Конец эры ручного фокуса (начало нового тысячелетия) был отмечен в нише профессиональных фотокамер присутствием на рынке 2-х топовых узкоплёночных моделей ведущих производителей Canon F1N (рис. 1) и Nikon F3 (рис. вместо заголовка). Безусловно, в этом же ряду находился и Pentax LX (рис. 2), однако этот аппарат для наших профи, да, пожалуй, не только наших, всегда был экзотикой, оптики к нему не хватало, и она была значительно дороже (скорее из-за своей малочисленности) стёкол Кенона и Никона.
рис. 1. Canon F1N
рис. 2. Pentax LX 2000 (миллениум)
Надо отметить, что спрос профессионалов (репортёров, в первую очередь) на неавтофокусные камеры к этому времени практически свёлся к нулю, поскольку в их арсенале давно уже были Nikon F4/ F5 и Canon EOS-1/1N. Тем не менее, дорогие неавтофокусные аппараты продолжали хорошо раскупаться, у них всегда есть свои поклонники.
Извечное соперничество фотогигантов Кенона, Никона и Пентакса никогда не приводило кого-либо из них к абсолютному лидерству. За то оно всегда было на руку ожидающему покупателю, поскольку маркетинговые битвы великанов, как известно, подстёгивают совершенствование техники.
В классе профессиональных 35мм SLR-камер с 1959г Никон, со своей системой Nikon F, конкурентов не знал и всегда безраздельно господствовал на мировом рынке. На ура в 1971г была подхвачена очередная модель Nikon F2. Однако в том же году рыночная монополия Никона несколько пошатнулась. Заинтересованному фотографу предложили альтернативную высококлассную pro-систему Canon F1 (механика, в отличие от Canon F1N) (рис. 3).
рис. 3. Canon F1
Создавать системную камеру с нуля, дело весьма хлопотное. От концепции до серийного производства, при серьезном подходе, порой проходят десятилетия. Вероятнее всего Кенон приступил к проектным работам по созданию своей pro-системы ещё в начале 60-х, во времена абсолютного господства на рынке системы Nikon F. Результатом многолетних трудов стал мощный модульный проект Canon F1, обеспечивающий исчерпывающую системную гибкость и способность функционировать в тяжелейших условиях эксплуатации. Однако, не смотря на всё своё великолепие, новая система Canon F1, мало знакомая недоверчивому профи, не смогла выиграть маркетинговых баталий с Nikon F2, хотя обеспечила себе массу приверженцев.
Тем временем борьба на рынке pro-систем продолжалась. Никон уже держал в позиции «низкого старта» камеру третьего поколения Nikon F3. Кенон и Пентах, не желавшие отступать ни на шаг, готовили свои сюрпризы: Canon F1 N (или Canon F1 New, не путать с механической модификацией Canon F1n) и Pentax LX.
Итак, начало 80-х ознаменовалось выпуском сразу трёх, без преувеличения, великолепных, pro-систем: Nikon F3 (1980г), Pentax LX (1980г) и Canon F1 N (1981г) которые навсегда останутся памятниками лучшим SLR-камерам доавтофокусной эры.
Все соперники: Canon F1 N, Pentax LX и Nikon F3 прожили в нише камер профессионального класса самую долгую жизнь. Pentax LX пережил Nikon F3 всего на несколько месяцев, его производство прекратили к лету 2001 года.
Год выпуска камеры Pentax LX (июнь 1980г) совпал, или, скорее, был приурочен, к шестидесятилетнему юбилею компании Asahi Optical Co. Ltd. Собственно, эта дата отмечена в названии камеры (LX -римское число 60). Проект аппарата готовился долгие годы. Производство и полевая обкатка лучших предшественников Pentax LX служила своеобразным полигоном для подготовки будущего шедевра.
Canon F1 N был официально представлен и поступил в продажу в 1981г. Он полностью унаследовал модульные принципы построения предшественника, приобретя при этом совершенно иные качества. Несколько загадочным выглядит, название камеры, практически созвучное с механическим F1. Возможно, разработчики таким способом пытались реабилитировать бренд «Canon F1», так и не ставший серьёзным конкурентом Никону F2.
Canon F1 N был в то время единственной профессиональной моделью, которая обеспечивала режим приоритета выдержки. Ни Nikon F3, ни Pentax LX таких способностей не имели. Бесспорно, без этого режима не обойтись спортивному фотографу. С другой стороны, для прочих работ наиболее востребован режим приоритета диафрагмы.
Такая функциональная всеядность Canon F1 N, несомненно, вызывает первоначальные восторги, пока не выяснится, что за дополнительную призму «AE Finder FN», дающую возможность работать с приоритетом диафрагмы, надо было выложить ещё 250$.
Успех, сопутствующий выпуску, давно ожидаемого Nikon F3, вновь оказался более шумным. В начале 80-х он снова перекричал своих соперников и заслонил их от внимания профи. Дело было не только в рекламном буме, хотя без него не обошлось. Рынок требовал безупречного, надёжного продукта, обеспеченного исчерпывающим парком оптики и аксессуаров. Этим требованиям всецело отвечал только Nikon F3.
Не смотря на всё своё великолепие, новые системы Canon F1 N и Pentax LX вновь не смогли выиграть маркетинговых баталий с Nikon F3, хотя обе завоевали себе массу приверженцев. Кенон явно проигрывал в раскрученности и, пожалуй, в цене (при исчерпывающей комплектации), а Пентакс не мог обеспечить массовости необходимой запросам профессионального рынка.
Так выглядел прайс, опубликованный в журналом «Modern Photography» в 1984 году:
Nikon F3 + Finder DE-2 + 50mm f/1,4 - 1044$
Canon F1 N + Finder FN + 50mm f/1,4 + AE Finder FN - 1205$
Pentax LX + Finder FA-1 + 50mm f/1,4 - 860$.
рис. 4. Nikon F3 / F3HP
Неавтофокусная профессиональная камера Nikon F3 / F3HP (рис. 4) производилась компанией в течение очень долгого периода времени, почти вдвое дольше, чем Nikon F. Её выпуск начался в марте 1980г, а последняя камера была изготовлена в 2001г. Учитывая, что потенциал ресурса в неё заложен огромный, эта камера ещё долгие годы может служить фотографам, предпочитающим плёночную технологию и мануальную оптику. Работа с автофокусными объективами также не возбраняется, естественно с ручной фокусировкой.
Nikon F3 одна из немногих камер, могущих использовать весь арсенал Nikkor(ов), за исключением позиций Nikkor AF G и Nikkor IX. Гораздо более важно, что F3 может работать с доступной, блестяще себя зарекомендовавшей и многочисленной «старой гвардией» non-AI, которая при взаимодействии с F3 может использоваться без всяческих переделок.
Важное замечание: Только одиннадцать камер Nikon, оснащённых измерительной связью AI могут использовать оптику non-AI (pre-AI) в первозданном виде:
F2A,
F2AS,
F3 (все модификации),
F3AF,
F4 (все модификации),
FE,
FM,
EL2 и
Nikkormat FT3.
рис. 5. Прототип 1974
Инженеры Никона параллельно с выпуском и доводкой камеры F2, уже в 1973г начали работы над макетом качественно новой камеры, будущей Nikon F3 (рис. 5). Основная задача, стоявшая перед конструкторской группой - кардинальная перестройка затвора камеры. Было решено, оставив затвор шторно-щелевым, доверить его управление электронике. К тому времени электронные затворы стали нормой для любительских SLR камер. Кроме того, Никон имел уже собственный прецедент - Nikkormat EL, выпущенный в 1972г. Однако версия затвора Copal Square SE, использованного в нём, казалась чересчур легкомысленной для pro-камеры.
Другой особенностью, которой планировалось наделить камеру, был полуавтоматический режим приоритета диафрагмы. Возможность полуавтоматического режима (приоритет выдержки) уже использовалась на ранних pro-камерах Nikon F2SB и Nikon F2AS, с применением специального блока управления DS-1(DS-12). Это была немыслимо громоздкая, полумеханическая пугающая конструкция (рис. 6).
Также предстояла коренная перестройка моторного привода. Его надо было сделать лёгким, тихим и скоростным.
рис. 6. Nikon F2SB с блоком управления DS-1
Как начиналась конструкция?
Следуя устоявшейся традиции, электронику TTL замера и схему, обеспечивающую режим приоритета диафрагмы решили разместить в сменной пентапризме - Photomic. Проблемы с электроникой затвора также решались успешно. Постепенно рождался прототип, представляющий, построенный на конструктивном скелете F2 (рис. 5). Идея была оригинальна, но к счастью, она так и осталась на уровне прототипа. Разработчики вовремя остановились, поняв, что загромождение сменных пентапризм электроникой не только раздувает цену конструкции, но приводит к увеличению веса и габаритов. Кроме того, при такой конструктивной схеме, некоторые типы сменных видоискателей, которые в последствии назвали: DW-3, DW-4, DA-2 (рис. 7), согласно специфике устройства, лишали бы оператора экспозиционной информации.
рис. 7. Сменные видоискатели
Была нужна новая идея.
После нескольких лет исследований и испытаний пришло решение о размещении всей электроники в теле самой камеры. Прототип, реализующий эту идею, принял облик знакомой нам камеры.
рис. 8. Система TTL измерения в камере Nikon F3: 1 - объектив; 2 - диафрагма; 3 - главное зеркало; 4 - дополнительное зеркало; 5 - фотодиодная ячейка (SPD); 6 - фотоплёнка.
TTL измерение было решено следующим образом (рис. 8 и 9):
Светоприемник (SPD - ячейка), установлен под углом в нижней части зеркальной коробки, под зеркалом. Ось фотодиода направлена к центру кадра. Главное зеркало имеет в центре П-образную площадку, составленную из 50.000 микроскопических площадок без отражающего покрытия, которые пропускают 7% света, падающего на зеркало. Площадки овальные, поскольку зеркало расположено под углом к падающим лучам света, и если рассматривать отдельный луч, то на дополнительном зеркале он будет оставлять круглое пятно (рис. 8).
Если Вы сравните яркость изображения в видоискателях F2 и F3, при прочих равных условиях, то сможете убедиться, что П-образная площадка на зеркале F3, ничуть её не ухудшает. Отсут¬ствие площадок в центре зеркала обеспечивает качественное изображе¬ние клина и микрорастра. К главному зеркалу под углом 90град. установлено дополнительное зеркало, изготовленное из трех секций (центральная часть с вертикальными линиями, две крайние - линзы Френеля, которые направляют свет на светоприемник) (рис. 8). Светоприемник имеет двухлинзовый конденсор.
В отличие от других камер фирмы, которые обеспечивают модель центровзвешенного измерения, в которой 60% чувствительности зафиксировано в пределах 12мм центрального круга видоискателя, F3 сосредотачивает 80% чувствительности светоизмерения в пределах круга. Этот параметр был изменён в результате пожеланий многих фотографов.
рис. 9. Система TTL измерения
Тот же светоприемник используются и при работе со вспышкой TTL (рис. 9). В этом случае зеркало находится в верхнем положении, а измерение производится от поверхности фотоматериала с площади горизонтального овала (избирательно проецируемое пятно 8х24мм).
Для измерения со вспышкой Никон воспользовался принципом OTF (Off The Film Light Measurement - светозамер от плёнки), запатентованным в начале 70-х Yoshihisa Maitani (Йошигиса Мэйтани) для его известной камеры Olympus OM-2. Метод давал возможность с высокой точностью отслеживать внезапные изменения световой схемы, даже в момент экспонирования. Правда, классический принцип OTF Мэйтани организован значительно сложнее.
Конструкторы Никона, упростив задачу, не стали делать «узорчатых шторок», как у Olympus OM-2. Это дало большой выигрыш в затратах, зато камера лишилась возможности тестирования режима с TTL-вспышкой в отсутствии заряженной плёнки.
Экспонирование со вспышкой происходит следующим образом. Вспышка освещает объект. Свет, отражённый от него возвращается сквозь апертуру объектива и освещает плёнку (основное и вторичное зеркало в это время подняты для экспонирования). Отражённый от плоскости светочувствительного материала свет, через конденсорную линзу, попадает на светодиодную ячейку. Как только время экспонирования достигает достаточного значения, светоприемник SPD сообщает об этом компьютеру камеры, который мгновенно отключает вспышку. Все эти манипуляции происходят молниеносно и с невероятной точностью. В этом режиме F3 работает как очень чувствительный центровзвешенный флешметр, объединённый с автоматикой камеры.
Размещение всей измерительной и управляющей электроники в теле камеры позволило, предельно упростить процесс замены видоискателей, заметно снизить их габариты и вес, что а, в конечном счете, повлияло на снижение весогабаритов прототипа, по сравнению с F2.
рис. 10. Интроскопия Nikon F3
Структурно, Nikon F3 построен по лучшим профессиональным стандартам (рис. 10). Корпус камеры литой и состоит из двух частей. Под декоративной оклейкой камеры имеется восемь винтов, которые скрепляют эти две отливки. Когда передняя часть снята, открывается лёгкий доступ к основным элементам камеры для их ремонта или замены. F3 имеет примерно на 1/3 меньшее деталей, чем F2, что, несомненно, повышает его надёжность.
Все механические контакты переключателей, в схемах электроники - золочённые. Механизмы перемотки и барабан шторки затвора работают на шарикоподшипниковых опорах, что также способствует стабильности и безотказности работы в суровых условиях эксплуатации.
В F3 использовали все самые современные достижения тогдашней микроэлектроники, внедряя её во все функциональные возможности камеры. Для размещения этой начинки: 6 интегральных микросхем, электроника TTL замера, схемы AE, кварцевого генератора, блока ЖКД и многих других мелочей, использовали остроумные технические решения. Часть электроники расположилась на удачно вписавшейся в конструкцию изогнутой печатной плате. Сегодня подобную «печать» можно найти чуть ли не в каждой «мыльнице», но в середине 70-х это было весьма необычно. Здесь Никон использовал собственную инновацию, реализованную в 1972г, в камере Nikkormat EL.
Не стоит забывать, что с уменьшением габаритов, полезные объёмы F3 заметно сократились по сравнению с F2. К электронике же камеры предъявлялись жесточайшие требования по стабильности и надёжности в неслыханном доселе температурном диапазоне. Даже, не обладая сведениями о принципиальных схемах камеры, можно уверенно утверждать что, эти жёсткие требования наверняка вызвали наличие дублирующих элементов и цепей, еще более насыщающих задыхающиеся объёмы.
Проблемы компоновки, отработка электроники затвора с кварцевой стабилизацией скоростей и электромагнитным спуском надолго затянули работы по реализации прототипа, уже достаточно близкого к сегодняшней камере F3. Только к концу 1977г можно было говорить о завершении основного этапа работ (рис. 11).
рис. 11. Прототип 1977
Необычайным событием для компании Nippon Kogaku K.K. было привлечение к работам по дизайну камеры известного итальянского автомобильного стилиста Giorgetto Giugiaro.
В выборе дизайнера Никон не ошибся. Результат получился весьма эффектным. Серийная чёрная компактная камера, по размерам получилась чуть крупнее Nikon FE. В левой части камеры (со стороны объёктива) появилось обрезиненное утолщение, очень удобное для удержания аппарата правой рукой. Подобная рукоятка впоследствии стала традиционной для всех моделей.
Понадобилось ещё около 3-х лет работы, что бы, наконец, в марте 1980г, серийная камера Nikon F3 (рис. 4а) увидела свет. От более поздней модификации Nikon F3HP (рис. 4б) (1982) её отличала лишь иная пентапризма.
Видоискатель
F3 имеет более простое крепление сменных видоискателей и фокусировочных экранов, по сравнению с F или F2, которые требовали вспомогательного остроконечного инструмента, чтобы нажать специальную фиксирующую кнопку. Отпала потребность поворачивать аппарат вверх ногами, чтобы вытряхнуть фокусировочный экран. Конструкция позволяет сделать это гораздо проще.
Зеркало камеры имеет 100% поле визирования, поэтому в окуляре видоискателя, Вы видите ту же картинку, которую затем увидите на плёнке.
Слабое давление на кнопку спуска затвора включает измерительную схему, при этом в видоискателе активизируется ЖК-дисплей скоростей затвора. Если в течение 16с Вы не повторяли нажатия, он гаснет. Обычно при продаже камера комплектуется наиболее универсальным фокусировочным экраном типа К (рис. 12). В арсенале аксессуаров имеется ещё 19 типов экранов и, хотя их буквенная классификация и назначение совпадают с экранами F и F2, они не взаимозаменяемы!!!
рис. 12. Информация в окуляре видоискателя
ЖКД расположен выше экрана, слева от окна ADR (Aperture Direct Readout) - прямого считывания апертур с диафрагменного кольца (рис. 12). В случае использования режима приоритета диафрагмы (лимб скоростей затвора установлен в положение «А»), на ЖК-дисплее появится приблизительная скорость затвора.
То, что на дисплее видоискателя обозначится приблизительная скорость затвора, это не оговорка. Дисплей будет отражать ближайшую из скоростей стандартного ряда, возможного для F3: 8, 4, 2, 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/ 1000 и 1/2000с. Дело в том, что затвор отрабатывает весь диапазон выдержек бесступенчато и очень точно. Оператору вовсе не нужно знать, что выдержка в данный момент составляет, сажем, 1/473с. Это загромождает дисплей. Более того, когда яркостные ситуации меняются стремительно, электроника камеры также молниеносно отслеживает их. Но для того, чтобы избежать мерцания дисплея, частота опроса электроники для ЖКД регламентирована дискретностью ½ с.
Когда лимб скоростей затвора установлен в позицию ручного режима, на панели ЖКД перед скоростью затвора появляется «M». Если скорость, которую Вы выбираете, - выше должной, над М появляется минус, если ниже - над М появляется плюс. Когда и минус, и плюс появляются одновременно (рис. 12), Ваш выбор скорости затвора верен. Варьировать для достижения соответствия можно и выдержкой и диафрагмой.
В условиях недостаточной освещённости, можно использовать подсвет ЖКД миниатюрной лампой накаливания. Для этого необходимо нажать красную кнопку на призме.
Кроме того, в правой части видоискателя, над фокусировочным экраном располагается красный светодиод, предназначенный для контроля работы TTL вспышки.
Работая в режиме «А», удобно пользоваться возможностями экспопамяти.
Использование экспокоррекции весьма многогранно, но особенно она полезна при съёмке монотонно повторяющихся контрастных объектов, например, при копировании документов и текстов.
Немного о затворе
Как уже упоминалось затвор электромагнитный шторно-щелевой, с горизонтальным движением титановых шторок в фокальной плоскости. Скорости затвора во всём диапазоне стабилизированы кварцевым генератором. На случай отказа питания предусмотрена механическая выдержка 1/60с. Скорость синхронизации со вспышкой (согласованной) при работе в режиме приоритета диафрагмы, устанавливается автоматически 1/80с. В ручном режиме возможна установка любой скорости синхронизации 1/80с. В случае отсутствия батарей, синхронизация обеспечивается на 1/60с.
Кнопка спуска затвора большая и очень удачно расположенная соосно с рычагом взвода затвора.
Замок отпирания задней крышки камеры имеет блокировку.
Внутренности F2 и F3 со стороны распахнутой задней крышки достаточно схожи, но у F3 появился вращающийся цилиндр около входа пленки в фильмовой канал, дополнительно выравнивающий её. При проектировании были установлены более жестокие допуски на изготовление оси со звёздочками протяжки. Несколько изменена конструкция приёмной катушки для ускорения и упрощения зарядки. Два электрических контакта, расположенные ниже плоскости пленки используются с задними, датирующими крышками. Подобных задних крышек Nikon F3 имеет 5 штук.
Камера имеет одну интересную особенность при установке нового ролика плёнки, которая обычно вызывает крайнее недоумение людей, впервые взявших Nikon F3 в руки. Независимо от того, в каком режиме ручном, или «А» установлен лимб выдержек, на дисплее Вы увидите принудительно выставленную выдержку 1/80с. Продолжаться этот «бред» будет до тех пор, пока Вы не перемотаете плёнку к позиции 1-го кадра. На самом деле это остроумно придуманная функциональная уловка. Ведь перематывая плёнку к первому кадру, мы нередко делаем это при закрытой крышке объектива. Чтобы избавить электронику экспозамера, кстати, очень серьёзно относящуюся к своим обязанностям, от неопределённости задачи, а себя от бесконечного ожидания срабатывания затвора, использовали такую, очень удобную автоматику.
Очень просто и удобно реализуется мультиэкспозиция, по сравнению с F2.. При взведённом рычажке мультиэкспонирования, перемотка отключается, а после спуска затвора, рычажок возвращается в исходное положение. Процедуру можно повторять любое желаемое число раз.
Автоспуск камеры электронный. Задержка 10с. Светодиодный индикатор его работы устроен так, что за 2с до срабатывания затвора учащает частоту мерцаний. При пользовании автоспуском или при использовании любого типа дистанционного управления всегда желательно, чтобы шторка окуляра видоискателя была закрыта.
В варианте безмоторного использования Nikon F3 , впрочем, как любая электронная камера, имеет «Ахиллесову пяту» - источник питания. При работе от 2-х 1,5-вольтовых батарей (типа SR44) возможности камеры ограничены. Например, при - 40гр С эти батареи полностью утрачивают работоспособность, так что без выносного контейнера питания здесь не обойтись. Как это не странно, при производственных испытаниях электроника камеры успешно работала при минус 50гр С, исключая ЖКД. Но об этом ниже. Зато батареи, SR44, самые дешёвые и в нормальных температурных условиях обеспечивают приемлемый ресурс работы, в тех случаях, когда режим использования камеры не является изматывающим.
Установка дорогих 3-х вольтовых литиевых батарей DL1/3N (CR1/3N) заметно расширяет емкостные возможности и температурный диапазон (гарантируется нормальная работа от - 40 до + 60град С).
Основные пожиратели источника питания: электромагнитный затвор, требующий при срабатывании тока приблизительно 17мА и подсвет ЖКД - 5мА. Вся остальная электроника питается весьма скромно, включая сам ЖКД, который, если его сравнивать с подобными светодиодными дисплеями, экономичнее примерно в 5 раз.
Когда Nikon F3, используется с моторным приводом MD-4, все заботы о питании электроники камеры берёт на себя MD-4. Он вооружается восемью батареями АА или модулем MN-2, с восемью аккумуляторами типоразмера АА.
Не смотря на то, что оптимальный температурный диапазон щёлочных батарей АА рекомендован от -20 до + 55град С, они в полной мере сохраняют свою работоспособность до - 30град С, правда, теряя при этом около трети ёмкости.
Nikon предупреждает, что при температурах ниже -10град C панель ЖКД получает некоторую инерционность, реагируя на изменение скорости затвора с небольшой задержкой, тем не менее, экспозамер продолжает функционировать в обычном молниеносном режиме. На практике некоторая леность ЖКД ощущается лишь ниже -18град C.
Другое предупреждение Nikon проверить не удалось. Оно свидетельствует о том, что при температурах свыше + 60град C, ЖКД начинает терять контраст и затем вовсе становится слепым.
рис. 13. Моторный привод MD-4
Моторный привод
Несомненно, большим успехом разработчиков можно считать создание нового моторного привода MD-4 (рис. 13).
Поскольку многие профи держит моторный привод на и камере постоянно, его вполне можно рассматривать не, как аксессуар, а как неотъемлемую часть системы. MD-4 имеет исключительно малые размеры и вес, сравнимые с вайндерами иных производителей.
После массивности и сложных особенностей MD-1 и MD-2, моторных приводов для Nikon F2, MD-4 просто пушинка. Функционально MD-4 имеет все технические особенности для pro-двигателя, включая скорость экспонирования до 6 кадров в сек. и возможность скоростной обратной перемотки, плюс разнообразие функций дистанционного управления.
Никон гарантировал своей камере F3 не менее 150.000 циклов срабатывания затвора. Это был отличный показатель надёжности (для любительской FM2 он составлял 50.000 циклов). Не многие, даже pro-камеры, могли похвастать подобной несгибаемостью. И эти посулы никоновских инженеров оказались отнюдь не голословны, а число 150.000 скромно занижено. Любой профи, долго работавший с этим инструментом, может подтвердить его неприхотливость и безотказность.
Мне доводилось поработать всеми перечисленными аппаратами: Canon F1N, Nikon F3 и Pentax LX . Каждый из них безупречен и, по-своему, великолепен. Однако я присоединяюсь к общему хору фотографов, отдавая свой голос первенству Nikon F3. Камера оказалась самой скоростной, эргономичной, ухватистой, и что самое главное, обеспеченной самым обширным парком оптики и аксессуаров.
рис. 14. Nikon F3/H
Сделаю одно замечание, касающееся скорострельности.
Существует одна редкостная модификация Nikon F3/H (High Speed). Утверждения некоторых авторов о том, что Nikon F3/H была сделана специально для Олимпийских игр 1998г в Нагано, не верны. Прототип, на базе F3 был представлен уже в 1980г, практически одновременно с камерой F3. Со специальным моторным приводом MD4H (рис. 14) камера стреляла со скоростью 13,5 кадр/с. Но тогда к этому «сверх пулемёту» фотообщественность отнеслась без особого внимания.
Реализацию проекта Nikon F3/H руководство фирмы решило притормозить, видимо дожидаясь результатов широкомасштабных журналистских испытаний F3. Несмотря на то, что за многие годы эксплуатации модель F3 получала исключительно положительные отзывы, со скоростной моделью Никон продолжал медлить.
Лишь в 1996г, спустя несколько недель после обнародования очередной автофокусной top-модели Nikon F5, было объявлено о выходе в свет Nikon F3/H. В плёночной категории, камера так и осталась пожизненным чемпионом по скорости съёмки. Это как раз тот случай, когда для реализации задач, практически уже не фотографического свойства, необходимо привлечение цифровых технологий.
Зная желание многих молодых фотографов, набивших оскомину на Мегапикселях, попробовать себя на поприще классики, могу дать пару советов на предмет покупки Nikon F3 на вторичном рынке. Во-первых, стоит отдать предпочтение модели Nikon F3HP. Моделью она названа условно, поскольку на одной и той же коробке F3 могут быть установлены разные пентапризмы (рис. 15).
рис. 15. Стандартные пентапризмы для Nikon F3
При первом появлении, в 1980г, камеру с видоискателем DE-2 представили как F3. А в 1982г DE-2 заменили DE-3 - видоискатель высокой точки наблюдения (High-eyePoint) (рис. 15). F3, в такой комплектации, стал именоваться как F3 HP. Призма DE-3 имеет окуляр большого диаметра, позволяющий работать с камерой в очках. Вся экранная информация полностью видна с расстояния 25мм от окуляра. Эта особенность видоискателя стала настолько популярной, что её стали использовать во всех новых конструкциях Nikon.
Существует одно «НО». Если Вам предлагается камера по цене ниже 200$, с заметными потёртостями корпуса, можно быть на 80% уверенным, что это коробка прошла через руки профи, и если она не убита в хлам работой с мотором, то, наверняка побывала во многих переделках. Особенно стоит опасаться экземпляров с потёртостями со всех сторон, кроме основания. Это может означать лишь одно - мотор с неё не снимался. Экономить здесь не стоит, надо искать «свежак».
А если помимо жгучего желания имеются ещё и средства, то сразу стоит обратить внимание на Nikon F3/T (рис. 16). Что это такое?
рис. 16. Nikon F3/T
Это титановая версия Nikon F3 HP. Титан очень прочен и лёгок. Его удельный вес составляет примерно половину веса латуни. Твердость титана практически такая же, как у стали, а устойчивость к коррозии выше, чем у нержавейки. Из титана сделаны детали корпуса камеры, включая заднюю съёмную крышку, и кожух специальной пентапризмы (High-eyePoint) DE-4 (рис. 17).
рис. 17. «Титановые» пентапризмы DE-4
Nikon F3/T - это не прихоть и не изыск, о котором Вы читали в статье «Экстерьер для Никона»
http://r-s-u.livejournal.com/10738.html. Камера Nikon F3/T, без преувеличений, создавалась для работы в «аду». Естественно, что на эти аппараты тут же положила глаз NASA, заказав себе спецмодели для программы Шатл (рис. 18).
рис. 18. Титановый Nikon F3 для NASA
Конечно, аппарат, прорвавшийся через тернии и вернувшийся на прилавок, ни к чему. Следует сосредоточить внимание на инструментах высокой кондиции. На eBay они не редкость. Сегодня особенно востребованы аппараты версии Nikon F3/T Champaign (цвет шампанского). Никон утверждает, что это натуральный цвет титана, покрытого прочнейшим прозрачным, чуть оттенённым лаком. Это редкая красивая и дорогая (от 1500$ в первозданном виде) камера. Сегодня она дороже чёрной версии F3/T вдвое. Косметика к титану липнет плохо, поэтому первые 20.000 камер Nikon F3/T с 1982 по 1984г выпускались только такой масти (первый с/н T8200001). Позже технологам удалось найти чёрный лак, который с драгоценным металлом вроде бы подружился. Поэтому с 1984 по 2001г выпускались только чёрные Nikon F3/T (первый с/н T8500001). Их на порядок больше, чем Nikon F3/T Champaign, что и обусловливает соотношение цен (рис. 16).
рис. 19. Конгломерат Nikon F3/T
Цены аппаратов определяет не только их состояние, но и строгая комплектация. Скажем вот такой конгломерат: корпус Nikon F3/T Champaign + чёрная призма (рис. 19), сразу убивает стоимость, по меньшей мере, вдвое. Я уж не говорю о задней крышке, которая обязательно должна быть из титана (рис. 20).
рис. 20. Наверху - штатная крышка для Nikon F3/T Champaign
Борис Бакст