Про нашу праматерь Рахель
написал я вроде безвинную фразу: "После смерти она стала защитницей народа, которая молится за него перед Всевышним каждый раз, когда мы уходим в изгнание".
И в кривом сне не могло прийти мне в голову, что тут присутствует что-то странное и непонятное. Забыл, должно быть, как сам прореагировал бы на такие слова еще сорок пять лет назад.
Но вот получил язвительное замечание:
"Реб Рувен, это метафора? Или вот именно так и трактует вопрос ортодоксальный иудаизм - что где-то в астральных высях или райском саду пребывают духовные существа почивших,- молящиеся, играющие на духовых и струнных, обращающиеся ко Всевышнему с просьбами?"
(Обратите внимание на церковные образы.)
Попытался, не впадая в миссионерский запал, ответить двумя словами. Получил еще большее непонимание:
"Ага! То есть если вы вспоминаете светлый образ Рахели и повторяете ее молитвы, то это делает вас благороднее и чище, а вашу молитву - действеннее? Так что ли? Или сама Рахель в каком бы то ни было виде предстоит сегодня у Престола Создателя и сама творит молитву?"
Светлый лик Рахели, творящей молитву у престола, меня совсем доконал, - и я сдался, отменив обмен репликами.
У них там люди в черных попонах ходят по академиям наук и всю профессуру кропят святой водой, а мне отдувайся? Там без освящения и махания кадилом линкор на воду не спустят, фазатрон не заведут, ракету к Плутону не отправят - а на нас падает обвинение в мракобесии и в сопротивлении прогрессу?
С улыбочкой меня спрашивают: "Ну, и что вам дает поход к раввину за брахой?"
"Все, говорю, дает", а сам опасливо жду продолжения.
"А откуда он, раввин, знает, что вас ждет в дальней дороге и в казенном доме? Почему вы ему верите?"
"Верим потому, что так об этом сама Тора сказала: если будут трудности - идите к своим мудрецам, они ответят на вопросы".
"Они, эти ваши мудрецы - пророки, да?"
"Нет, не пророки и даже не дети пророков".
"А откуда все знают?"
"Ничего они не знают. Просто то, что они просят у Всевышнего, Тот им дает. Он и мне бы дал, но мой духовный уровень ниже. А ученому праведнику и учителю Торы - даст! Вот к нему я и иду за брахой".
Ну, неужели трудно это понять? Причем заметьте, я разговариваю с евреем. И он сам ко мне зашел, а не я за ним по улице гнался, зазывая учить Тору. Я вообще скептик.
** **
Потом, конечно, наступает релаксация. И я рассказываю истории.
Любопытно: чем больше скепсиса, тем более внимательно слушает человек истории про раввинов - как они браху дают, как та браха людей лечит и т.д. (Хотя я на месте этих фом-неверущих продолжил бы. И спросил бы: если ваша браха так здорово лечит, почему не поставить эксперимент и действительно проверить, какие у брахи есть терапевтические качества? Провести исследование, сделать опросы - а потом так и писать в карточке больного: столько-то молитв по утрам натощак, перед обедом такая-то браха, а на ночь две заповеди для профилактики и крепкого сна.)
Короче,
читайте историю про калькуттского еврея Сасона Бенвеништи. Как его рав Дискин вылечил. Об этом вот уже сто лет в книгах пишут, а среди людей клана Бенвеништи - это вообще хрестоматия.
Что касается разгадки того, как рав Дискина лечил людей благословением, - так это я только что объяснил. Никакой мистики и светлого образа у престола.))