Hasselblad. Глава 12.

Oct 22, 2012 11:34




Hasselblad 202FA
В семействе Hasselblad камера 202FA (рис.1) единственная плёночная модель, где управление скоростью затвора в мануальном режиме осуществляется «кнопочным» способом. Т. е. электроника камеры берёт эту функцию на себя, заставляя исполнительные механизмы затвора отрабатывать выставленную Вами на дисплее выдержку. Шаг изменения выдержки, который Вы при этом можете использовать, составляет ½ ступени. Hasselblad 202FA лишает Вас определённого «удовольствия» самому крутить привычный барабан установки выдержек.
Хорошо это или плохо - ну, это дело вкуса. Во всяком случае, такое решение заметно упростило механику камеры, правда, привело к ряду функциональных лишений (это я об оптике, см. выше).




рис. 1. Hasselblad 202FA



рис. 2. Круговой селектор выбора режимов экспозамера Hasselblad 202FA

Режимы экспозамера 202FA
Здесь всё очень напоминает соответствующие конструктивные решения на других камерах «двухсотой» линейки за исключением порядка позиций кругового селектора и их функционального назначения (рис. 2).
Под левой рукой оператора находится круговой селектор выбора режимов экспозамера с пятью позициями Pr, A, D, М, ML и кнопкой экспопамяти с красным кольцом в центре. Рядом - две кнопки, отмеченные голубыми стрелками (рис. 3).
Рассмотрим эти режимы:


рис. 3. Hasselblad 202FA с магазином Е-типа

Позиция Pr - программирующий режим
Позиция служит для программирования некоторых величин, отличных от стандартных параметров настройки, которые встроены в камеру.
Если Вы пытаетесь экспонировать в этом положении переключателя селектора, камера автоматически сместится к режиму A и затем, после экспонирования, немедленно возвратится к режиму Pr.

Позиция А - Режим приоритета апертуры
Апертура задана.
Достаточно понятный режим. См. Техническое описание аппарата.

Позиция D - дифференциальный режим (Differential Mode)
Апертура задана
D-режим позволяет оценить контрасты сюжета и добиться оптимальной экспозиции. О смысле D-режима и последовательности операций при его использовании Вы уже могли прочесть в предыдущих главах.

Во всех полуавтоматических режимах (приоритет апертуры) Вы можете вручную корректировать экспозицию в пределах амплитуды +5 -5 EV.

Позиция М - мануальный режим
Полностью ручные установки. Апертура устанавливается с помощью соответствующего барабана и шкалы апертур. Выдержку, как Вы уже читали, устанавливайте с помощью голубых треугольных кнопок (рис. 3). Можно заблокировать выбранную скорость затвора, кнопки при этом действовать не будут. Для этого селектор выбора режимов следует повернуть к позиции ML.
Апертура и выдержка при экспонировании будут подчинены лишь Вашим установкам, игнорируя экспонометрию камеры, которая будет подсказывать Вам свои решения.

Позиция МL - мануальный режим (замок выдержки)
Как Вы уже догадались этот режим можно использовать и как режим приоритета выдержки. Для этого в положении селектора выбора режимов М, надо установить желаемую выдержку, и перейти к режиму МL. Но в этом случае, если Вы полагаетесь на интеллект камеры, апертуру стоит выставить, следуя её подсказке.


рис. 4. Вспышка Hasselblad D-Flash 40

Некоторые технические характеристики и возможности
Hasselblad 202FA
С аппаратом могут использоваться все стандартные кассеты-магазины из арсенала Hasselblad.
Об ограничениях используемой оптики мы уже говорили в предыдущей главе, думаю, не стоит повторяться.
Встроенная TTL/OTF-система управления согласованной вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от фотопленки (OTF-режим). При этом можно использовать специализированную вспышку Hasselblad D-Flash 40 (рис. 4) (в конце прошлого века она ещё была экзотикой). Во всех других случаях необходимы Flash adapter SCA 390/590 и типы вспышек, соответствующих требованиям европейской системы SCA 300.


рис. 5. Winder F

С аппаратом Hasselblad 202FA можно использовать вайндер (Winder F), при этом максимальная скорость протяжки плёнки составит 1,3кадр/с. Для его питания используется пять щелочных батарей типа АА, ёмкости которых вполне достаточно для 3000 экспонирований (рис. 5).
Электроника аппарата рассчитана на диапазон чувствительности плёнки ISO 12-6400. В случае использования магазинов типа E или ECC/ TCC, необходимое значение чувствительности выставляется с помощью кругового переключателя магазина.
При использовании магазинов типа А, значение чувствительности выставляется с помощью голубых кнопок (рис. 3), находящихся рядом с круговым селектором режимов экспозамера, установленного в позицию Pr (программирующий режим).

Питание - 6В PX-28L. Желательна литиевая батарея. Есть варианты, скажем, Kodak 28L или серебряно-окисная Kodak S28. Есть ещё и Varta нескольких позиций.
Размеры с объективом Planar FE 2,8 / 80mm и магазином Е12: ширина 117мм, высота 110мм, длина 185мм.
Размеры, только корпус: ширина 117мм, высота 110мм, длина 88мм.
Вес с объективом Planar FE 2.8/80mm, магазином Е12 и батареей: 1630 г.
Вес корпуса: 750г.
Hasselblad 202FA серийно изготовлялся компанией с 1998 по 2002г.


рис. 6. Hasselblad FlexBody

Hasselblad FlexBody
FlexBody (рис. 6) это не фотокамера, а универсальный аксессуар.
Для читателей незнакомых с приборами подобными FlexBody и никогда не работавших с фотокамерами, допускающими трансформации их оптического построения, позволю себе напомнить несколько истин. Да простят меня корифеи.
Обладая определённым опытом и знаниями, владелец такого профессионального инструмента, как FlexBody может творить с его помощью чудеса, совершенно не доступные жёстким конструкциям аппаратов даже самого высокого класса.

Для тех, кто имеет достаточный фотоопыт, термин «объектив, с возможностью сдвига оптической оси» или, по-другому, «шифт (shift) - объектив» конечно не откровение. Знакомы нам и более сложные объективы тилт-шифт (tilt - shift), которые помимо сдвига оптической оси допускают и её наклон относительно плоскости пленки.
Однако 99% всех объективов спроектированы с учётом допущения, что плоскость фотослоя при съёмке будет параллельна плоскости снимаемого объекта. Это стандартная установка касается объективов всех видов и фокусных расстояний. Узел крепления объектива к камере разработан таким образом, чтобы его оптическая ось, как можно более строго была перпендикулярна фокальной плоскости (плоскость, проходящая через фокальную точку объектива, в которой располагается фотоматериал).
Когда Вы фокусируете объектив, Вы сосредотачиваетесь на центральной части композиции, условно считая её абсолютно плоской, не учитывая её объёмной протяжённости. Из теории оптических систем известно, что каждой точке объекта соответствует сопряженная точка изображения, а каждому положению плоскости в пространстве объектов соответствует определенная плоскость в пространстве изображений. Поэтому на фотоматериале наиболее резкими будут только те объекты, которые располагаются в плоскости наводки объектива, причём перед экспонированием, плоскости наводки и фотослоя должны быть совмещены. Точки объекта, по обе стороны, отстоящие от плоскости наводки, будут изображаться на фотослое в виде кружков нерезкости.
Не вдаваясь в математические выкладки, напомню, что глубина резко изображаемого пространства ГРИП, прямо пропорциональна расстоянию до плоскости наводки, значению диафрагмы, диаметру допустимого кружка нерезкости*, и обратно пропорциональна величине фокусного расстояния объектива.

* Допустимый кружок нерезкости - максимальный круг нерезкости, который ещё воспринимается как «точка» в изображении.

Резкость изображения, как она ощущается человеческим глазом, тесно связана с резкостью действительного изображения и «разрешающей способностью» зрения. В фотографии резкость также зависит от степени увеличения изображения или проекционного расстояния, или от расстояния, с которого рассматривается объект. В практике определены некоторые допуски для воспроизведения точек изображений, которые, хотя и размыты до определенной степени, все же кажутся наблюдателю резкими. Например, для 35-мм камеры допустимый круг нерезкости составляет около 1/1500 диагонали кадра, если исходить из того, что изображение увеличивается до размера фотографии 15х20см и рассматривается с расстояния 25-30см.
Объективы с электронной автофокусировкой рассчитываются таким образом, чтобы давать минимальный круг нерезкости размером 0,035мм. Именно из этой величины исходят расчеты таких параметров, как глубина резкости.

Обратимся к примеру. Предположим, держа камеру в нормальной позиции, на уровне глаз, Вы хотите запечатлеть бескрайнее поле диких цветов, простирающееся от Ваших ног до горизонта. Чтобы составить подобную композицию со стандартным оборудованием, Вы должны нацелить объектив вниз, под небольшим углом к горизонту, и затем сфокусировать его на гиперфокальное расстояние**.
** Гиперфокальное расстояние - самое короткое расстояние, при котором «бесконечность» попадает в область глубины резкости.

Гиперфокальное расстояние можно определить следующим образом:
Гиперфокальное расстояние = f2 /d x F, где f это фокусное расстояние объектива,
F - действующая апертура объектива, d - диаметр кружка нерезкости.

Нетрудно заметить, что минимальное гиперфокальное расстояние, которое даст лучшую глубину резкости для нашей композиции, обеспечивается при наименьшем отверстии диафрагмы. Таким образом, единственным доступным оружием, позволяющим осуществить Ваш замысел, будет апертура объектива, закрученная до предела.

Специальные tilt, или tilt-shift - объективы, которые допускают наклон оптической оси относительно плоскости пленки, позволяет подойти к этой проблеме несколько по-иному. С их помощью можно значительно увеличить глубину резко воспроизводимого пространства, без существенного уменьшения апертуры объектива, что крайне важно при скудном освещении. Эти объективы позволяют управлять углом наклона плоскости фокусировки, максимально приближая её наклон к плоскости объекта. Т.е., в нашем случае, сохраняя композицию, Вы наклоняете не камеру, а объектив к поверхности моря цветов. Хотя плоскости фокусировки и земной поверхности всё равно будут пересекаться, это будет происходить уже под гораздо меньшим углом, что позволяет получить максимальную ГРИП при гораздо меньших значениях апертуры. Объективы, обладающие такой оптической гибкостью, стоят не дёшево, но обойтись без них, порой не удаётся.

Для камер среднего и большого формата использование функции tilt, гораздо более актуально, а иногда просто необходимо. Дело в том, что объективы одинаковых фокусных расстояний, для всех съёмочных форматов имеют одинаковую глубину резкости, при одной и той же диафрагме. Скажем, объектив 80мм на Canon, 80мм на Hasselblad, или объектив 80мм на формат 9х12см (4x5"), имеют одинаковую ГРИП в любой апертуре. Но для узкоплёночного Canon(а) объектив 80мм - это короткий телеобъектив, для Hasselblad(а) - штатник, а для камеры 9х12см (4x5") - широкоугольник, примерно эквивалентный 28мм. объективу узкого формата. Но если широкоугольник узкоплёночной камеры допускает определённые вольности в управлении ГРИП при съёмке, на камерах среднего и большого формата широкоугольник ведёт себя так же, как узкоформатный телевик, стиснутый достаточно жёстким полем глубины резкости.
Чтобы избежать этой, казалось бы, безвыходной ситуации, камеры больших форматов используют гибкие связи самой конструкции аппарата, обеспечивая пространственную подвижность оптической оси объектива и фокальной плоскости. Всеми этими подвижками управляет сам оператор, в зависимости от его намерений.

Для Хасселя компания разработала остроумный прибор - «гармошку» Hasselblad FlexBody (гибкий корпус), позволяющий по желанию оператора управлять положением фокальной плоскости относительно оптической оси.
FlexBody обеспечивает контроль зоны резкого изображения в фокальной плоскости и компенсацию искажений, обусловленных перспективой. FlexBody заменяет обычный корпус и используется с любыми Hasselblad CF объективами, кассетами-магазинами и видоискателями.
Установку и удаление объектива с FlexBody делают только при взведённом затворе. Все, как с обычными коробками Хасселя.
Для наведения на резкость используют фокусировочный барабан объектива, а в качестве видоискателя на FlexBody может быть установлен практически любой прибор из этой группы аксессуаров Хасселя (рис. 7).


рис. 7. FlexBody в боевом положении

Гармошка FlexBody включает переднюю стенку с обоймой для объектива, которая соединяется с помощью меха с задней стенкой, имеющей возможности перемещения. Для компенсации перспективных искажений, заднюю стенку можно смещать в вертикальном положении (shift) приблизительно на 15 мм.
Однако величина перемещения ограничена диаметром светового пятна объектива. В критических ситуациях, чтобы избежать виньетирования, стоит воспользоваться прилагаемой к прибору FlexBody кадрирующей рамкой 4x5 см. Вполне естественно, что возможности функции shift в той или иной мере ограничены фокусным расстоянием объектива. При диафрагме f/16 и кадровом окне 55х55мм, максимально возможный сдвиг (без явного виньетирования) разных объективов иллюстрируется рисунком 8.


рис. 8. На что способна оптика в паре с FlexBody



рис. 9. Топология органов управления FlexBody



рис. 10. Различные позиции головки спуска затвора

Для компенсации искажений в плоскости изображения, обусловленных не параллельностью плоскости объекта и плоскости пленки, предусмотрена возможность наклона задней стенки (tilt) FlexBody на угол до 28 градусов.
При нейтральном положении задней стенки FlexBody можно использовать для макросъемки, установив удлинительное кольцо шириной до 22 мм. К FlexBody придаются адаптер для фокусировочных экранов и два экрана для разных позиций «tilt» (все подробности в техническом описании). Hasselblad FlexBody производился компанией с 1995 по 2003 год.


рис. 11. Топология органов управления FlexBody

Hasselblad ArcBody
Hasselblad ArcBody (рис. 12) это ещё одно устройство, которое подобно FlexBody позволяет создать камеру с гибкими связями между фокальной плоскостью и оптической осью объектива (рис. 13). Правда, работа ArcBody ограничена областью широкоугольной съёмки.


рис. 12. Hasselblad ArcBody



рис. 13. Трансформации ArcBody

ArcBody может использоваться с любыми кассетами-магазинами и видоискателями из арсенала Hasselblad(а), а вот оптика, которая может составить ему полнофункциональную компанию это:
Rodenstock Apo-Grandagon 4.5/35mm
Rodenstock Apo-Grandagon 4.5/45mm
Rodenstock Grandagon-N 4.5/75mm (рис. 14 и 15)


рис. 14. Hasselblad ArcBody в боевой готовности



рис. 15. Роденштоки для ArcBody

Все Роденштоки имеют центральный межлинзовый затвор Copal '0' с диапазоном скоростей 1-1/500с и B.
Для устранения виньетирования с объективами 4.5/35mm и 4.5/45mm, используются центральные градиентные нейтральные фильтры, плотность которых возрастает по направлению к центру. В процессе кадрирования и фокусировки эти фильтры удаляются. Их же используют и с объективом 4.5/75mm в случаях крайних положений трансформации устройства ArcBody.

Конструкция Hasselblad ArcBody включает переднюю стенку с обоймой для объектива и заднюю стенку с возможностями перемещения. Для компенсации перспективных искажений, заднюю стенку можно смещать в вертикальном положении (shift) приблизительно на 28мм и наклонять относительно оптической оси (tilt) на угол ±15град.

Hasselblad ArcBody компания изготовляла с 1997 по 2001год.

Начало цифровой эры и её успешное продолжение
В 2002 г. компания показала на Фотокине 2002 свой первый автофокусный Hasselblad H1, невиданного до того формата 645, созданный в сотрудничестве с японцами из Fuji Photo Film. Камера Hasselblad H1 поддерживала обе платформы - классическую и цифровую, т.е. допускала использование, как пленочных магазинов Хасселя, так и новых цифровых задников. Именно с Н1 и началась цифровая эпопея Хасселя.
Через пару лет, в 2004г. Родилась новая модификация цифровых автофокусный камер Hasselblad H2. Затем на Photokina 2006 компания выставила очередную версию цифровой камеры Hasselblad H3, и так далее. Как уже говорилось в начале книги, мощные современные СМИ досконально отслеживают все последние достижения компании.
Посему, не вижу смысла дублировать обширную и доступную информацию о «цифровой» жизни Hasselblad(а).

Москва 2012г
Борис Бакст

средний формат, hasselblad

Previous post Next post
Up