппараты (рис 2). Предположительно в период с 1843 по 1897г было выпущено около 15000 шт. таких устройств. Скорее всего, это были две модели 3-х разных размеров. Первые варианты этих деревянных ящиков снабжались теми же «Пецвалями» F: 3,6 /147 мм. По мере увеличения типоразмера фокусное расстояние объектива увеличивалось, варьировалось относительное отверстие.
Конец XIX, начало XXв стали точкой отсчета появления мобильных, или полевых камер Фохтлендера. Основное их преимущество - способность уменьшать свои габариты на время транспортировки, или хранения посредством раздвижного кожаного меха. Это были ещё очень неуклюжие создания, но, тем не менее, они на много облегчали жизнь выездного фотографа, пейзажиста или путешественника.
«Полевые» камеры «А», «В» и «штативная камера» «С»
Почему камера «С» (рис 4, поз. 2) имеет такой странный эпитет «штативная камера», не совсем понятно, поскольку «полевые» камеры «А» и «В» (рис 3 и 4, поз. 1), без треноги так же вряд ли могли использоваться. Возможно, она («С») была более фундаментальна, ни с точки зрения формата, а с точки зрения исполнения. Все камеры А, В и С делались на форматы от 10х15 до 30x40см. По желанию заказчика аппарат мог быть выполнен из дорогих пород дерева, с очень высококачественной, порой даже художественной, отделкой. Аппараты «А» и «С» имели двойное растяжение кожаного меха, в то время как у «В» оно было тройным.
Тяжёлые стационарные аппараты для работы в ателье
К ним в первую очередь следует отнести универсальные салонные аппараты, которым Фохтлендер присваивал литеры «D», «Е» и «F» (рис. 5), в зависимости от их сложности и оснащённости. Это тяжёлые, тщательно исполненные устройства изготовлялись примерно с конца XIX по 1923 г на форматы от 18х24 см вплоть до гигантов 80x100 см. Аппараты делались из дорогих пород дерева, чаще из красного. Все металлические элементы конструкции, в том числе поперечные и продольные ходовые рейки, салазки и фурнитура точились из латуни, нередко никелированной. Мощные литые экзотические опоры камер имели шикарное оформление (рис 5), нередко в виде львиных лап. Формат этих салонных гигантов, достигавших порой шести центнеров веса, мог быть и квадратным.
Полевые фолдинг-камеры
(складные аппараты с откидными передними стенками)
Экспериментировать с фолдинг-камерами Фохтлендер начал ещё в 1890 г. Результат одного из первых подобных экспериментов изображён на рис. 6. Это аппарат формата 13х18 см с ландшафтным объективом, оснащенным револьверной апертурой.
Heliar-камеры
Версия I
Этот аппарат стал первой серийной складной гармошкой Фохтлендера горизонтального формата 9х12 см. Мех камеры - переменного сечения с тройным растяжением. Наводка на резкость осуществлялась, с помощью кремальеры, приводящей в движение объективную доску. Корпус камеры отлит из алюминиевого сплава. Затвор центральный Compur. Как следует из названия, камера оборудовалась объективом Heliar 4.5/180мм (рис 7). Однако была доступна и более дешёвая версия аппарата с объективом Kollinear II 5.4/15см.
Heliar-камера (версия I) выпускалась с 1900 до 1908г.
Версия II
В 1905г появилась совершенно иная версия Heliar-камеры. Это была всё та же складная гармошка горизонтального формата 9х12 см (рис 8 и 9), но уже со скоростным фокальным шторным затвором (максимальная скорость 1/1000сек) (рис. 10) и объективом Heliar 4,5/18см (рис 11). Однако покупателю предлагались и другие комплектации аппарата, с объективами собственного производства Porträt - Anastigmat 4,5/18см и Kollinear II 5,4/15см.
Версия III
В 1908г. конструкция Heliar-камеры претерпела новые усовершенствования и появилась на рынке в ином обличии (рис 12 и 13). Она использует тот же шторный затвор и объектив Heliar 4,5/18см, однако шкала относительных отверстий Гелиара изменена и имеет сетку обозначенных апертур: 4,5 - 6,3 - 9 - 12 - 18 - 25.
Диаметры головок управления перемещениями объективной доски и взвода затвора заметно увеличены. Имеется ещё ряд мелких изменений, на которых мы задерживаться не будем.
В таком обличии Heliar-камера изготовлялась, по меньшей мере, до 1920г, там она еще появляется в каталогах. В каталоге от 1923 она уже отсутствует
Alpin-камеры
Версия I
Параллельно с Heliar-камерой была запущена в производство упрощённая разновидность её первой версии. Называлась она Alpin-камера (рис 14). Это складная гармошка горизонтального формата 9х12 см
Она имела центральный затвор, мех переменного сечения с тройным растяжением (рис 15) и оснащалась более дешевой оптикой Kollinear III 6.8/132мм. (рис 16). Наводка на резкость осуществлялась, с помощью кремальеры, приводящей в движение объективную доску (рис 17).Alpin-камера (версия I) выпускалась с 1900 по 1907г.
Версия II
С 1908 по 1914г. изготовлялась более совершенная модель Alpin-камеры (рис 18). Кроме множества мелких изменений и доработок конструкции, её стали комплектовать объективом Heliar 4,5/ 13,5см (рис 19).
Помимо форматной версии 9х12 см, известна так же модель Alpin-камеры формата 10х15см (рис 20). В отличие от всех Alpin, она, комплектовалась покупным объективом Цейса Tessar 6.3/145мм, который давал достаточное световое пятно, кроющее этот формат практически без виньетирования.
Alpin стерео камера
Версия I
Этот прибор представлял собой 3-х объективную стереогармошку и давал два пластиночных негатива формата 10х15см (рис 21). Аппарат был разработан на базе Alpin-камеры. Изготовлялся он с 1908 по 1926г.
В качестве 2-х съёмочных объективов использовался Kollinear III 6,3/105 мм. Третий, центральный объектив служил только для фокусировки.
Версия II
В новой модификации, которая изготовлялась с 1926 по 1928 год, с камерой в качестве съёмочных объективов, кроме Kollinear(ов) могли использоваться Dynar(ы), Triplet-Anastigmat(ы) и даже Heliar(ы).
Складной аппарат Mano
(клапп-камера)
Клапп-камеру Mano с литым алюминиевым корпусом на формат 9х12см. Фохтлендер начал изготовлять в 1902г (рис 22). Она оборудовалась фокальным шторным затвором с возможностью регулировки ширины щели, Диапазон скоростей затвора составлял 1/2 - 1/1000 сек. В качестве объектива использовался Kollinear II 5,4 / 15 см.
Известно, что подобная клапп-камера изготовлялась и на формат 13х18см.
Stereoskop
В начале прошлого века Фохтлендер был лидером в области изготовления стереокамер, опережая таких серьёзных конкурентов как Zeiss и Rollei. У него было подготовлено несколько линеек этих приборов разных форматов со всевозможными уровнями оснащённости. Надо заметить, что стереофотография тех лет пользовалась неизменной популярностью в среде снимающей публики. Так что кажущийся переизбыток модельных изысков стерео аппаратов не был какой-то оригинальной прихотью компании, просто Фохтлендер уже в те годы строго отслеживал рыночную конъюнктуру.
Stereoskop был изготовлен в 1902г, задолго до Alpin стерео камеры (1908г). Его конструкция делалась из дерева и лёгких металлов. Парный негатив занимал формат 9х18 см. Оптическое вооружение - два Kollinear(а) 6,8/120 мм. Производство Stereoskop(а) продолжалось до 1914г. К сожалению, я не располагаю ни его, хотя бы кратким описанием, ни изображением.
Клапп-камера «Ножницы»
(Scheren Kamera)
Аппарат имеет такое странное прозвище из-за металлических конструктивных элементов, напоминающих ножницы, которые обеспечивают её жёсткость при выдвижении объективной доски (рис 23).
Эта конструктивная находка даёт раскрытой камере очень уверенную стабильность. Аппарат снабжён шторным фокальным затвором. Однако при установке на него объективов в оправе Compur(a), может использоваться и центральный затвор. Формат аппарата 9x12cм.
Камера была в производстве с 1904 по 1911 год.
Stereophotoskop
Цельнометаллическая улучшенная версия Stereoskop(a). Формат пары негативов 4.5 x 10,7см. Выпускался с 1904г. Stereophotoskop оборудовался двумя Heliar(ами) и был весьма популярен, несмотря на сравнительно высокую стоимость (рис 24). Аппарат оборудован спаренными органами управления для установки фокуса, апертур и выдержек, одинаковыми для обоих Heliar(ов).
Выдержки обозначены условными величинами от 1 до 8, причем самая короткая выдержка соответствует «единице». Видоискатель - ньютоновский (рассеивающая линза и визир).
В 1908г. Stereophotoskop претерпел незначительные конструктивные изменения, касающиеся, главным образом спаренных органов управления. В таком виде он выпускался вплоть до 1922 года (рис 25).
Stereofotoskop Fixfokus
Это малобюджетный вариант Stereophotoskop(а), поскольку фокусировочные устройства для этого аппарата не нужны. Его объективы установлены на гиперфокальное расстояние и зафиксированы в этом положении. Необходимость в третьем объективе для фокусировки, отпадает. В качестве съёмочных объективов используется пара Dynar 5,5 / 55мм. При полном отверстии диафрагмы 1:5,5 дистанция ближней фокусировки составляет 2,9м, при минимальной диафрагме 1:25 она сокращается до 1,0м. Камера использует простой рамочный видоискатель (рис 26).
Формат пары негативов 4.5 x 10,7 см. Имелось несколько модификаций камер, отличающихся магазинной частью. Вы имели возможность выбрать аппарат с нужным вариантом магазина. Это могла быть двойная кассета или магазин для пакета из 12-ти листов плёнки.
Stereofotoskop Fixfokus находился в производстве с 1908 по 1927г.
Приборы Фохтлендера для рассматривания стереопар
Стерео очки для стеклянных диапозитивов 4,5 х 10,7см
То, что выглядит на фото (рис 27) как обтяжка кожей, в действительности крашеный металл.
Стерео очки для бумажных отпечатков 4,5 х 10,7см
Это один из простых карманных складных вариантов очков для рассматривания бумажных стереопар (рис 28).
Стерео очки для стеклянных диапозитивов 6 х 13см
Корпус этих дорогих очков (рис 29) изготовлен из древесины. Верхняя головка с накаткой изменяет фокусировку, нижняя меняет
расстояние между оптическими осями. Зная своё межцентровое расстояние, его можно точно выставить по шкале на очках.
Продолжение следует.
Борис Бакст