(Окончание интервью с шеф-редактором радио "Эхо Москвы в Самаре" Людмилой Шидловской)
- 11 декабря 2014 года в Госдуме прошел круглый стол, на котором парламентарии обещали всяческое содействие дачникам. Как, по-вашему, это свершится?
- Конечно, нет. Говорить можно все, что угодно, но есть рынок, который сам все регулирует. Скажешь: «Подать сюда электрички»! А их нет. Подвижной состав содержать дорого. Соответственно, и перевозки стоят дорого. Вообще в нашей стране есть фокус, который я никак не могу разгадать: у нас все невыгодно. Растить скот, пшеницу, производить удобрения, развивать промышленность - все невыгодно, как послушаешь. С дачей то же самое. Активисты газеты «Дачница» давно все подсчитали. Никакие льготы от государства не окупят траты на возделывание участка: электричество, удобрения, воду, дом и так далее. Недавно в транспорте прочитала: «Землю - крестьянам, заводы - рабочим, а деньги - мне». Так и получается. Декларируют у нас все для народа. Но ничего не делается для того, что бы дача стала средством производства или хотя бы обеспечения своей семьи.
- Так стоит ли овчинка выделки?
- Есть что-то, что нельзя измерить рублем - психотерапия, позитивное отношение к миру, свой маленький кусок природы. Как-то раз мы с семьей отправились за город. Забрались далеко-далеко, за Большую Каменку (село в Красноярском районе Самарской области - прим. авт.), хотели найти райские кущи, чтобы - тишина, чистая вода. Нашли поляну, а там столько мешков с мусором! Подгузники, прокладки, бумага, тряпки - все это разбросано! Понятно, что до нас здесь были приличные люди, которые собрали мусор в мешки и, скорее всего, забыли забрать, а уже звери и птицы разнесли это по всему лесу. Только от этого не легче. На своей даче ты хотя бы знаешь: у тебя есть этот кусок земли, и твои дети, внуки будут ходить босиком по чистой траве. И пусть будет немного урожая, но ты будешь точно знать, что там нет ничего лишнего.
- Можно ли сегодня заинтересовать молодых людей дачей?
- Можно, если есть желание. Хотя молодые начинают с шашлыков. Принимают у себя друзей. Потом смекают: как-то не хорошо жарить шашлыки на голой земле, надо хоть газон посадить. Посадили газон, смотрят: чего-то не хватает. Цветы! Сажают цветы. Думают: и что же мы, на этой даче под шашлык себе хорошей травы не вырастим, типа кинзы? Кроме шашлыков можно готовить плов, а для него нужен барбарис, который тоже можно посадить на даче. А потом получаешь удовольствие просто от того, что можешь удивить гостей тем, что у тебя растет. «А это ваш абрикос такой сладкий?» - «Наш, местные селекционеры вывели хороший сорт». - «А виноград ваш?» - «Наш, ешьте, гости дорогие».
- Может получится хороший садовод из того, кто к этому не приспособлен?
- Я вам вот что скажу: лучшие томатоводы получаются из инженеров. Их педантизм имеет особое значение. Они работают на предприятиях, где от них требуют неукоснительного выполнения определенных задач в определенные сроки. Такой же подход у них и к выращиванию. Гуманитарий может сказать: «Что-то сегодня мне некогда, займусь позже». У инженера все четко: положено томаты поливать в пять утра теплой водичкой - он встает и поливает. И они ведут дневник работ: что я сделал, почему и что не так. Так что у них обалденный урожай.
- Каждый год?
- Нет, конечно. Каждый сезон на даче не повторим, даже если ты делаешь то же, что и раньше, может ничего не вырасти. Никто не знает, почему. Особенно удивляются инженеры, предприятия которых каждый сезон работают стабильно. Сверил в дневнике: это сделал, то сделал. Но вот луна со звездами о чем-то не договорились, и ты остался без урожая. Знаете ли вы, что квасить капусту надо на четвертом дне убывающей Луны? Сторонники землелогического земледелия уверены - от Луны зависит очень многое на земле - от нашей бессонницы до приливов и отливов океана. Люди и растения состоят из воды, и Луна притягивает или оттягивает содержащуюся в нас влагу. Правда, если сажать строго по Луне, можно сломать голову от такого количества всяческих заморочек. Или такое правило: хочешь посадить чеснок, сажай головку, в которой четное количество перьев, иначе не будет урожая. Все это повелось издавна путем наблюдений. Для человека невежественного в земледелии это кажется колдовством и суеверием, но это работает.
- Есть ли у вас свои правила, исходя из вашего опыта?
- Однажды я поняла: к растению нужно относиться как к живому, иначе оно может не вырасти. Например, я раньше думала, почему после вымачивания семян в марганцовке, их надо промыть? Это же и питание, и защита? Оказывается, зерно может сгореть. Это как если смазать ребенку йодом руку. Можно смазать чуть-чуть, а можно мазать без конца, и тогда сделаешь ему ожог.
- Популярна дачная тема сегодня среди людей зрелого возраста?
- Что могу сказать… Как бы ревностно не относились к этому мои коллеги-политики, но на самарском «Эхо Москвы» самая рейтинговая программа - «Дачный вопрос». Даже в декабре-январе идут постоянные звонки от радиослушателей. Звонят и тридцатилетние. Так бывает - к тридцати шашлыки и друзья уступают место детям и земле. Шесть соток становятся твоим домом, который ты обустраиваешь по своему вкусу.
- Как вы думаете, дачное движение в России возродится или сойдет на нет?
- Я думаю, будет то же, что и было. В этом году, к примеру, подскочили цены на семена. Обычно в садовых магазинах в январе-феврале народу!.. Чтобы что-то купить, нужно выделить день, поехать туда и потоптаться в толпе (ведь мало купить, надо вначале выбрать, подумать). Сейчас никого нет, пустота. Так что как бы государство ни старалось, не думаю, что дачное движение наберет обороты. Это произойдет, когда мы поймем, что нам совсем нечего есть, и никто нам ничего не привезет. Когда-то я на своем дачном участке даже сажала картошку - была нужда. Сейчас, кроме цветов и травы, там ничего не растет. А если посмотреть шире, философия дачного движения в обществе идет параллельно такому явлению, как эскапизм. Ты уходишь от общества, создаешь свой собственный мир, в котором живешь, и счастлив, когда тебя не касается все, что происходит за забором. Там ты мало что можешь изменить. Здесь - можешь, даже если мало что получается, это все равно твой мир, плохой он или хороший.
- Несмотря на то, что этот мир очень личный, дачники как-то объединяются?
- Да, я, например, не знаю своих соседей по лестничной клетке, а с дачными соседями у меня дружба, обмен опытом, посиделки, чай, шашлык. Они становятся кем-то между родственниками и друзьями. Между нами нет стен. Особняком держится только один наш общий сосед, который отгородился пятиметровым кирпичным забором. На даче другие отношения между людьми, скорее - деревенские. С соседями можно не дружить, но хотя бы здороваться надо.
- Садоводство - это творческий процесс?
- Это супер-творческий процесс. Если ты догматик, у тебя ничего не получится. Из догматиков получаются сомнительные строители новых систем - Ленин, Сталин… Однако их системы рано или поздно разрушаются, так как они считают, что человек - это кирпичик. А человек реагирует. И стена из таких кирпичей рассыпается. Так же и в растениеводстве. Я восхищаюсь ботаниками, которые понимают не только суть растения, но и способ его взаимодействия с окружающим миром и даже с космосом. С ветром, тенью, магнитными бурями и настроением того, кто выращивает. Да, как это ни удивительно, ваше настроение тоже влияет на растения.
- Значит, успехов в земледелии добиваются люди педантичные, и при этом они как-то умудряются подходить к процессу творчески?
- Конечно! Ведь этим педантом движет не просто цель что-то вырастить, а любовь.
- И можно отходить от правил и экспериментировать?
- Сколько угодно! Главное - не делать этого тотально и назло. Впрочем, из садовода не выйдет деспот. В этом принципиальное его отличие от политика. Политика - это разрушающее занятие, а садоводство созидающее.
- В то же время, садовод - это в чем-то бунтарь, если он противопоставляет системе свой собственный мир?
- Абсолютно верно! Почему, думаете, Сталин уничтожал крестьянство? Потому что этим людям очень сложно повесить лапшу на уши. Они знают, что мир устроен вот так, и ему уже не скажешь: если мы захотим, мы повернем реки вспять, а растения заставим расти вверх корнями. Крестьянин знает, где границы возможного. Он может быть не дипломированным агрономом, но точно знает, как устроен мир.
Фото Юрия Стрельца