Гуляя по Выборгу, рассматривая городскую архитектуру, трудно не обратить внимание на здания эпохи так называемого "белого" функционализма. В самом деле, постройки эти выделяются из среды не только ритмической строгостью, рафинированностью объемных решений, динамизмом, но и цветом. Почти все здания 1920-1930-хх гг. окрашены по штукатурке в яркий холодно-белый цвет - решение более чем обычное для европейской архитектуры тех лет. Однако, нельзя забывать, что человек, который впервые выступил в Виипури с архитектурой функционализма, совсем не являлся модернистом ортодоксом. Он то как раз вполне обычным не был. Напротив принципы, составляющие основы "современного движения" он толковал более чем вольно, чем, видимо, удивлял многих своих коллег.
Виипури - родной город Ульберга. Здесь находятся основные его крупные постройки. С 1932 по 1936 г. этот человек занимал пост главного архитектора города.
Каждый, кто изучал архитекуру "современного движения" знает: тогда боролись против орнаментов, истроизма и символизма, тогда было принято по возможности игнорировать местную культуру и условия, тогда было принято использовать все новейшие материалы и конструкции. Иными словами архитектура была сведена к в меру безликому и универсальному направлению, сконцентрированному на эстетизации функции и конструкции. Многие архитекторы, только ради того, чтобы быть современными добровольно сковали себя строгими догмами функционализма. Это привело к тому, что из архитектуры постепенно стала выхолащиваться духовная составляющая, исчезало какое-то таинство, момент искусства.
Ульберг превращаться в бездумного подражателя Корбюзье и Весниных не хотел. Не хотел он и просто так играть, как в кубики, в штамповые приемы модернизма. У него в голове сложился свой, особый подход. И связанно это, мне кажется, не с желанием как-то выделиться или привычкой идти немного в стороне, а с глубоким пониманием автором принципа архитектурной преемственности, истории и роли архитектора в историческом городе, где рядом "живут" средневековые крепости и бастионы, русский строгий классицизм, финский национальный романтизм и другие направления.
Принимая некоторые общие композиционно-конструктивные приемы модернизма, Ульберг не собирался добровольно отказываться от симметрии, орнамента, колоннад и антаблементов. Особоенно интересовал проектровщика такой элемент как проем с арочной перемычкой. У него на фасадах, в противовес всем известным модернистам, можно запросто обнаружить такие окна и двери.
Ульберг старался, по-возможности, использовать самые современные конструкции. Например, его здание гороского Ломбарда решено в полностью монолитном железобетонном каркасе с самонесущими фасадными стенами. Узел сопряжения несущих стоек каркаса с неразрезными политами перекрытий решен в характерной для того времени манере - через "грибовидную" капитель. Призма капители содержит большое количество рабочей арматуры, через которую осуществляется перевязка горизонтальных арматурных каркасов в перекрытии с вертикальными каркасами колонн. Очертания "грибов" выбраны, исходя из графика распределения усилий в конструкции от нагрузки. Сечения несущих колонн-"грибов" уменьшаются с каждым верхним этажом - это связано с нарастанием усилий к нижней части здания, - это живое свидетельство максимально рационального подхода к проектированию. Такая конструкция получила широкое распространение в архитектуре промзданий первой половины XX в. Ульберг проектирует каркас для изготовления в деревянной опалубке. Доски набиваются в щиты с особой тщательностью - сегодня на перекрытиях можно наблюдать красивую и ровную фактуру древесины.
Каркаснах схема позволила архитектору прорезать в фасаде непрерывные ленточные окна от края до края.
Другое произведение Ульберга (кстати, мое любимое здание в Выборге), о котором пойдет речь, Здание Городской картинной галереи и школы искусств занимает особое место в архитектурне города. Место для здания было выбрано знаковое - бастион Панцерлакс (Pantsarlahti), который сохранился от массивных укреплений Pоговой крепости, возведенной во времена Эрика XIV и Юхана III . Хотелось бы верить, что эта уникальная градостроительная идея принадлежала изначально именно Ульбергу. В качестве заказчика выступало Общество искусств Виипури. договор был заключен в 1928 г. Через год началась стройка, а сдан объект был аккурат к сороковой годовщине Общества искусств, в 1930 г.
Как говорил один знакомый всем мастер: "в любой постройке важны 3 составляющие: место, место и ещё раз место" :) Здесь все сложилось просто удивительно: белоснежный точеный объем здания Ульберга эффектно контрастирует с мощными подпорными стенами старого басиона, колоннада здания, замыкающая сложный по форме двор обращена в сторону порта и парадно завершает городскую застройку с Юга. Кроме того, Уно превращает свой дом в огромные "ворота", пропилеи - портал, зажатый между двумя находящимися под углом друг к другу глухими торцами 2-х корпусов. К "пропилеям" он подводит со стороны города широкую лестницу.
Автор задумал расположить главные группы помещений в прямоугольных в плане крыльях, помещенных по обе стороны от "ворот" и замкнутых со стороны воды криволинейной галерей-"антаблементом" с арочными проемами, поставленной на стройные колонны. Автор создает, таким образом, монументальную симметричную осевую композицию. В восточном крыле - музей, в западном - школа. К музейному крылу Ульберг, совсем не боясь разрушить сформированную ось, пристегивает залы и развитой блок вспомогательных помещений, довольно непростой по объемному решению. Там же он ставит мощную трубу, также немного "сбивающую" активную симметрию.
Концепция родилась не сразу. Первый вариант проекта был более простым: здание решалось также с внутренним двором, но прямоугольной формы. Прорисовка была более сухая, напоминавшая обычный функционализм.
Обдумав более внимательно функцию и местоположение здания, Ульберг решает дать волю чувствам. Он усложняет план и дает эффектную, решенную в современных пропорциях колоннаду, ненавязчиво, ассоциативно отсылающую к классике. Автор решает использовать свои любимые арочные перемычки, французские балкончики. Он также вводит в здание скупую, но одухотворяющую формы орнаментальную пластику - меандровый поясок под карнизом, упрощенные намеки на триглифы в колоннаде, сандрик на кронштейнах над проемом "ворот". Все это делает образ здания утонченным, поэтичным, не мешая ему при этом быть современным.
Hosting by:
yourep.com: upload, organize, share photos Панорама площади: белоснежный объем музея на древних стенах Панцерлакса.
Вид из двора на монументальный проем. Круглые функционалистские окна по обе стороны. Дворовые фасады, как и полагается в функционализме решены по разному - от функции, от интерьера.
Орнаментика на перекрытии проема "вотрот"
Типичный для функционализма французский балкончик. Вид из-под колоннады.
Дворовый фасад музейного крыла. Вот они - арочные окошечки, которые так любил Уно.
Колоннада. Конечно же, фасад не симметричен - это функционализм - окна и балконы там, где они и должны быть, никакой догматики.
Вид на южную окраину города. Видна сторожевая башня.
Довольно развитые подсобки и зал. Такие окна, лесенки и ограждения мы можем видеть и у Аалто. Но у него мы не можем видеть такого "мостика", как на заднем плане. Фасад залов решен перфорацией, на школьной стороне окна абсолютно иные - широкие, все-таки для художественных классов.
Шикарный козырек.
Вид на "пропилеи". Супер минимализм.
Изящно решенный сандрик.
yourep.com: upload, organize, share photos Вид от подножия старого бастиона. Очень живописные подпорные стены...
Ещё одна панорама. Спарва тоже работа Ульберга (о ней - позднее)
А вот и окна школьного крыла. Сразу видно - окна студий. Форма проемов
очень незаурядная. Это не просто обычнве "лежачие окна"
Фото и текст мои. (с) 2006
Хостинг изображений лбезно предоставлен
yourep.com: upload, organize, share photos Спасибо за внимание!