r_9

Вальтер Гропиус и Адольф Мейер на выставке Веркбунда в 1914 г.

Oct 17, 2007 00:49





Образцовое промышленное предприятие с административным корпусом. Общий вид промышленного
комплекса, дворовый фасад административного корпуса. арх. Вальтер Гропиус (Walter Gropius)
и Адольф Мейер (Adolf Meyer), Выставка Веркбунда, Кёльн, 1914 г.

Ещё до Первой мировой войны Вальтер Гропиус (Walter Gropius) и Адольф Мейер (Adolf Meyer) спроектировали и построили здания, в которых явно были предсказаны все принципы архитектуры модернизма. Конечно самое знаменитое их здание, вошедшее, как говориться, во все учебники - это фабрика Фагус (Fagus Werke) в Альфельде-на-Лейне, построенная в 1911-1916 гг. Впервые там была реализована конструктивная схема, в которой несущие опоры отнесены от фасада, а стена превращается в лёгкую оболочку из стекла. Так появилась самонесущая стена в современном понимании. Угол - обычно самая нагруженная и массивная часть каменных зданий в здании завода Фагус полностью остеклён - там нет совершенно никакой опоры - углы перекрытий просто парят в воздухе. В фабрике Фагус была интуитивно найдена лёгкая и изящная динамичная форма современного здания, которая получила развитие в огромном количестве проектов и построек XX века.
Развитием идеи стала следующая постройка авторов, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Это образцовое промышленное предприятие с административным корпусом, спроектированное и построенное для выставки Веркбунда в Кёльне в 1914 г.
Конторский корпус (представленный на иллюстрациях) окружён с трёх сторон полосой сплошного остекления на уровне второго этажа. Лента стекла переливается в красиво прорисованные стеклянные полуцилиндрические объёмы лестничных клеток. Мне всегда нравилось что на самом верху стекло тоже слегка закругляется в разрезе - отличный приём. Железобетонные винтовые лестницы, упакованные в гнутое стекло, сделаны особенно тонко - ступени консольно заделаны в цилиндрическую центральную опору, что позволяет полностью избавить наружные стены от нагрузки. На крыше расположены сад и ресторан. Лёгкость и изящество композиции поражают. Реализация тоже на высоте.
На выставке Веркбунда было ещё много интересных построек, например известная работа Б. Таута - стеклянный павильон. Эта выставка стала в итоге весьма важным этапом в развитии эстетики немецких течений модернизма и экспрессионизма.
Естественно, хочется сравнивать эти вещи с постройками отечественных школ раннего модернизма. Конечно, на таком фоне большинство построек советского авангарда выглядит уныло, тяжело и неказисто. Глядя на эти образцы осознаешь, что техническая и экономическая отсталость, политическая ситуация и ряд других причин не позволяли советским архитекторам в конце 1920-х гг. строить так, как это умели делать в Германии ещё в середине 1910-х гг. (Всегда мне вспоминается злополучный голосовский жилой комплекс в Иванове) Очень жаль...

Использованы иллюстрации из книги Ю. Ёдике "История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции". (Jurgen Joedicke "Geschichte der modernen Architektur. Synthese aus Form, Funktion und Konstruktion".)

Адольф Мейер, из истории модернизма, Вальтер Гропиус, современная архитектура, модернизм, Германия, функционализм, архитектура

Previous post Next post
Up