О первенцах

Feb 02, 2014 09:48

Оригинал взят у vokina в О первенцах.
В разных культурах первенец наделен особой силой. У евреев прописано, что первенец получает в наследство долю в два раза большую, чем остальные. В королевских династиях первенец наследует трон.
Ну и многочисленные сюжеты, где духи получают себе первенца в обмен на спасение жизни. У Проппа это об инициации, но я вижу тут как раз закон родовых отношений.

Представитель рода сталкивается со смертельной опасностью для тела или для души. Представитель совершает нечто, запрещенное в обществе (убийство, каннибализм... ну или предательство, прелюбодеяние, брак без родительского благословения... тут у кого что под запретом) которое делается в особом состоянии. По-русски - злой дух вселился или "бес попутал".
Человек выжил достаточно, чтобы продолжить род. Но тайна (договор-то с духом тайный, без называния имен) омрачает жизнь родителю.
Первенец растет до совершеннолетия, после чего он отдается злому духу. (Начинает отрабатывать сценарий родителей. Хотел бы жить иначе, но сам не понимая, почему, делает иначе). При этом отправляется к нему сам. Т.е. со стороны это выглядит как его добровольное решение, но на самом деле он отрабатывает сценарий, заданный родителем.

Далее первенец-доброволец, описываемый в сказке, помогает кому-то (уходит в консультанты, учит кого-то тому, что у самого стало получаться ;) отдает себя миру) и у него появляются помощники. Которые, впрочем, говорят, что без них он был бы обречен. (Например, наркомания, алкоголизм, психиатрическая клиника, иные жизненные трагедии...).

Первенец узнает имя духа, учится у него и с помощью помощников овладевает силой духа.
И затем нормальная свадьба, когда первенец занимает царский трон, как ему и положено по праву рождения.

Впрочем, в сказке "Румпельштильцхен" родители не стали доводить до такого. Когда ребенок был еще мал, они пошли на терапию стали искать имя духа. Найдя имя духа, назвав вещи своими именами, сделав из тайного явное, они не отдали первенца, и он стал королем.

Т.е. первенец обладает большей силой по праву рождения. Особенно, если там была правильная свадьба и зачатие произошло во время ее. Но он словно заложник семьи, наследство - его, все, и с богатством рода и с духами, которые искривляют родовую силу. Да и на троне он может не хотеть сидеть. У идущих следом вариантов больше, от них не так жестко ожидается соблюдение семейных правил.
А если детей в семье больше двух, (вторые дети в аристократических семьях, которые обязаны были соблюдать правила продолжения рода, часто отдавались богу, отмаливать грехи семьи), так от младшего вообще ничего не требуется, кроме как "петь, плясать и других потешать" (одно из окончаний Сороки-вороны).

род

Previous post Next post
Up