Совсем недавно в университетской аудитории Political Science Dep нами обсуждались проблемы social state, практики государственного вмешательства в рыночные механизмы (спасибо Кейнсу:), которые активно начали практиковаться после депрессии 1929-33гг.
Вмешательство государства оправдывалось тем, что экономика США вышла из кризисного положения и в дальнейшем начала демонстрировать стабильный рост. Закономерно ожидалось, что подобные практики социально-экономического регулирования со стороны государства позволят и в дальнейшем наращивать экономический потенциал. Но уже к концу 1970-х, так называемое, социальное государство вступило в кризисную фазу своего развития и уже стало рассматриваться как фактор негативно влияющий на динамику экономического развития.
Широкие социальные расходы из госбюджета постепенно истощали экономику, не стимулировали, а наоборот - усугубляли положение предпринимателей, несущих на себе основное бремя налоговых расходов.
Социальные практики в капиталистических странах рассматривались не иначе, как планомерное продвижение к социализму, с проявлениями которого декларативно боролись на Западе. Другими словами, они боролись с тем, что поразило их уже давно.
Как реакция на кризисные тенденции развития социального государства в США и Великобритании 1980-х гг. имело место то, что сегодня принято называть неолиберальной революцией.
Р.Рейган и М.Тетчер первыми объявили войну не внешнему врагу в виде СССР и других адептов социализма, а внутренним проявлениям социализма в социально-экономической политике своих государств.
Стратегия революционных преобразований заключалась в таких болезненно-радикальных действиях, как сокращение бюджетных расходов , сворачивание многочисленных социальных программ государства , прекращение дотаций нерентабельних предприятий и т.д.
Вскоре после "неолиберальной революции", позволившей США сделать мощный рывок в экономическом развитии, социализм, как практика экономического устройства, окончательно пришел в упадок, за чем последовало падение коммунистических режимов в период 1989-91гг в Европе.
Но, тем не менее, социальные практики в государственной политике продолжают напоминать о себе и активно использоваться во многих экономически развитых государствах Старого Света.
Наиболее известна, что говорится «на слуху», социал-демократическая политика в такой замечательной стране скандинавского п-ова как Швеция.
Шведский социализм давно зарекомендовал себя в мире как неплохая система политико-экономического устройства. Для многих Швеция стала тем идеалом справедливого общества, к которому необходимо в итоге прийти и другим странам.
Но уже сейчас можно констатировать, что Швеция, как и ранее Дания (2001г.) отходит от левого политического вектора, отдавая предпочтение политическим силам консервативного толка.
http://www.zn.ua/1000/1600/70459/ Что это? Новая волна неолиберальной (неоконсервативной) революции или же шведам надоело жить в стране «всеобщего благосостояния»?
Очевидно, «дыма без огня не бывает» и кризис шведского социализма, также как и все ранее имевшие место кризисы социал-демократической политики, есть результат, в первую очередь, острых проблем в экономике, проявивших себя во время глобального финансового кризиса 2008 года.
Исходя из этого можно сделать вывод, что кризисные проявление в экономике далеко не всегда абсолютно негативное явление. Скорее наоборот, как показывает опыт США и Великобритании 80-х, кризис - отличная возможность пересмотреть государственную политику в сфере экономики и найти оптимальные выходы из сложной ситуации.