Mys, barrunda, godis, Caravaggio och Strindberg

Feb 03, 2010 19:43


Вот так вот. Ни больше, ни меньше.

Первые три - это прямо-таки шведские изобретения, как мне кажется. Пусть меня поправят те, кто знает больше меня, но в других странах я пока первых двух не встречала, а третьим не интересовалась. Однако ж я в других странах (за исключением всеми любимых США) и не жила по месяцу и болеу, так что кто его знает...

Теперь по порядку. Mys - это чудная вещь. Исходя из текста в учебнике, правда, мы решили, что это такое пятничное удовольствие. Хоть водки нажрись, хоть в оперу сходи - все mys. Дыкть фигушки. Mys - это когда ты получаешь удовольствие интимное... не то, что вы сейчас подумали, а просто без толпы вокруг тебя, в тихом скромном месте - обычно дома - и в небольшой компании - обычно это семья или ты сам, любимый... не обязательно по пятницам, но скорее всего. То есть я вчера с наскоку перевела это для народа как "тяпница", но нет... ошиблась. Сегодня мы обсуждали всякие мисы на уроке, так вот пьянки с друзьями в кабаке были жестоко забракованы. И даже с друзьями дома - это большой вопрос. А просто послушать музыку или выпить пивка скромно под телек или там разгадать кроссворд и закусить чипсами - это самое оно. Правда, мое катание на машине с элементами панк-рока тоже за мис проканало... но все-таки кресло, диван и чипсы - это более "мисово". Практически половина шведов, если верить статистике, мисует чипсами. Остальные сладостями, кока-колой, на крайняк мороженым, еще реже - фруктами. Если кто знаком с подобным понятием из других стран - расскажите, удовлетворите мой страноведческий интерес?

Barrunda мне почему-то тоже кажется шведским изобретением. Хотя слово довольно интернациональное: bar + rund - всем понятно, наверное. Пора по пабам! Или как бы еще... Вперед, по кабакам! В общем, это не просто пьянка, это пьянка со смыслом. Надо обойти как можно больше баров. И кто дольше продержится и кто потом вспомнит, на каком месте он упал. Национальная шведская игра. Я ни разу не видела самой игры, но на последствия мне везет нещадно. У меня полподъезда каждую пятницу баррундит, судя по воплям в 4 утра субботы. И кстати, может, ее придумали англичане... потому что как они баррундили в Саас-Фе... там я еще и совсем все понимала, что они добаррунживали у меня под дверью, в соседнем номере и на следующее утро на завтраке... баррунда та еще была.

Godis - это просто сладости. Но опять же, если верить статистике, то шведы их жрут по 3-4 килограмма в год. И сверх того 6-7 кило шоколада. Согласно этой статистике я - какая-то несчастная стотысячная доля шведа... Уж не знаю, шведы или нет придумали продавать свои "гудис" наразвес по единой цене (т.е. заходишь ты в магазин, отсыпаешь из разных контейнеров себе на глаз в один мешок, а потом его взвешиваешь и платишь) или кто другой - в Германии так тоже на каждом углу, по-моему. Впрочем, я не покупаю сладостей, так что могу ошибаться. Идея, бесспорно, богатая, хотя меня и не прельстила. А шведов вот вполне. Если верить статистике. Кроме того, что продается навалом (а там есть смешные названия: и какие-то там бомбы, и какие-то еще дельфины, и еще более какие-то крысы, и яйца, и даже выпавшие бабушкины зубы - последние, говорят, весьма хорошо), шведы шибко уважают гудис типа мороженого и всего, что в фантиках тоже. А также орехи в разных видах (на днях ела фисташки, обжаренные в паприке), naturligtvis.

Теперь о высоком. Почитала я на прошлой неделе одним глазом афишу и увидела слово "Караваджо" и слова "Национальный музей". И мы даже с Томми собирались было сходить, но он так усердно караваджил у себя дома (стены красил), что не успел. Посему я отправилась одна. Не заради Караваджо, а вообще. Приобщиться к мировой культуре. Вчера типа к мировой naturhistorie, а сегодня вот к искусству. Вход в музей для взрослых стоит 100 крон. Наша учительница говорила, что в музее 5 или 6 этажей, и за день его не обойти. Фигу. Преувеличила, как шведы любят... У них страна такая: повдоль длинная, а поперек маленькая. Вот они и любят на все повдоль смотреть. В общем, в музее три этажа, первый занят кассами, гардеробом, магазином и т.п. Нет, есть еще подвал (пардон, атриум, а это ни что иное как внутренний дворик), который занят рестораном, но там я не была. В общем, экспозиция на двух этажах. То есть музей не сказать что маленький. Томский художественный и даже томский краеведческий уж точно с ним не сравнится. Но, например, венский Kunsthistorische Museum на него посмотрит свысока. Хотя, конечно, дело не в этом. А в том, как я лично восприняла музей. Что выяснилось. Мне категорически безразличны портреты. Даже если это Рембрандт, которого там в достатке. Зато пейзажи - мое все, да. И тем более когда это импрессионисты, которых там тоже в достатке. Я получила грандиозное удовольствие, правда. И не только от импрессионистов. И я даже боюсь, что если импрессионист окажется какой-то не слишком известный, я его не отличу от обычных простых художников, не причисленных к этому лику. Но мне все равно нравятся многие пейзажисто-маринисты. В общем, удовольствие я получила (и если вы не получаете удовольствия от картин, то там еще есть иконы, миниатюры, скульптуры, предметы интерьера и т.п.).

Предметы интерьера меня порадовали возможностью выучить новые шведские слова. В остальном как-то русские цари жили получше, так что поезжайте в какой-нибудь там Павловск - там коллекции куда как интереснее (на мой чисто потребительский взгляд, конечно).

Со скульптурами было интереснее. Потому что просто скульптур там штук 20 - неплохие, да... и все. А вот голов (бюстов по-нашему) - под 70. И среди них есть голоы (бюсты) весьма известных людей и весьма известных авторов типа Родена. И стоят они совершенно не в том порядке, в каком перечислены в брошюрке. Так что было ужасно интересно смотреть на головы, потом гадать, кто бы это мог быть и кто автор, а потом смотреть в брошюрку и проверять свои догадки. Я провела за этим полчаса, не меньше.

Среди прочих бюстов и портретов я, промежду прочим, изучала шведского короля Густава II Адольфа. Это имя попадалось у нас сегодня в тесте, и учительница спросила из спортивного интереса и для поддержания разговора, знает ли кто, когда означенный товарищ правил. Ясное дело, никто не знал, и тогда она пошла ва-банк. Поскольку у нас вчера было полчаса "вольного говорения", мы с моей соседкой по парте говорили о России, Швеции и Польше (она из Польши), и когда учительница пришла послушать нас, то свернула нас на тему истории. Соседка по парте у меня дама младая, высокая, стройная и красивая - с историей не слишком знакомая. А я-то прикинулась умной - знаю же, что мы со шведами воевали, да и надпись на мосту видела (см. фотки): Полтава 1709 :) Вот учительница и говорит: Юлия, Маржена, вы вчера об истории говорили, так это Густав II Адольф как раз с Россией воевал. "Ха! - говорю я, - тогда он правил в тыщасемистоые годы (по-шведски все не так, как по-русски, поэтому я сейчас пытаюсь универсально писать)". Учительница говорит: нет, мне кажется, позже. А я говорю: фигу, мы с вами воевали в тыщасемисотые годы, а уж кто там у вас правил - я не знаю". Она пообещала проверить в перерыв, но забыла, видимо. Зато я в музее проверила: этот самый Густав Адольф жил с 1596 по 1632. По крайней мере, так написано на его портрете. Ну, или он жил дольше, а в эти годы только правил. Словом, под Полтавой мы его точно не могли побить, теперь я знаю :). Хотя неплохо бы проверить в первоисточниках.

Так вот прочесала я все-таки весь музей. И не нашла Караваджо. Хотя на входе написано: Караваждо здесь, Караваджо сюда. Оказалось знаете что? Небольшая экспозиция напротив входа в главный зал. В центре два Караваждо: оригинал и копия. А по краям - пошаговый рассказ о том, что они делали с оригиналом, чтобы получить копию (она, на первый взгляд, чудесная, но без мазков маслом и без трещин, конечно). Вот и все...

В общем, я бы вышла из музея не до конца довольная, хотя и так не пожалела бы... но в одном из последних в моем обходе залов, где было представлено уже практически современное искусство, я натолкнулась на - на мой совершеннно профанский взгляд - потрясающую картину: August Strindberg - Staden. Я, к стыду своему, со Стриндбергом и как с писателем весьма поверхностно знакома. А что он еще и художник - для меня вообще открытие. А картина мне понравилась, пожалуй, больше всех, что я сегодня видела.

А потом я вышла из музея: розово-фиолетовые сумерки, падают хлопья снега, кругом огни и жизнь... красота. Но недолго. По мере приближения ко дворцу ветер усиливается, превращается в какой-то вмордувинд, снег туда же... словом, я не пошла по набережной, а смылась в "продуваемый ветрами" Гамла стан и там спаслась. Потому что по крайней мере сегодня ветры решили не заниматься таким пустым делом, как продувание Гамла стана. На набережной дуть куда вольготнее... И еще ежик подумал о лошади - как она там, в тумане...

Update. Завтра (а дописываю я уже 4 февраля) пятница, и потом Гюль-Брит, любительница godis, пообещала нам принести разных гудис на пробу. Так что у нас будет mysa прямо на уроке.

И еще update. Даже два.
1. Я что-то попутала и написала mysa сначала. Так вот оно не mysa, а mys.
2. Сегодня попробовала godis. Точно не знаю какие. Бабушкины зубы попробовала. Они шикарно смотрятся во рту, если ощериться - как вставные. На вкус обычное суфле. Как и многие другие. Шоколадные гудисы поинтереснее, все с какими-то смешными начинками. Одна была с каким-то как будто ликером, но... со вкусом кока-колы %) (поискать таких для Алишера, что ли... :))
Previous post Next post
Up