![](http://farm3.static.flickr.com/2098/1591294562_d7cd18be79.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2419/1590415875_a0ef1565eb.jpg)
Образцовое промышленное предприятие с административным корпусом. Общий вид промышленного
комплекса, дворовый фасад административного корпуса. арх.
Вальтер Гропиус (Walter Gropius)и
Адольф Мейер (Adolf Meyer),
Выставка Веркбунда, Кёльн, 1914 г.
Ещё до Первой мировой войны
Вальтер Гропиус (Walter Gropius) и
Адольф Мейер (Adolf Meyer) спроектировали и построили здания, в которых явно были предсказаны все принципы архитектуры модернизма. Конечно самое знаменитое их здание, вошедшее, как говориться, во все учебники - это
фабрика Фагус (Fagus Werke) в
Альфельде-на-Лейне, построенная в 1911-1916 гг. Впервые там была реализована конструктивная схема, в которой несущие опоры отнесены от фасада, а стена превращается в лёгкую оболочку из стекла. Так появилась самонесущая стена в современном понимании.
Угол - обычно самая нагруженная и массивная часть каменных зданий в здании завода Фагус полностью остеклён - там нет совершенно никакой опоры - углы перекрытий просто парят в воздухе. В фабрике Фагус была интуитивно найдена лёгкая и изящная динамичная форма современного здания, которая получила развитие в огромном количестве проектов и построек XX века.
Развитием идеи стала следующая постройка авторов, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Это образцовое промышленное предприятие с административным корпусом, спроектированное и построенное для выставки Веркбунда в Кёльне в 1914 г.
Конторский корпус (представленный на иллюстрациях) окружён с трёх сторон полосой сплошного остекления на уровне второго этажа. Лента стекла переливается в красиво прорисованные
стеклянные полуцилиндрические объёмы лестничных клеток. Мне всегда нравилось что на самом верху стекло тоже слегка закругляется в разрезе - отличный приём. Железобетонные винтовые лестницы, упакованные в гнутое стекло, сделаны особенно тонко - ступени консольно заделаны в цилиндрическую центральную опору, что позволяет полностью избавить наружные стены от нагрузки. На крыше расположены сад и ресторан. Лёгкость и изящество композиции поражают. Реализация тоже на высоте.
На выставке Веркбунда было ещё много интересных построек, например известная работа
Б. Таута -
стеклянный павильон. Эта выставка стала в итоге весьма важным этапом в развитии эстетики немецких течений модернизма и экспрессионизма.
Естественно, хочется сравнивать эти вещи с постройками отечественных школ раннего модернизма. Конечно, на таком фоне большинство построек советского авангарда выглядит уныло, тяжело и неказисто. Глядя на эти образцы осознаешь, что техническая и экономическая отсталость, политическая ситуация и ряд других причин не позволяли советским архитекторам в конце 1920-х гг. строить так, как это умели делать в Германии ещё в середине 1910-х гг. (Всегда мне вспоминается
злополучный голосовский жилой комплекс в Иванове) Очень жаль...
Использованы иллюстрации из книги Ю. Ёдике "История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции". (Jurgen Joedicke "Geschichte der modernen Architektur. Synthese aus Form, Funktion und Konstruktion".)