Миросозерцание = Мировоззрению?

Jan 30, 2019 16:07





В каком-то смысле - да, равно. Но не в том смысле, как все привыкли считать, что эти понятия синонимичны. Нет, эти понятия - вовсе не тождественны и не взаимозаменяемы.  Хотя в словарях можно увидеть такой текст: «Мировоззрение (миросозерцание) - это ...». Дальше идёт дикая смесь из терминов. Естественно, составными частями так обширно понятого мировоззрения оказываются мифология, религия, наука и философия. Для меня, консультирующего психолога, это не очень естественно. Потому что правильнее отнести их к несколько другому уровню психики. Об этом немного позже.

[Почему это для меня важно? Все знают, что анализируя проблемы своего клиента, психолог интересуется его характером. А характер (нрав) и мировоззрение связаны между собой довольно тесно. Узнаешь что-нибудь о характере человека, поймёшь и причины его проблем.]

Означает ли вышесказанное, что миросозерцание VS мировоззрению?  Опять же, в каком-то смысле, да, противоположно. Это разные сущности,  противостоящие друг другу, и в то же время крепко связанные между собой. Именно по причине их тесной связи друг с другом их и путают.  Но я бы определил их взаимодействие и взаимоотношения латинской формулой: conjunctim et divisim. То есть, вместе и раздельно, раздельно и вместе. Или/И. Есть в психологии межличностных отношений ещё такая формула:  наравне-и-вместе. Само собой, здесь речь не идёт ни о какой слитости и тождественности. Наравне могут быть только отдельные сущности (объекты, субъекты, и т.п.)

Поясню примером. Ощущение и движение. Они могут быть одним и тем же? Они могут существовать одно без другого? Чего стоит сенсорика без моторики? Чего стоит моторика без сенсорики? А что лежит в основании их обоих? Конечно, деятельность. Взаимодействие живого организма с окружающей средой, взаимодействие человека с миром. Ощущение и движение - это две стороны деятельности, решка и орёл одной монеты. Фу, нехорошее сравнение.  Организм - не монета. Ну, это так, для образности.

К чему приводит взаимодействие сенсорики и моторики? Да, к научению организма взаимодействовать с окружающей средой с пользой для себя, любимого. Возьмём выше и скажем: человек за счёт сначала хаотичных, поисковых, движений научается какому-нибудь делу. И от этого научения у него появляются привычки и навыки.  Движения становятся по мере дальнейшего научения далеко уже не хаотичными, а вполне себе упорядочёнными и, не ко времени это говорю, целесообразными. Может, и не вполне, но степень их целесообразности (разумности) медленно повышается.

Теперь мы получили новую диалектическую формулу - тетраду. Новую - по сравнению со старой, т.е. триадой.  Кто привык распивать водку на троих, кто делить любой предмет на три отдела. Системщики распиливают систему на вход, состояние и выход. Психологи - психику на поведенческие, когнитивные и эмоционально-волевые процессы. И так далее. В целом, это та самая, присвоенная и жестоко использованная Гегелем триада: тезис - антитезис - синтез. А что, хорошая формула. Только вот Гегель из-за неё такого наворотил, что ... Ну, сами понимаете. Поднимите руки, кто его пытался читать и хоть что-то в его трудах понять?

В общем, я беру и оформляю свои мысли про ощущения и движения тетрадичным (тетраэдричным) способом.  Пишу такую формулу: Деятельность - Ощущение - Движение - Научение. Которая соответствует философской формуле: Гипотезис - Тезис - Антитезис - Синтез.  Здесь иностранное слово «гипотезис»  можно понимать как русское слово «основание». Тезис - положение, антитезис - отрицание, синтез - отрицание отрицания, и, вместе с тем, сочетание положения и отрицания. В обиходе основание и положение слились в основоположение. От этого схема развития одновременно упростилась и стала путанной в своей простоте.

Для меня тетрада намного лучше описывает и объясняет процесс развития, чем триада.  Советую её иметь перед умственным взглядом в объёмном варианте - в виде тетраэдра, или, на худой конец, ромбика.



На эту схемку вы можете наложить в своём воображении картинку головного мозга. На стороне ощущений будут задние доли мозга. На стороне движений - передние доли мозга. Сенсорная кора - Моторная кора. Это второй и третий мозговые блоки (по А.Р.Лурия). Блок приёма, сохранения и переработки информации + блок программирования и регуляции сложных форм деятельности. Первый, энергетический, блок, или блок регуляции тонуса и бодрствования (по А.Р.Лурия) как раз приходится на деятельность.  Триадичненько.

А как же быть с четвёртым звеном тетрады? У А.Р.Лурия есть только три мозговых блока. Думаю, его можно увидеть как верхнюю, развитую часть первого мозгового блока. Это те ядра, которые натянули на себя мозговой плащ - кору полушарий. Перечислять их не буду. Это весьма специфично для непрофессионалов. Да и длинно. (Я в них сам толком мало разбираюсь). Дело ведь не в этом. А в том, что генетическая цепочка на схеме превращается в функциональную.

Теперь движениями начинают управлять не ощущения (хотя принцип сенсорных коррекций остаётся навсегда), а те высшие центры первого (то есть, уже по сути четвёртого) мозгового блока, куда стекается вся получаемая через ощущения информация.  В отличие от генетической цепочки функциональная цепочка выглядит так: Деятельность - Ощущение - Обученность - Движение - Деятельность'.  Под обученностью  можно понимать результат процесса научения. Разумеется, этот результат всё время используется и совершенствуется. Так и нарастают уровни психической деятельности и этажи психики.

Как это связано с миросозерцанием и мировоззрением? Через ряд уровней психики. Ну, вот, например, представим себе, что каждое звено в тетраде - это шарик, и начнём его надувать. Окажется, что каждый шарик содержит в себе целый мир (шар, сфера, шарище-сферище).

Деятельность раздуется в сферу, которую называют психофизиологией, или соматопсихикой. А в христианской традиции это называется «Тело». Правда, я добавляю к нему эпитет - природное. Природное Тело. Живое Тело. Corpus Animalis. "Тело - в дело!"

Ощущение, которое по сути своей есть отражение в теле воздействий окружающей среды, всего мира, вырастет в сферу, которую называют когнитивной, или перцептивно-идеаторной (восприятие-образ). Апостол Павел назвал её Духом. Да, это Природный Дух. Animus.

Движение, которое есть выражение того, как отразилось на теле и в теле воздействие окружающего мира, распухнет в сферу, называемую эмоционально-волевой. Тот же апостол Павел назвал её Душой. Конечно, это Природная Душа. Anima. И воля тут пока ещё природна и, если не брезгуете, животна. А поскольку тело движется под влиянием природной воли не во все стороны сразу (не взрывается), а только в одну какую-нибудь выбранную природной душой сторону, то выражение можно  считать отношением. Как мы относимся к чему-либо, так по отношению к нему себя и ведём (поведение - внешняя сторона деятельности). Если, конечно, не совершаем обманные маневры.

И во что разрастётся научение, как вы думаете? Я думаю, что опять в Тело, но уже Социальное. Corpus Socialis. Социальный Организм, Общество. А основанием его будет уже не только индивидуальная деятельность, и не только отражение и отношение, а уже вобравшее их в себя сотрудничество, труд. Труд как форма связи между индивидами. Совместная деятельность, превращающая каждого индивида в личность.

Вот в этой сфере, называемой ещё социопсихикой, я и усматриваю миросозерцание и мировоззрение. В ней есть ещё такие составляющие, как Практика, Ценность и Теория. Сфера труда (производство) имеет две стороны: быт (потребление) и технику (приспособления). В их взаимодействии рождается, растёт и передаётся следующим поколениям практический опыт. Практика - это тот же труд, та же совместная деятельность, только более высокого уровня, нежели непосредственная трудовая деятельность.

В ней происходит не только трудовая деятельность, вооружённая всякими техническими приспособлениями, т.е. ремесло (рукомесло), но и такие виды передачи опыта владения приёмами, способами взаимодействия между человеком и предметным миром, между человеком и человеком, как обучение и воспитание. Четвёртым, высшим, уровнем практики является искусство. Практикуясь в каком-либо деле (ремесле), мы приобретаем мастерство владения этим делом. Искусство здесь надо понимать не только как художественное, художественно-изобразительное или/и художественно-выразительное, но и как мастерство в любом деле.  Например, искусство педагогики, искусство сталевара, стеклодува, плотника, и т.д., и т.п.. Искушённый (опытный) в деле  надувания народных масс и раздувания своего авторитета политик (оратор и демагог) - тоже мастер своего дела.

Двумя сторонами практики являются обычай (обычаи) и нрав (нравы). Не буду их расписывать по уровням. Скажу только, что практика вместе с ними является источником ценностей. Материальных, экономических, социальных и духовных. Ценности классифицируют кто как может. У меня вот такая классификация.

У ценностного отношения к миру, к природе, к людям и к себе тоже две стороны - вкус (вкусы) и взгляд (взгляды). Понятно, наверное, что вкусы здесь имеются в виду не только как гастрономические (вкусно поесть) или ещё какие-нибудь из этого животно-культурного ряда (сладко поспать, кого-нибудь обнять и насладиться обниманием). Это, конечно, эстетический вкус, а потом уже и художественный, происходящий от наслаждения созерцанием плодов всякого искусства, в том числе и женского искусства нравиться мужчинам. В пределе, совокупность вкусов какого-либо человека и есть его миросозерцание.

В отличие от миросозерцания мировоззрение - это взгляды человека на мир, совокупность этих взглядов. Она необязательно должна быть у человека системой взглядов. Это только в словарях и учебниках пишут, что мировоззрение - система взглядов. Реально, кого ни возьми, мало у кого найдёшь цельную и целостную систему воззрений на мир, как и на себя.

Кое-какая целостность кое-как приобретается на уровне Теории - мироосмысления, т.е. миропонимания и мирообъяснения. Когда человек осмысливает что-то, он пытается связать между собой разнообразные куски информации в целостную и не очень противоречивую картину этого чего-то, например, мира или отдельной его части. Смысл - это ведь связь мыслей, с-мысл.

Именно к мироосмыслению и следует относить мифологию, религию, науку и философию.  А не к мировоззрению. Мало ли на что или во что человек воззрится и что там насозерцает. Всё это к истине может не иметь никакого отношения. Ну, разве что только самое маленькое. Так сказать, из личного опыта какой-нибудь товарищ извлёк своё очень важное для него мнение. Но мнение не является знанием. Хотя каждый, кто его заимел, будет утверждать, что уж его-то мнение и есть знание истины.

Вот, кстати, об истине. Давно уже люди заметили такое свойство красоты и доброты при их слаженном взаимодействии порождать согласие наших представлений и понятий о действительности  с самой действительностью, т.е. истину. Древние греки назвали этот дуумвират словосочетанием «каллокагатия», прекрасное-и-доброе. Потом эта закономерность выразилась в дружбе эстетики с этикой.

Как вы могли догадаться, красоту (прекрасное) я отношу к миросозерцанию, совокупности вкусов, а доброту (добро) - к мировоззрению, совокупности взглядов.  (Ой, товарищ, какой-то у вас взгляд недобрый...) Истину, разумеется, - к мироосмыслению, к теории. Хотя свою истинность теория приобретает при взаимодействии с практикой, с фактами.

Получается, что миросозерцание целиком замешано на мироощущении и его производной психосфере - Природном Духе, т.е. мироотражении, мировосприятии, образе мира, представлениях о мире, фантазиях о мире (воображение), и, что как-то тавтологично, созерцании мира. Созерцание, поясню, работает в паре с воображением, основано на восприятии и внимании, т.е. на внимательном восприятии, вдумчивом, вникающем рассматривании какого-либо предмета, пейзажа,  и т.п..

В свою очередь, мировоззрение строится на двигательной ориентации в окружающем мире, и из деятельности  Природной Души (эмоционально-волевой сферы). Человек, воззрясь (движение) на что-либо или кого-либо, и созерцая (ощущение) то, на что и кого он воззрился, оценивает это, вырабатывая отношение к нему, проявляющееся в эмоциональной реакции.

Упрощая ситуацию, можно сказать, что миросозерцание в большей мере сенсорно, а мировоззрение в большей мере моторно.  Мироосмысление же является результатом согласованного (слаженного) взаимодействия между психосенсорикой и психомоторикой на уровне социопсихики.

В заключение предлагаю воззриться на схемку, изображающую социопсихику, и посозерцать её. До полного медитативного озарения и просветления. :)



Это генетическая иерархия социопсихики - то, как нарастали её уровни. Функциональная иерархия выглядит немного по-другому. Например, если в генетическом отношении правильна цепочка: ценность - миросозерцание - мировоззрение - мироосмысление, то в функциональном отношении правильна тетрада: ценность - миросозерцание - мироосмысление - мировоззрение. Мироосмысление становится регулирующим взаимодействие мировоззрения с миросозерцанием центром. Поэтому в функциональном смысле стрелочки должны быть направлены в обратную сторону и выглядеть как-нибудь по-другому, например, как двойные. 

миропонимание, теория, истина, миросозерцание, психология, философия, доброта, практика, красота, социопсихика, мировоззрение

Next post
Up