А.П.Чехов
Антон Павлович Чехов шутливо называл Николая Александровича Лейкина своим «крестным батькой». Именно Лейкин, будучи главным редактором петербургского журнала «Осколки», предложил начинающему писателю сотрудничество на регулярной основе, посодействовав расцвету его таланта. Произошло это следующим образом - в один из своих приездов в Москву Николай Александрович обратился к поэту Пальмину с просьбой «чтобы он приглашал иногда кое-кого из московской пишущей братии для писания в «Осколках». Поэт обещал выполнить просьбу и в тот же день, заприметив на улице братьев Чеховых, представил их редактору:
Пальмин окликал Чеховых и познакомил нас. Мы вошли в ближайшую портерную и, за пивом, я пригласил сотрудничать в «Осколках» и Антона и Николая Чеховых. (Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке : С двумя портр. и прил. писем к нему Ан. П. Чехова., СПб., 1907г., с.243)
Сам Лейкин к этому времени уже успел зарекомендовать себя остроумным и плодовитым писателем-очеркистом. Основной темой его юмористических статей, рассказов и повестей была купеческая жизнь во всем многообразном своем проявлении. Эту сферу писатель прекрасно знал изнутри, так как принадлежал к роду потомственных купцов, происходивших из Ярославской губернии и переселившихся в Петербург в XVIII веке. В молодости Николай Александрович служил приказчиком в кладовой Франца Боненблюста в петербургском Гостином дворе, позже в конторе «Первого страхового от огня общества».
Н.А.Лейкин
Свободное время, которого на гостинодворском складе было с избытком, он тратил на чтение, а позже на сочинение собственных стихов и рассказов. Первым значительным произведением, заставившим читающую публику обратить внимание на личность Лейкина, стала повесть «Апраксинцы». Среди лестных отзывов, нередко встречались недовольные суждения и даже угрозы в адрес автора - многие гостинодворские купцы-торговцы, увидев свое отражение в «апраксинцах», посчитали себя опороченными, о чем нередко в грубой форме сообщали Лейкину и его родне. Отец писателя сетовал:
Лучше бы ты чем-нибудь другим занялся в свободное время, чем это писание, а то через тебя только получаешь неприятности. (Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке : С двумя портр. и прил. писем к нему Ан. П. Чехова., СПб., 1907г., с.180)
Сочинительство, несмотря на трудности и осуждение со стороны купеческой братии, Николай Александрович не бросил и продолжил публиковать небольшие рассказы в журнале «Искра». В разгар работы над новой повестью «Биржевые артельщики» в доме семьи писателя раздался звонок:
Помню, что я сам отворил наружную дверь. передо мной стоял высокий господин в шубе и шляпе, с черными небольшими бакенбардами и говорил:
- Писателя Лейкина мне надо видеть. Здесь он живет?
- Здесь. Это я, - дал я ответ. - Что вам угодно?
- Имею вам кое-что сказать. Позвольте раздеться. Я - Салтыков… писатель Салтыков… Щедрин… Приехал от Некрасова переговорить с вами.
Я обомлел и стоял как истукан. Передо мной действительно стоял Салтыков-Щедрин, которого я теперь узнал по имевшемуся у меня его портрету издания «Художественного Листка» Тимма. Я не мог и представить себе такой чести. Салтыков сам снял с себя шубу и повесил ее в прихожей на вешалку. Я до того растерялся, что даже не помог ему сделать этого. Кое-как оправившись, я однако, пригласил его в гостиную. Он сам начал:
- Николай Алексеевич Некрасов и я читали ваших «Апраксинцев» в «Библиотеке для Чтения», и нам они очень понравились. Читали и ваши милые рассказы в «Искре». Очень своеобразно. Писать из купеческого быта трудно после Островского, но вы не подражаете… У вас свое… И вот Некрасов поручил мне заехать к вам и просить вас дать нам что-нибудь для «Современника». (Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке : С двумя портр. и прил. писем к нему Ан. П. Чехова., СПб., 1907г., с.181)
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Биржевые артельщики» были обещаны издателям «Современника», а их автор окончательно получит признание в литературной среде. Михаил Евграфович в одной из рецензий охарактеризует творчество Лейкина следующим образом:
Лейкин принадлежит к числу писателей, знакомство с которыми весьма полезно для лиц, желающих иметь правильное понятие о бытовой стороне русской жизни. Область наблюдений его не очень обширна (торговцы Апраксина двора и мелкое петербургское купечество); но в этой небольшой области он является полным хозяином, свидетельство которого не может возбудить ни малейших сомнений. В сочинениях, ныне им изданных, читатель не встретится ни с законченною драмою, ни с характерными типами, но познакомится с целою средой, обстановка которой схвачена очень живо и ясно. Это материал, имеющий скорее этнографическую, нежели беллетристическую ценность. (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Собрание сочинений в 20-ти томах., Том 9., М., 1970гг., с.421)
Продолжая шутливую родословную Антона Павловича Чехова, можем сказать, что Салтыков-Щедрин приходится ему «крестным дедом».