Фотосессия со свечами

Feb 16, 2017 03:34


Скажу сразу, что всё ниженаписанное стоит рассматривать исключительно как рассказ о моём эксперименте, а отнюдь не как истину в последней инстанции. Профессионалы наверняка найдут в моих советах кучу ошибок. Но я всего лишь любитель, который решил поэкспериментировать со съёмкой при свечах и, не найдя в интернете почти никакой информации о съёмке в таких условиях именно со студийным светом, хочет поделиться результатами с другими такими же любителями, как и я.


Идея этой фотосессии появилась у меня давно. Месяца эдак три назад. Она постепенно зрела, обрастала деталями, вырисовывались образы и даже конкретные кадры. И параллельно я искал информацию о том, как это реализовать технически. Поскольку я уже сталкивался со съемкой в условиях малой освещенности, суть проблемы я примерно представлял. И я полез в интернет курить букварь. В многочисленных букварях на эту тему был описан самый простой и незамысловатый способ - максимально открытая диафрагма и максимально допустимое ISO. Ну, и ставить свечки покучнее и побольше. Самые честные авторы предупреждали, что ждать хорошего результата от кропнутых матриц не стоит. Даже на не самом плохом Nikon D7100 при выставлении ISO в 6400 есть шанс не узнать модель. Вариант съемки со штатива с выдержкой в минуту не рассматривался, так как снимать я собирался не кобру, а очень симпатичную девушку, которая физически не сможет столько высидеть абсолютно неподвижно. Осмыслив прочитанное, я понял, что надо использовать дополнительный свет, похожий на свет от свечи. По цветовой температуре ближайшим является свет ламп накаливания, поэтому идеальным вариантом было бы использование студийных светильников в пилотном режиме. Но тут меня ждал подвох - мне нужно было подсвечивать очень ограниченный по размеру участок кадра. Из доступных мне вариантов я нашел только насадку со шторками и сотовой решеткой, и то в последний момент. По закону подлости, насадка никак не хотела одеваться на светильник вместе с лампочкой пилотного света. И я понял, что мне придется мудрить кадр со студийной вспышкой. Поскольку она на порядки мощнее света свечи, нужно было как-то обеспечить проработку пламени свечи в кадре. Я решил снимать со штатива с выдержкой от 1 секунды до 5 секунд, в зависимости от диафрагмы, а вспышку синхронизировать по задней шторке. В процессе эксперимента я смотрел, как влияет диафрагма на качество картинки. Оптимальным сочетанием для моих Nikon D7100 и Nikkor 35mm F1.8 G AF-S оказались диафрагма 8-9 (для обеспечения достаточной резкости) и выдержка около 1 секунды. Конечно, мне очень хотелось использовать свой любимый объектив Tokina AT-X Pro 80-200 F2.8, но пришлось от этой идеи отказаться по трём причинам. Во-первых, из-за недостатка пространства, во-вторых, из-за его слишком большого веса. А в третьих, телевикам свойственно "сжатие" пространства, что лишает кадр объемности.

Яркость вспышки я подбирал также экспериментально. И, разумеется, не обошлось без пульта ДУ для минимизации дрожания камеры. Ещё одним неприятным сюрпризом оказалась нестабильная работа системы автофокуса в условиях низкой освещенности. Но заметил я это только дома, отсматривая полученные кадры на компьютере. Думаю, включение подсветки фокуса исправило бы ситуацию, но проверить это я смогу лишь в следующий раз. Рекомендую использовать фокусировку по одной точке, перемещая её в зависимости от компоновки кадра на лицо модели. Снимать в таких условиях нужно однозначно в RAW, так как в случае ошибки вытащить что-либо из камерного JPEGа намного сложнее, если вообще возможно. При построении кадра старайтесь располагать источник света максимально близко к модели - это позволит уменьшить световое пятно. Направление источника света должно совпадать с направлением света от свечи. Также обязательно смотрите, не добавляет ли источник света лишних теней, которых не должно быть в кадре без него. Например, на этом кадре тень на лице от подсвечника выглядит вполне естественно, хотя и выделяется.


При компоновке кадра старайтесь не забывать про объём. Его можно показать как с помощью света, добавив в нужных местах несколько мелких свечей, так и с помощью композиции. Ощущение объема сильно зависит от ракурса съёмки.


Я долго думал над местом съёмки. Поскольку времени на эксперименты нужно много, вариант с арендой студии влетал в копеечку. А учитывая, что съемка была абсолютно некоммерческой, этот вариант вообще отпадал. Не поймите превратно, я готов платить деньги за студию, но в том случае, когда я чётко понимаю план съёмки и знаю, как мне выставить и настроить свет. Здесь же у меня не было ни чёткого плана, ни понятия о настройках света. А тратить дорогое студийное время на неспешные некоммерческие эксперименты я себе позволить не могу. В итоге я вспомнил про временно неиспользуемое помещение ресторана, имевшее как раз нужный мне интерьер. Там мы и экспериментировали аж целых семь часов, впрочем, не раскрыв и 30% интерьера.




Отдельно хочу остановиться на кадрах с использованием зеркала. Оно способно добавить глубину в сцену, но оно же может при невнимательности фотографа испортить кадр или значительно усложнить последующую ретушь. Следите, чтобы в зеркале не отражались вы вместе с камерой и другие "лишние" для кадра элементы - например, источники света. При нахождении модели близко к зеркалу следите, как отражается в нём лицо модели. Вполне реальна ситуация, когда лицо в отражении предстаёт в неудачном ракурсе и такой кадр приходится выбраковывать.


Очень популярны снимки, где отражение в зеркале заменяется на другой кадр. При подборе кадра для замены нужно очень внимательно смотреть на то, как расположен свет на выбранном кадре, а также на соответствие положения модели новому отражению. Мой пример скорее можно назвать неудачным - я такого кадра не нашёл. Впрочем, у меня была немного другая задача - поскольку моя модель актриса, я хотел показать в качестве отражения один из её сценических образов. Вообще, в идеальном случае кадр для замены снимается сразу же после исходного, с теми же настройками света и камеры.


Да, для тех, кто захочет поэкспериментировать со съемками при свечах, хочу напомнить, что свечи - довольно пожароопасная штука. И ещё они могут капать на кожу и одежду горячим воском, что не добавляет приятных ощущений модели. Впрочем, если вы решите снять сюжет в стиле "50 оттенков серого"... Но это уже тема для другой статьи
Previous post Next post
Up