прекрасно разыгранная партия

Oct 26, 2012 00:34

Я уже почти неделю жду, что появятся в СМИ рецензии, но, похоже, критики под конец театрального форума устали, а люди, заполнившие вечером 20 октября зал ДК Профсоюзов, все без интернетов и желания поделиться впечатлениями (кроме inertnaja). Придется самой :) Фотографы, похоже, устали тоже - забрасываемый в Coogle невод приходит лишь с тройкой неиллюстративных фотографий БелТА. Но тут мне нечего добавить.


Говорят, что театральная культура нынче (как и всякая другая) имеет потребительский уровень: ставят то, что продается. К моему лично сожалению, продаются спектакли типа "Мы найдем вам мужиков", с которого хотелось уйти еще до конца первого действия, но, к счастью, есть место театральному поиску и новациям. "Национальная премьера", завершавшая неделю Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ», - "Ладдзя роспачы" - в этом плане не разочаровала. Хорошую основу - повесть Короткевича - музыкальное сопровождение минской этно-группы Dzivasil только украсило. Звучание чистое и прозрачное настолько, что пробирает до мурашек по коже. Сценография - вообще блеск! Движение и пластика лемуров (по сюжету Короткевича это помощники Смерти в ее подземном владычестве) - не фон, а смысловые нюансы. Эта армия актеров не второго, а куда более, наверное, дальнего плана; я сказала бы "безликих", но как раз на лицах-масках их (одинаково страшных) единственный акцент, а все остальное - суть мрак. Мрак и движение. Этот мрак концентрируется и рассредотачивается, он мультизадачен: это сила, двигающая ладью, перевозящую всех забранных Смертью - умершие души, и сила, двигающая не только ладью, но и все другие фигуры в шахматном поединке Гервасия и Смерти, ставка которого - жизнь. 12 шахматных клеток - черные и белые квадраты-щиты в руках лемуров - оборачиваются другой, зеркальной, стороной, вырастают в зеркальную стену в моменты диалогов главных героев. А сама Смерть! Воплощение (роль Александра Подобеда) с огромной долей прекрасного чувства юмора, иронии и где-то глумления. (Гервасий: - Я думал, что издеваться может только жизнь. Смерть: - Видишь, могу и я!) Столько потрясающих деталей образа, что было бы несправедливо разбавлять текст спойлерами ;) И сходить посмотреть можно было бы уже только на это. Разумеется, Темная Сторона этим не воспевается, однако, сюжет очень украшает.
За Светлую Сторону и Гервасия Выливаху - актер Андрей Гладкий. И этот пьяница и бабник мне по душе! :) Похожий образ рисовался в процессе чтения когда-то.
А вот барышней Березкой я разочарована. По книге, в незнакомой девушке на Ладье Гервасий узнал черты той единственной, страстно желанной, и единственной, отвергнувшей. И эта нутряная память, в моем понимании, ключ к метаморфозам финальным: наш свободолюбивый герой мгновенно согласился подписать брачный договор и долговременные обязательства остепениться (с улучшенной - не спесивой, более юной и уже влюбленной - версией). А в спектакле же эта Серая Курица позволила спасти ей жизнь, а потом стала картинно отказываться жить, раз мужчина ее не хочет. Я знаю, некоторые девочки разыгрывают такую карту. И мальчики, с чувством вины, ведутся. Но это уже другая драматургия :) А прекрасную постановку режиссера Игоря Петрова можно будет, предположительно, увидеть в декабре. Следите за афишей!

ТеАРТ-2012, культур-мультур, театр, смотреть

Previous post Next post
Up