r_9

Финский национальный романтизм: Дворец Пиетинена в Выборге (Pietisen Palatsi, Viipuri) 1912

Jul 17, 2006 18:02



В одном из комментериев к моему посту о петербургом доме, построенном А. Л. Лишневским в Свечном переулке, пожелавший остаться неизвестным пользователь отметил, что если бы я "взглянули на жилой дом, построенный за пару лет до этого Саариненом, Гезелиусом и Линдгреном в Выборге напротив тамошнего вокзала", то понял, "что это (дом Лишневского) - всего лишь имитация работы мастеров".
В Выборге я бывал много раз, однако никогда не уделял должного внимания этому зданию, которое расположено на большой привокзальной площади. Вчера я съездил туда и внимательно рассмотрел наконец это строение. Не могу сказать, что я полностью теперь согласен с моим анонимным читателем, которому я очень благодарен за то, что он дал мне повод вновь посетить любимый мной город Выборг. (Эту поездку я использовал ещё и для того, чтобы подробно отснять памятники выборгского функционализма (особенно три здания Уно Ульберга). Да, и в самом деле, целый ряд декоративных мотивов дома Лишневского повторяет приемы, использованные финскими мастерами (рельеынве маски, завершающие лопатки стен, перспективные порталы, маски-консольки под лопатками в верхнем уровне), однако это вряд ли говорит о каких-либо имитациях. Это просто творческое восприятие автором-эклектиком модных приемов, витающих в воздухе. Думаю, это просто лишний раз подтверждает тот факт, что приемы модерна и северного национального романтизма, как его частного проявления, были достаточно расхожими. Лишневский, конечно, теоретиком и мастером модерна никогда не был. (Поэтому с моей стороны было бы неуместным приписывать этому человеку изобретение рассматриваемых приемов) Он работал в настолько разннобразных направлениях, что сформулировать его творческое кредо в отношении стилистики не представляется возможным. Автор перепробовал все от неоготики и неоренессанса до модерна, псевдо-функционализма и советского романтизма 1930-х. Отличительными чертами Лишневского были не некие стилистические привязки, о общие принципы проектирования: вписывание объекта в градостроительный контекст и непременная детальная орнаментальная разработка фасадов (поэтому Лишневский "молчал" во времена засилья в СССР принципов модернизма). Эти качества, как мы знаем, окакзались в России как нельзя больше востребованными в те непростые времена, когда архитекурой всерьез заинтересовался отец народов, тогда Лишневский "заговорил" на своем обычном языке.




Фото взяты с сайта http://www.viipuri2000.vbg.ru/

На левом снимке исторический вид постройки. Как можно видеть на фотографии справа (современный вид) верхняя часть претерпела некоторые изменения. В результате, композиция несколько ослабилась, успоколся и былой динамизм, кроме того, угол теперь носит не насколько подчеркнутый характер.

Фотографии, сделанные вчера:

01 - Фасад со стороны привокзальной площади.



В большем разрешении

02 - Фрагмент фасада: резные маскароны, завершающие фактурные лопатки.



В большем разрешении

03 - Маскарон, отражающий типичные для северного национального романтизма мотивы. Обращает на себя внимание в меру беспечный, но определенно соответсвующий общему решению лаконизм проработки



В большем разрешении

04 - Деталь: лопатки верхних этажей здания поддерживаются небольшими забавно нарисованными консольками. Издали рельеф можно воспринять как некую абстрактную композицию, однако неприкрытый антропоморфизм заставляет увидеть в этой детали лицо какого-то иронично улыбающегося существа. Может быть какого-то финского гнома?



В большем разрешении

05 - Входная дверь. Лопатки и рельефная пеналь - простые и строгие средства декоративной обработки



В большем разрешении

фото, модерн, Гезелиус, Линдгрен, Сааринен, XX век, Выборг, северный модерн, viipuri, архитектура

Previous post Next post
Up